«Вчерашние школьники, став студентами, лишь  на втором-третьем курсах начинают осознавать куда они пришли –и что они хотят. Можно сказать, что они  приходят к нам детьми.»

        (Борис Костишко, доктор физико-математических наук, ректор УлГУ).

********

Нарастающая инфантильность молодых людей,   их представление о том что жизнь всегда будет удобной, беззаботной, материально обеспеченной сегодня вполне очевидна. Это  в определенной степени относится ко всем слоям  молодежного сообщества- но  сегодня речь пойдет  о тех, для кого недавно прозвенел  последний школьный звонок и кто намеревается стать завтра студентом…

 Тема интересная, в ее обсуждении участвуют  ректор УлГУ Борис Костишко и  заместитель директора школы №40  Татьяна Алексеева.

Беседу ведет  корреспондент «Литературной газеты» Жан Миндубаев.

*********

Итак, кто приходит в университет из школ и чем страдает школа (допустим такой гипотетический взгляд) немножко не доготовив вчерашнего школьника к «состоянию» студента? Такая тема интересна потому что июнь –это  весьма волнующее время  и для тех кто кончил школу –  и для тех, кто ждет новых абитуриентов.То  бишь  для преподавательского состава университета: «А кто придет, степень его тематического или мировоззренческого кругозора?»    Все это очень важно для любого университета, тем более для классического.

Главный вопрос:  «Кто сегодня покинул школу –  и завтра  будет студентом?»

Мнения на сей счет такие.Скажем,ректор Московского педагогического университета господин Семенов сказал, что в  последние год-два школьники становятся более взрослыми, более ответственно подходят к выбору  своей будущей профессии. Его поддержал и  ректор  Московского юридического университета  Блажеев. Он сказал,   что  будущие юристы уже  идут в вуз не просто «взять диплом»- а чтобы  сделать юриспруденцию делом своей жизни. И подчеркнул, что такому отбору  помогает то, что  правительство разрешило вузу,кроме учета  результатов ЕГЭ проводить еще и вступительные экзамены у себя.  Как вы смотрите на это Борис Михайлович?

Б. Костишко:

– Да, было, давалось очень ограниченному количеству университетов (по-моему список порядка 12-15)  право проводить свои экзамены. Это ведущие университеты, сами понимаете – это очень мало. Остальные принимают только по ЕГЭ.

– Пробема не только в этом. В ведущие ВУЗы страны всегда стремятся попасть лучшие выпускники школ. Надо добиваться высокого статуса  вуза, повышать его престиж. Те мелкие «конторки», которые «клепали дипломы» не давая знаний, должны  уйти с образовательного поля.. А к нам пойдут лучшие ребята, к нам они и так шли.

 – Два уже упомянутых мною ректора  в один голос утверждают, что сегодня уровень  осознания  своей будущей специальности  абитуриентами  растет. Так ли?

Б.М. Костишко:

-Я ощущаю, что повышается уровень инфантильности. Да, кругозор  у ребят большой. Но осознание того, чего хотят  они в свои  17 лет, абсолютно не проявляется.

– Чем это объясняется? Школа не доделала чего-то или это общая проблема?

Т. Алексеева:

-Растет  инфантилизм…Почему? Потому что меняется отношение к детям у родителей: занянченность, излишняя  опека. Сентиментальная  заботливость родителей  повышается, они стараются своих деточек оградить от мира, защитить, даже если им  ничто не угрожает. Они уже бросаются запретить «дитяти» доску вытирать, грабли взять в руки, лопату. И вот это состояние их в роли опекателя ребенка до окончания школы, не дает ему созреть. Чтобы созреть ,он должен иметь опыт принятия решения, но ему такого опыта родители не предоставляют. Они его держат в таком занянченном состоянии. И выходя  из школы, почти взрослые люди приходят в ВУЗ в состоянии   подростка.

