Бессмертие художника – в его творениях.

Это в очередной раз подтверждает персональная выставка живописца, графика и скульптора Владимира Николаевича Зинина (1926-2013), посвященная 90-летию со дня его рождения.

В доброй семейной атмосфере экспозицию работ своего отца Зинина-старшего открыл в музее «Метеорологическая станция Симбирска» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» преисполненный к нему любовью и уважением сын – ульяновский художник Александр Зинин. Живописью занимается сноха Владимира Николаевича, жена Александра – Людмила. Искусство стало профессией и для их дочерей Марии и Анны. Незримо присутствовала на открытии выставки живущая в Санкт-Петербурге дочь Владимира Николаевича Валентина, тоже художник. Такая вот это многочисленная художественная династия Зининых!

А еще пришли родственники и односельчане, в прошлом ученики Зинина-старшего, который до 1968 года преподавал рисование в Павловской школе. Земляки с душевной теплотой вспоминали, каким он был замечательным педагогом, как увлекал детей рисованием.

Именно в Павловке, поселке городского типа Ульяновской области, он, выпускник Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого, провел большую часть своей долгой жизни – учительствовал, писал картины и занимался сельским хозяйством. Был он, как вспоминал на открытии выставки знавший Владимира Николаевича заслуженный художник России Борис Склярук, и землепашцем, и отелы принимал.

В его работах на выставке, названной «Певец природы», запечатлены неброские сельские виды, простота и естественность крестьянской жизни, мудрость и достоинство земляков. Во всем этом Зинин видел красоту, такую родную, до боли дорогую сердцу.

Пейзаж «Дорога к луне»: ночное светило, кажется, притягивает к себе фигуру женщины, одиноко идущую по тропинке среди деревьев, окутанных сумраком волшебной светлой ночи…

Картина «На кухне полевого стана» – своеобразный гимн крестьянской России, где отдается дань уважения художника тяжелому труду хлеборобов; полотно вмещает в себя и портрет дородной поварихи, статью похожей на древнюю славянскую богиню плодородия, и натюрморт с золотистыми свежеиспеченными хлебами, и деревенский пейзаж в окнах…

А в картине «Сбор яблок» из цикла «Яблочный спас» зритель видит в таинственном сумраке позднего вечера мерцающие красным плоды на ветках, призрачные фигуры сборщиц, ящики и ведра, полные урожая, и во всем этом есть какое-то языческое священнодействие.

Вообще, яблоки Владимир Зинин любил писать, они у него получались смачными, аппетитными, живыми.

Профессиональной художественной деятельности он полностью посвятил себя с 1968 года. В советское время его кистью в нескольких хозяйствах Павловского района были созданы галереи портретов передовиков. «К сожалению, – говорит Зинин-младший, – в постсоветскую эпоху эти работы были утрачены».

Занимался художник также графикой и скульптурой. В Павловском районе до сих пор стоят созданные им памятники воинам, отдавшим свои жизни за Родину в годы Великой Отечественной войны.

Его открытие как живописца для широкой публики произошло достаточно поздно. В 1999 году в Ульяновском областном художественном музее была представлена персональная выставка Зинина, затем последовали выставки в Дими-тровградском филиале этого музея и в картинной галерее Ульяновского Союза художников. Искусствоведы заговорили о явлении самобытного яркого художника.

Уже после его ухода из жизни дети Александр и Валентина выпустили альбом с иллюстрациями произведений отца. В книге есть воспоминания Владимира Николаевича, им написанные, и отрывки его рассказов о жизни, записанные сыном Александром. Мастер рассуждал так: «И вся эта грандиозная природа – чудо, которое побуждает к сотворчеству, ибо надо же куда-то девать энергию, идущую в душу от вышины небесной, со всех окрестных сторон и от земли».

Или вот еще: «Постоянно наблюдаемая природа каждодневно открывала в себе что-то новое, необычное. Незабываемые красоты дней и ночей в поле и в лесу. То солнце, то ливни, то морозная стужа в обозном пути. Дружил я с речкой. Дивился всякой мелочи деревенского бытия, заботам отца и деда, чудесности моих благодатных тетушек. Благодатность жизни насыщала меня любовью ко всему высокому – готовила к изобразительному искусству».

«Дружил с речкой.» Такая слиянность с природой – настоящее счастье художника.

Ирина Морозова