По мнению известного юриста, специалиста по сектам Александра КОРЕЛОВА, признаки опасного культа можно усмотреть во многих привычных практиках и брендах.

Известный правозащитник и сектовед Александр Корелов встретился со студентами УлГУ. Председатель юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религий и сект много лет сотрудничает с Центром религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. Александр Александрович выиграл множество судебных процессов у тоталитарных сект, речь о деятельности которых и пошла на встрече со студентами.

Религиовед попытался рассказать о деятельности сект как можно мягче, хотя в его практике было множество страшных историй. Корелов уже долгое время защищает интересы сектоведа Александра Дворкина, против которого подавали иски первые лица многих сект, например, лидер российских пятидесятников, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский и основатель секты “Ашрам Шамбала” Константин Руднев.

С проблемой тоталитарных сект Корелов столкнулся еще на рубеже 90-х. “Тогда на Запад начали продавать секретные технологии, а взамен получили секты и наркотики”, – рассказывает он.

По словам Александра Александровича, сегодня секта – любая организация, противопоставляющая себя религиозной, духовной традиции общества. Помочь пострадавшим зачастую непросто, – “в России в этом отношении слабое законодательство”. В Госдуму только сейчас вносятся соответствующие законопроекты.

Тоталитарные секты появились с развитием науки о головном мозге. Возникли шарлатаны, использующие зомбирование, манипулирование, эстрадный гипноз, восходящий к фашистской Германии:

“В 40-х годах в фашистской Германии проводились бесчеловечные опыты над попавшими в концлагеря, – рассказал Александр Александрович. – Данные о методах фашистов попали в руки американских спецслужб, и с их помощью они создали организации – спортивные, культурные, научные, цель которых – отделить государство от общества. Сектанство – чисто политический инструмент. Вспомним произошедшее на Украине – на Майдан первоначально вышли адепты тоталитарных сект. По его словам, кричалка с Евромайдана, ставшая интернет-мемом – “Кто не скачет, тот москаль” – не что иное, как прием секты трясунов, а также неопятидесятников, использующийся в политических целях”.

Корелов выделил несколько признаков тоталитарных сект. Первый – финансовая основа. “Вам расскажут о боге, о технологии оздоровления, и все только для того, чтобы выбить из вас деньги на содержание гуру”. Корелов привел пример Константина Руднева, который “отказался от эго” (по словам адептов секты “Ашрам Шамбала”), но почему-то имел несколько автомобилей. Второй признак – манипуляции с сознанием, зомбирование. Сектанты используют верную информацию, понемногу вкрапляя в нее ложь, к которой человек постепенно привыкает. Третий признак – полная регламентация деятельности членов объединения, вплоть до того, что они должны есть и во сколько ложиться спать. Четвертый признак – авторитаризм. А одна из самых главных отличительных черт секты – агрессивное отношение к тем, кто в нее не входит. “Мы спасемся, а вы будете гореть в аду”;”Бей тех, кто не с нами”. Сектанты изолируются от людей, не входящих в их круг.

“Все лидеры сект кришнаитов, свидетелей Иеговых, неоязычников проходят подготовку в США”, – уверен Корелов. Речь зашла и об организациях, которые первоначально могут показаться не сектами. Например, неопятидесятники часто скрываются под “вывесками” реабилитационных центров для наркоманов. Процветают клиентурные культы – оплачиваемые курсы по псевдонаучным направлениям; аудиторные культы – выставки, концерты, организуемые “экстрасенсами” и “гадалками”. Существует и внутрицерковное сектанство: паразитирование на образе старцев – как правило, настоящие старцы не создают вокруг себя организаций, как это делают мошенники.

В последние годы появляется все больше сексуальных групп, обществ садомазохистов и сект, проводящих ритуалы сексуального характера.

Признаки сект религиовед усматривает и в астрологии, и в коммерческих культах, (речь идет о распространении косметики, бытовой химии, витаминов по принципу сетевого маркетинга), и в психологических тренингах личностного роста.

“Йога не имеет оздоровительного эффекта, она вообще предназначена не для оздоровления. Йоги занимались, чтобы выйти из колеса Сансары. Делайте лучше утреннюю гимнастику”, – напоследок обратился к студентам Александр Александрович.

По мнению Корелова, поставить надежный заслон деструктивным культам должно “нормальное идеологическое государство с идеологическим образованием”. Но когда же оно сформируется, и на что опереться человеку, не имеющему ориентиров, учитывая, что некоторые традиционные конфессиональные структуры имеют явные признаки сект? Рецепт Корелова – “относиться ко всему со здоровым недоверием”. Но тогда как в обществе найдется место вере? Не разделится ли оно на атеистов, доверяющих только социальным институтам и капиталистическому механизму, и сектантов, “отделившихся от государства” и руководствующихся подмененными понятиями? Вопрос сложный.

Александр Корелов об Ульяновске:

– Во время посещения мероприятий в разных епархиях мне обычно удается прочувствовать обстановку в том или ином регионе. “Ощутить” всю Россию можно только тогда, когда ты “ощущаешь” каждый конкретный регион. В Симбирском крае нравственная ситуация одна из самых наилучших у нас в стране. Епархия наладила хорошие взаимоотношения со светской властью. Здесь отсутствует процесс взращивания тоталитарных сект и деструктивных организаций, во всем чувствуется поддержка государства. Я бы пожелал всем, кто стремится внести вклад в миссионерское служение, быть ближе к населению и использовать в своей деятельности широкий спектр инструментов. Методы работы могут быть самые разные, но всегда надо стараться быть в гуще людей, общаться, прислушиваться и выстраивать диалог.

Валентин ЛИСТОВСКИЙ