Б. Костишко:

– Знаете в каком состоянии они приходят? У меня был студент-физик «потрясающий». Один раз я прихожу на установочную сессию, а газовый балон со сверхчистым аргоном выпущен – дорогая штука. Я спрашиваю: “Ты зачем  к баллону полез?” “Ну я же смотрел как Вы работаете. И я смогу». Рассуждал  этот «гений» примерно: “Ну я же смотрел как на скрипке играет музыкант? Я тоже так могу”.

 Срабатывает нарастающая инфантильность молодых людей, а точнее – их представление о том что жизнь всегда будет удобной, достаточной?.

Б.М. Костишко:

Да. И это представление до получения диплома продолжается . Логика таких  «мыслителей такова: «  Я не имею  знаний и опыта – но я хочу очень большую зарплату»..

 – Это вина семейной атмосферы или это влияние телевизора, который несомненно действует на молодые умы как наркотик?. Или это просто беззаботное восприятие мира в котором живут вчерашние школьники и многие – сегодняшние студенты?

Б.М. Костишко:

 И то, и другое. В одном флаконе.

Т. Алексеева:

– Семья-  и несомненно влияние внешнее. И установки, которые они усваивают из интернета, телевизора.

Б.М. Костишко:  Вот Вы едете в общественном транспорте. Дети как досуг проводят?

 –  Играючи, по-моему.

Б.М. Костишко:

 Верно. Пальцы в  планшете. Они там играют. Им не интересно, что снаружи ,вне игры, происходит.      Когда в бассейн ходишь, то с ребенком обязательно должен ходить папа. Он должен показать и рассказать, что не надо забыть одеть плавки – иначе ребенок пойдет в бассейн голышом. И напомнить, что помыться надо. Я вспоминаю себя. В Саранске тоже ходил в бассейн, но  никто  меня не опекал. Ну, довозили до бассейна, потому что проблемы были с общественным транспортом. А вот чтобы там, внутри, кто-то сопли вытирал, такого не было.

Т. Алексеева:

В школе умиляет, (в кавычках) когда папа или бабушка переобувает своего ребенка, а он только ножки подставляет, сидит такой вот «пусечка». Разве это правильно?

 – Забавный пример я хочу привести. Напротив меня в деревне живет пожилая и не очень здоровая женщина. Она всегда на огороде ковыряется. У ней есть взрослый сын, ему под тридцать лет. Я ее спрашиваю: “А что делает сын?” Ответ потрясающий: “Так он еще маленький”. Вот это: он еще маленький – это  национальный бренд?

Т. Алексеева:

По жизни он маленьким и останется.

–  Татьяна Владимировна, средняя школа в какую сторону идет?

Т. Алексеева:

     – Школа меняется и, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Меняется количество часов по учебным дисциплинам в пользу ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), ОПС (основы профессионального самоопределения), ОСЭ (основы светской этики). ОДН и так далее. Это что такое? В какую сторону уводит школа взрослеющих детей?

Б. Костишко:

– Появляются какие-то странные непонятные предметы. Причем ученик перегружен по самую маковку. При этом он приходит в университет и по основным предметам по которым мы с ним должны работать  а  его надо не просто подтягивать, а вводить  в коррекционный курс. Потому что он не знает математики.

– Это единогласие в репликах – преподавателя школы и ректора меня радует.

Б. Костишко:

– Куда деваться-то. Ведь мы же в одной упряжке.

Смотрите что происходит. Сокращаются часы на естественные науки, гуманитарные науки. А вместо этого вводятся прочие «предметы»..Как это проявляется в  студенчестве?.

Б. Костишко:

Предполагается, что молодой человек уже пришел грамотный, читал классику. А  он приходит  в вуз  и спрашивает: “А Чехов это кто?” Ну, Бог с ним, может он будет супер-инженером и тогда это нивелируется. Но это, как правило, очень маловероятно потому что развитые инженеры, продвинутые естественники, это как правило, все-таки образованные люди.

– Интересная деталь: родители и школа. Когда я учился в школе, а мой отец сам был учитель, а положение учителя в доме было безупречно и не подвергалась сомнению. А сейчас я знаю – не смейтесь над моим другом, у него мама учительница. Откуда это берется: училка, лечилка и так далее. Что это? Порождение чего? Я вот понять не могу.

