Дела нашей области, кажется, настолько интересны, что за три с небольшим месяца до губернаторских выборов не находится ни одного желающего побороться за этот пост.
На первичных выборах кандидатов от «Единой России», прошедших 22 мая, в Ульяновске речь шла не только о думской избирательной кампании, но и о губернаторской. И в рамках этой последней наряду с Сергеем Морозовым выдвигались еще три человека. Их фамилии я видел. Когда они вдруг забываются, но помнятся первые буквы, я использую такую методику, чтобы вспомнить всю фамилию: начинаю последовательно перебирать в уме буквы алфавита и примеривать их к первой. На каком-то этапе слово всплывает. Но в случае с этими соперниками Морозова ничего не получилось, поскольку я не запомнил никаких букв.
Чем закончились первичные выборы кандидатов на пост главы региона, по-моему, нигде не сообщалось. Посчитали, возможно, что и так понятно. От других же партий нет пока вообще никого. И вот в условиях этого унылого безрыбья о своем решении идти на губернаторские выборы сообщил Олег Горячев, старший сын покойного экс-главы области Юрия Фроловича Горячева. Олег Юрьевич идет от «Яблока» и не скрывает, что ставку собирается делать на память ульяновцев о правлении его отца, имевшем место в 1987-2000 годах. Горячев-младший, впрочем, заметил, что победит, скорее всего, Сергей Иванович Морозов.
И тут у внимательного наблюдателя должен, наверное, возникнуть сразу же вопрос: «А ты тогда зачем на эти выборы идешь?». В интервью, в котором Олег Горячев объявил о намерении выдвигаться, он много говорит о кандидатуре от КПРФ, конкретно – об Алексее Куринном. И высказывает версию, что Куринный нацелился, скорее, пройти в Госдуму, чем стать губернатором, и если на губернаторские выборы пойдет, то для проформы. Либо КПРФ выдвинет кого-то другого.
Эта навязчивая мысль о главном коммунисте области вряд ли случайна. Она, вероятно, является и ответом на вопрос, зачем Горячев собрался на выборы главы региона: чтобы помогать основному кандидату, для чего будет оттягивать голоса у Куринного ли, у другого ли представителя КПРФ. То есть коммунистов на этих выборах все-таки побаиваются. Другой вопрос, насколько эффективным окажется имя Юрия Фроловича Горячева в эту кампанию и насколько удобным будет сражаться с его тенью другим кандидатам, включая Сергея Морозова.
В свою очередь, ни первый секретарь обкома КПРФ Алексей Куринный, ни его партия тоже не спешат объявлять об участии в выборах губернатора, и это более показательно, чем даже демарш Горячева. Вариантов такой «скромности» левых на родине основателя российского коммунистического движения может быть несколько. На региональном уровне, как и на федеральном, КПРФ, по всей вероятности, не нужна реальная власть, и Куринный просто в общепартийном тренде. Пойдет в Госдуму, пройдет и будет спокойно сидеть в Москве. Или же ему в области могли объяснить, что лучше не нарываться и поперек дороги не вставать – избраться в губернаторы все равно не дадут, изваляв, к примеру, в грязи до такой степени, что и родная жена не узнает. И можно ведь по-хорошему договориться – ему не мешают идти в Госдуму, а он не мешает областной команде разобраться на местном уровне. В итоге – Куринный молчит.
А в целом ситуация в Ульяновске уникальна. До чего надо было довести так называемые элиты региона или же ситуацию в социально-экономической сфере, или и то, и другое вместе, чтобы ни у кого не появилось даже теоретического желания возглавить область на ближайшие пять лет. До чего надо было все здесь выхолостить, выжечь и зачистить, чтобы никакого другого образа, кроме мертвой пустыни, область из себя не представляла! И вот это главная проблема Сергея Морозова – безлюдье, апатия и безысходность. Ну, а первоочередной его задачей будет, видимо, сделать все, чтобы выборы были хоть чуть похожи на выборы и не превратились в полнейшую профанацию. Не из самых простых, надо сказать, задача-то, и, возможно, придется кому-то помочь, чтобы он боролся всерьез, а не так, как собирается это делать Олег Горячев.
Андрей Семенов