Отказ от прогнозов, проблемы с бюджетными кредитами, снижение располагаемых доходов, истощение залоговой базы и другие квазиэкономические тренды недели, которые скажутся на области. Мы решили начать публиковать выборки из нашей еженедельной аналитики эффективности работы региональной власти в разрезе федеральных требований.

success-1093891_640

Вариативное планирование

На уходящей неделе область приняла новый порядок утверждения бюджетного прогноза на долгосрочный период взамен принятого в конце 2015 года. Новый порядок, как нам сообщили в областном минфине, основан на новых инструкциях, спущенных с федерального уровня. Предыдущий порядок принимался без их учета, что и привело к необходимости разработки нового.

Ключевая особенность новой методики заключается, фактически, в том, что отныне бюджетный долгосрочный прогноз будет разрабатываться не на базе прогноза социально-экономического развития, а лишь с его учетом. Реальной основной станут показатели развития региона на вариативной основе, которые будет разрабатывать Министерство развития конкуренции и экономики области.

Федеральные механизмы планирования, запущенные до «новых экономических условий», к настоящему времени утратили какое-либо практическое содержание, редуцировав до ритуальной разработки документов согласно закрепленным требованиям.

Вариативность является следствием принятия федерального закона о стратегическом планировании и заключается в оперировании несколькими сценарными планами развития. При этом федеральные требования таковы, что подразумевают «вертикальность» этих сценарных планов. Таким образом, если до недавнего времени при составлении бюджетных прогнозов требовались лишь спущенные сверху данные прогноза социально-экономического развития, то в нынешних условиях часть экспертизы по разработке прогнозных сценариев оказалась спущенной на уровень региона, что требует значительного усложнения механизмов разработки требуемых на федеральном уровне документов ввиду увеличения пространства ответственности на фоне роста количества регламентирующих документов, которые необходимо соблюдать.

При этом рациональная составляющая бюджетных прогнозов неизбежно уменьшается — с учетом расширения возможностей внесения изменения в документы долгосрочного планирования они перестают быть таковыми. Фактически, новые федеральные механизмы планирования, запущенные до «новых экономических условий», к настоящему времени утратили какое-либо практическое содержание, редуцировав до ритуальной разработки документов согласно закрепленным требованиям.

Необходимость генерации усложняющегося и увеличивающегося потока документации на уровне регионов оказалась закреплена в виде изменений в методику «расчета показателей для оперативной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». При этом изменения в методику, принятые в 2015 году, таковы, что в существующих условиях заставляют регионы не только ориентироваться на индикаторы, закрепленные в методике, но и создавать специальные структуры для их исполнения с учетом увеличения объемов и усложнения отчетности.

В этой парадигме можно рассматривать и создание на базе областного минэка Министерства развития конкуренции и экономики, необходимость которого вызвана введением в методику индикатора «Уровень содействия развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (процентов)», а также новыми требованиями к прогнозной деятельности в свете стратегического планирования. На общем экономическом фоне суть деятельности подобных структур в регионах неизбежно сводится к производству потока документации, подконтрольной федеральным ведомствам, и изобретением способов создания положительных показателей по необходимым индикаторам Методики.

Реальные доходы

По предварительным итогам мая, показатели Ульяновской области по реальным располагаемым денежным доходам оказались далеко не самыми оптимистичными на общероссийском уровне.

Общая ситуация: динамика падения реальных располагаемых доходов с начала года такова, что худшие показатели наблюдались (по отношению к предыдущим периодам) лишь в начале 2008 года. Но если тогда рост располагаемых доходов моментально восстановился, то, начиная с конца 2014 года этого в России не происходит. При этом в апреле-мае в ряде регионов, в том числе и в Ульяновской области, наблюдается ситуация, когда падение реальных располагаемых доходов населения превышает уровень падения реальных заработных плат, причем без фиксирования факта снижения накоплений в виде остатков наличности, акций либо денег на банковских счетах. Для федералов подобное соотношение служит индикатором того, что в регионах, где оно наблюдается, заканчивается «подушка безопасности», сформированная за счет неучитываемых доходов и накоплений на фоне роста денежной массы. При этом по итогам мая в Ульяновской области не отмечалось серьезного снижения объемов торговли, что может указывать на попытки влияния на индекс потребительских цен с целью корректировки размеров обязательных платежей и взносов, учитываемых при расчете располагаемых денежных доходов.

