Накануне празднования Дня образования собаководческих подразделений полиции мы беседовали с заместителем начальника кинологической службы УМВД России по Ульяновской области Алексеем Акимовым.
Вот уже более ста лет четвероногие друзья несут службу охраны правопорядка. Собаки доказали свою незаменимость в самые сложные периоды истории, спасали жизни, обнаруживая взрывные устройства и помогая обезвреживать террористов, разоблачая наркокурьеров, да и просто защищая своих коллег-полицейских. Недаром хорошо обученную служебную собаку сравнивают с живым оружием – она готова сразиться с любым злоумышленником и выполнить приказ даже ценой свой жизни.
Неудивительно, что полицейские, несущие службу в кинологических подразделениях, – стражи порядка особого рода.
– Во-первых, человек должен искренне любить животных, быть готовым ухаживать за собакой, кормить, выгуливать, вычесывать, – объяснил Алексей Акимов. – А во-вторых, обладать навыками сразу нескольких полицейских профессий. Если кинолог с собакой идут по следу, необходимо помечать все нюансы, например, есть ли камеры видеонаблюдения, чтобы опознать преступника.
– А непосредственно подготовка собаки занимает много времени?
– Минимум три месяца, но этот срок условный. По сути, заниматься с ней нужно постоянно. Скажем, если собака готовится для задержания преступников, ей нужно регулярно тренировать челюсти, чтобы не ослабела хватка. Со своими питомцами кинологи бегают кроссы, занимаются плаванием – это укрепляет все мышцы. А я, кроме того, люблю запрячь свою собаку зимой в санки.
– Говорят, рацион четвероногих полицейских подобен питанию спортсмена?
– Кормим мы собак мясом, кашами, овощами. Обязательны витаминные добавки. Иногда можем использовать и сухой корм. Главное, чтобы все было сбалансировано, обеспечивало организм собаки всем необходимым, придавало сил и энергии.
– Каков средний срок службы собаки?
– Законом он определен в восемь лет. Ежегодно устраиваем проверку, и если собака способна далее работать – ее срок продлевается. Ну а далее ее обычно отдают в хорошие руки. Расстаться бывает очень трудно – с годами собака становится членом семьи. Поэтому нередко кинолог забирает собаку домой.
– У большинства граждан образ полицейской собаки ассоциируется исключительно с немецкой овчаркой. Но ведь службу несут и собаки иных пород?
– Да, достаточно часто используются спаниели, лабрадоры, а в караульной службе – кавказские овчарки. У всех есть свои преимущества, например, тот же спаниель мобилен, может пролезть в любую щель, отлично подходит для поиска оружия и взрывчатки. А у меня сейчас бельгийская овчарка по кличке Элвис. Мы работаем по поиску взрывчатых веществ.
– Откуда берете щенков для службы? Наверняка тоже не каждый может стать полицейским?
– Покупаем у населения, отбираем в клубах служебного собаководства. Берем в основном подростков – в возрасте от шести месяцев до двух лет. Сейчас, увы, стало сложнее – в погоне за призами на выставках и шоу теряется часть рабочих качеств собак. А для службы важно, чтобы собака была не слишком злой, хорошо шла на контакт с человеком. Ну и, конечно, между кинологом и собакой должна возникнуть симпатия.
– Преступники наверняка придумывают различные ухищрения, чтобы обмануть служебных собак.
– Разумеется, на месте злоумышленники не стоят. Например, пакеты с запрещенными веществами стараются так запаковать, чтобы не выходил запах. Но собака все равно может почувствовать. И если она насторожилась, ведет себя не так, как обычно, это место обязательно стоит осмотреть. У нас с Элвисом был случай – вышли на прогулку, и вдруг он убежал в кусты и залаял. Я заглянул, а там человек повесился. Так что по сей день никакие, даже самые совершенные устройства не способны заменить собачьего носа. И нашей службе всегда найдется работа.