Т. Алексеева:

–  Унизили   профессию учителя. Это идет на государственном уровне.  За «излишнюю строгость» привлекают учителей к уголовной ответственности, их третирую  чиновники и чиновнички.. И вот это все  сказывается…

Б. Костишко:

– Дать задание школьнику  на каникулы – это что излишняя строгость? Это вообще бред какой-то.

– Вы  поддерживаете такой постулат: школа должна учить, давать знания!Остальное – лукавство? Б. Костишко:

Я считаю, что любое учебное заведение  и учит, и воспитывает.

Т. Алексеева:

– Воспитание это всегда оборотная сторона обучения. Учебно-воспитательный процесс он так  называется совсем не зря.Важно на что делать акцент. Если мы учим, то мы неизбежно будем обязательно какие-то постулаты нравственные утверждать в воспитанниках наших.

 Но вот актуальный вопрос: а где семья? Но если я мать, то я должна отвечать за  проступки и поступки моего ребенка! Никакая чужая тетя не отвечает за это. И вот здесь есть проблема.

Б.Костишко:

Да, на первом плане-обучение,знания.Но выхолащивать воспитание нельзя.

У нас в одно время – (ну впрочем и сейчас) – пытаются тех людей которые занимаются образованием, отнести к обслуживающему персоналу и назвать учебный процесс услугой. Если воспитания нет, то это услуга, как парикмахер, продавец. А реально все это связано.

У меня недавно был потрясающий эпизод – приходит мама и говорит: “Вы почему отчисляете моего сына?” “Потому что он не может учиться”. “Ну вы же обязаны ему дать знания. Они не понимают, что это процесс очень специфический. Мы предоставляем условия. Вам дали бассейн, могут дать инструктора, но если у вас нет таланта к плаванию и вы не ничего не будете делать во время занятий, то вы ничему не научитесь. Придти болванчиком, играть на лекциях на планшете, а потом придти к преподавателю и сказать: “А вы меня ничему не научили”.

 – Абсолютно с Вами согласен. Но есть у меня  неожиданный вопрос. Вот в Англии в начальных классах учитель получает такую же зарплату как полицейский. То есть-очень большую. И объясняют это так: ребенку в первых классах учитель  должен дать не просто  сумму знаний но  пробудить  в нем интерес к образованию, к познанию. Тогда этот интерес и  будет сопровождать этого мальчика весь курс обучения.

Б. Костишко:

Разумно..

 – Почему тогда наше минобразование не хочет учителю  начальных классов  достойно  платить? Я не говорю, что  надо  мало платить в старших классах. Может в начальных классах надо платить гораздо больше?. Чем это объяснить?

Б.М. Костишко:

–  Денег нет.

Т. Алексеева:

– Надо  же чиновникам Минобра на чем-то съэкономить? А  это как раз бюджетные учителя, которые все равно будут работать..Даже за так.   Б.Костишко:

Давайте порассуждаем. Были малокомплектные школы. Лет десять назад их начали активно закрывать. Депутаты Госдумы как рассуждали – это проблема и мы вам позволяем  самим ее решать. Вы можете закрыть или не закрыть.

 Ну, практически все стали закрывать. Но ведь все понимали, что не отсутствие церкви в деревне ведет ее к исчезновению- а ликвидация  школы. Владыка Прокл, умнейший человек, говорил: “Я буду реставрировать церкви только в тех селах, в которых есть школа. Если школу закрыли, то я даже трогать ничего  не буду, потому что село все равно умрет. Оттуда люди уедут.»

– Когда вчерашний школьник  идет в ВУЗ на тот или иной факультет –  он имеет в виду стремление к знаниям в той или иной сфере (лингвист, физик, математик, ботаник)? Или просто прикидывает сколько он будет получать? Как вы думаете?

Б. Костишко:

 Я считаю, что думать о своей карьере – это нормально. Если человек не стремится сделать карьеру, то он для государства не очень интересен.

А карьеру можно сделать, только раскрыв свои таланты.