Динамика падения реальных располагаемых доходов с начала года такова, что худшие показатели наблюдались (по отношению к предыдущим периодам) лишь в начале 2008 года.

Корректировка подобной ситуации на региональном уровне при нынешней структуре занятости неизбежно приводит к появлению замкнутого круга — большую часть фиксируемых выплат в виде заработной платы образуют выплаты бюджетникам и работникам компаний с государственным или муниципальным участием, но эта часть выплат уже не перевешивает рост неучитываемой денежной массы. Поднять заработные платы для достижения нового локального баланса по индикаторам по понятным причинам нельзя, равно как и снизить рост неучитываемой денежной массы, которая и формирует основы для положительной динамики «торговых» индикаторов. Иначе говоря, к настоящему моменту возникла ситуация, когда одни индикаторы говорят о том, что потребительские возможности населения катастрофически падают, а другие индикаторы о том, что серьезно не падают, хотя граница возможностей самовыживания по финансовым показателям уже близка. В этой ситуации неизбежными приоритетами для регионов становятся те индикаторы, которые учитываются при оценки деятельности их руководства непосредственно, что приводит к поиску путей формального учета неучитываемой денежной массы.

В своем движении в этом направлении Ульяновская область повторяет практики, которые используют другие регионы. Основной прослеживаемой тенденцией в этом направлении являются попытки создания цехов, объединяющих тех или иных промысловиков, — от собирателей до кустарей и ремесленников. Подобные цеха облекаются во внешнюю форму ассоциаций: таксистов, гаражных производителей, грузоперевозчиков, застройщиков и так далее. Основной проблемой подобного подхода является ограниченность его применения ввиду неизбежного расходования ресурсов на поддержание создаваемых структур с одновременной опасностью перехода через грань реального социального напряжения при использовании репрессивных механизмов.

Проблемы с кредитами

В мае замкнулась ситуация с кредитами, которые брали регионы на волне исполнения майских указов Путина. В общей структуре банковских портфелей доля таких кредитов превысила долю коммерческих, что произошло впервые. При этом все банки, кредитование регионов в которых было возможно, в нынешних условиях оказались получателями помощи Центробанка, предъявляя регулятору в виде товара долги, а многие «коммерческие» кредиты регионов были реструктуризованы как бюджетные. Таким образом, нынешняя ситуация свелась к тому, что финансирование региональных бюджетных обязательств стало вестись фактически из федерального бюджета, но не напрямую, а через посредничество банков. При этом никаких предпосылок к изменению сложившейся ситуации нет, что вынуждает регионы продолжать игры в кредитополучателей на банковском «рынке».

Для взятие кредитов на собственные, а не спускаемые сверху нужды,не оказалось нормальных залогов.

И если с региональными «бюджетными» кредитами проблем не возникает, то с теми кредитами, которые напрямую не соотносятся с фиксированными бюджетными обязательствами, возникает проблема, связанная с истощением залоговой базы.

Причина в том, что ситуация с негласным призывом к регионам и муниципалитетам избавляться от собственности, привела в нынешних условиях к обратному результату — для взятие кредитов на собственные, а не спускаемые сверху нужды,не оказалось нормальных залогов.

В этом парадигме эксперты рассматривают и ситуацию с вхождением региона в банкротный процесс государственного совхоза имени Матросова в Баратаевки. Огромные площади земель фактически в границах города, оформленные в ОГУП, могут послужить неплохим залогом. Подобные практики прослеживаются и в других регионах, находящихся в поиске свободных (не целевых) ресурсов, которые оказывают необходимыми для раздачи с целью хотя бы формального улучшения индикаторов на фоне опасности применения репрессивных механизмов.