– Вернемся к школе. Дочь пресс-секретаря президента Елизавета Пескова учится  во Франции. Она говорит, что в России ученикам и студентам дают много информации не имеющей практического применения. Это так?

Т.В. Алексеева:

– Да.

 -Дальше она рассказывает какой казус с ней произошел. Он имеет отношение не столько к преподаванию, а сколько к российскому менталитету. Взять меня. Когда я захожу даже в очень важный кабинет, хоть и шутя, но все же спрашиваю: “А что тут можно прихватизировать?”

Французские студенты были не готовы к менталитета россиянки, когда она спросила: “На каких сайтах и где вы берете шпаргалки и прочие контрольные работы когда вы идете на экзамен и пытаетесь с них списать. «Французские ребята надо мной посмеялись и сказали, что это у вас русских принят».

Б.Костишко: . Я в Германии видел в комнате отдыха у студентов целую тумбу с обменными шпаргалками, представляете? То есть каждый лепит свою отработанную шпаргалку и ищет себе новую. И преподаватели считают, что это нормально.

Т. Алексеева:

– То есть практически это у них не преследуется?

Б. Костишко:

–  Абсолютно нет.. А в шпаргалках ничего плохого нет в принципе. Это вспомогательный материал. Лучше, если вы сами пишете, чтоб еще моторика работала.

– Вот вас поддерживает Елизавета Пескова: « В России дети находятся под жестким контролем. В Европе обучение часто превращается в игру». Шпаргалка – это не уровень, не градус,  аподсказка.

Б. Костишко:

– У нас некоторые преподаватели разрешали  студентам приносить даже учебники и конспекты, говоря: «Мне все равно откуда ты списал, я ведь потом буду спрашивать знания материала, а в течении часа разобраться в вопросе которые в билете – невозможно. Поэтому все равно проявится: знаешь ты или нет материал?»

А вот немецкое обучение практикоориентированное. Они дают реальный проек, реально его контролируют И там какую-то задачку решить и сказать преподавателю слова все правильно, а он: «Молодец, пятерка» – ничего так получится.

– Борис Михайлович, Ваш университет плотно работает с авиастроителями. То есть еще обучаясь студент как бы «приклеивается» к производству?

Б. Костишко:

– Да, наши студенты учатся прямо на Авиастаре, есть базовая кафедра, на которой студенты обучаются, получают проекты от Авиастара иногда индивидуальные, иногда групповые и они учатся на самом современном оборудовании без всякого преувеличения потому что там есть просто виртуальные комплексы на которых они сборкой занимаются в виртуальном пространстве.

-Как смотрит на такую практику средняя школа?

Т. Алексеева:

– Она водит школьников на экскурсии. Хотя если бы предприятия шли на то, чтобы школьников привлекать на какие-то проекты. Но это предприятию не нужно, так как это дополнительная нагрузка на предприятие. А в принципе это было бы здорово. 

– Насколько наше производство, наши фирмы, наши заводы заинтересованы в том, чтобы еще в студенческих аудиториях выискивать себе будущих работников- и так дале7. Есть у нас в практике обучения образования или пока еще мало?

Б. Костишко:

 –  В студенческой жизни и практике есть. Например, айтишное  сообщество в Ульяновской области- это  потрясающие фантастические ребята. Они мало того что умудрились объединиться, хотят создать даже фонд, специально туда вкладывают деньги. Кстати, сейчас будет раздаваться гранты по школьным проектам для того чтобы тянуть. Они умные ребята. В плане обучения учителей информатике. Потому что в школе с информатикой полная беда (если честно). То же делают нефтяники, то же делают авиастроители, медики.

– Ну, это же хорошо.

Б. Костишко:

   -И в завершение. Несмотря на то, что наши родители сегодняшние и вчерашние в какой-то степени, а завтрашние родители будут еще в большей степени чадолюбивые, несмотря на это вы оба утверждаете, что впереди все-таки не мрак – свет.Все  все наладится и все будет хорошо?.

Т. Алексеева:

-Надеюсь.

Б.Костишко:

Убежден.

Беседу вел Жан Миндубаев.