22 июня на заседании парламентского комитета по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике, которое провел Геннадий Антонцев, была рассмотрена ситуация, сложившаяся при отборе подрядных организаций на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области. В работе приняли участие заместитель председателя комитета Владимир Камеко, депутат Алексей Куринный, Заместитель Председателя Президиума Координационного областного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве Александр Потапов, директор регионального Фонда модернизации ЖКХ Нина Сидоранова, начальник управления ЖКХ администрации Ульяновска Андрей Ворожецов, представители управляющих компаний, юристы.

По мнению председателя комитета, система регионального капремонта пока далека от совершенства в силу как объективных, так и субъективных причин. Например, информация о техническом состоянии большинства многоквартирных домов – неполная или неточная, процедура отбора подрядчиков имеет некоторые законодательные изъяны, критерии отбора подрядчиков недостаточно объективны, а сами отборы могут быть успешно обжалованы на основе субъективных претензий. В результате манипуляций в процедуре отборов возникает риск некачественного ремонта, срыва сроков выполнения ремонтных работ.

Как доказательство – рассматриваемая на комитете ситуация: УФАС выдал Фонду предписание о прекращении нарушений федерального закона «О защите конкуренции», и Фонд 20 июня отменил объявленный 16 мая отбор подрядных организаций №1/17 на право заключения договора на выполнение работ по капремонту в 2017 году.

По информации Геннадия Антонцева, в УФАС были поданы жалобы от двух компаний из Санкт-Петербурга (одна из них – строительная, другая – «таможенный брокер») и СРО «Симбирский дом», которые усмотрели в действиях Фонда по отбору подрядчиков №1/17 ограничение конкуренции. УФАС признал жалобы обоснованными и решил, что Фонд нарушает законодательство о защите конкуренции, потому что в лотах нет сведений об объемах работ, лоты укрупнены (по сравнению с самыми «дорогими» предыдущими лотами почти в три раза – до 147 миллионов рублей), в лотах объединены «технологически и функционально» не связанные между собой работы (разработка проектно-сметной документации и ремонтные работы).

Директор регионального Фонда модернизации ЖКХ Нина Сидоранова объяснила причину укрупнения лотов необходимостью отфильтровать мелких, некомпетентных и случайных подрядчиков, чтобы избежать срыва сроков, неудовлетворительного качества ремонтных работ. Отсутствие объемов, которые не были указаны в лотах, директор Фонда пояснила большой сложностью в их определении, поскольку муниципальные образования и управляющие компании в заявках на участие в капремонте указывают неточные данные, что подтвердили представители управляющих компаний и управления ЖКХ.

Директор ООО «УК «Аметист» Ильдар Сеюков сообщил, что у муниципалитета недостаточно специалистов для оценки объемов работ, поэтому данная работа переложена на управляющие компании. В сложившейся на практике схеме капремонта подрядчик сначала получает право на проведение капитального ремонта конкретного МКД, а уже по итогам ремонта уточняет объем работ и финансовые затраты.

Заместитель Председателя Президиума Координационного областного совета собственников в ЖКХ Александр Потапов обратил внимание на необходимость участия собственников жилья в процессе контроля и принятия решений при подготовке и проведении ремонта. На сегодняшний день собственники жилья, выбравшие «общий котел», оказались практически исключенными из данного процесса, считает Потапов. По его мнению, для исправления сложившейся ситуации необходимо внести поправки в законодательство, чтобы стали обязательными договорные отношения между собственниками жилья, выбравшими «общий котел» и поручившими проведение капремонта Фонду, и Фондом. Помимо этого, Александр Потапов считает нужным разработать проекты типовой проектно-сметной документации, что значительно упростит, ускорит и удешевит процедуру отбора подрядчиков.

Заместитель председателя комитета Владимир Камеко считает, что в деятельности Фонда модернизации ЖКХ отсутствует система взаимодействия с муниципалитетами, управляющими компаниями, ТСЖ, председателями советов МКД и собственниками жилья по формированию лотов, определению объема, а значит, и определению реальной стоимости работ по ремонту. Это ставит под сомнение прозрачность всей деятельности Фонда:

– Вы отстраняете от формирования лотов жителей, которые капитализируют ваш Фонд, и которые заинтересованы в ремонте своего жилища. В лотах – народные деньги. И вы должны выстроить плановую работу по проведению капремонта таким образом, чтобы к вам у людей претензий не было, – отметил Владимир Камеко.

По окончании обсуждения Нина Сидоранова заверила, что, несмотря на трудоемкость операции (сбор из разных источников и баз данных), объемы работ будут включены в лоты, а лоты, в свою очередь, разделены на более мелкие с учётом местонахождения МКД или видов работ.

Подводя итог, Геннадий Антонцев отметил, что процедура отбора подрядных организаций для капремонта должна стать более открытой и прозрачной. Депутаты профильного комитета в ближайшее время тщательно проанализируют нормативно-правовые акты, регламентирующие отборы, для того чтобы выявить и устранить слабые места и недочеты законодательства.

Пресс-служба Законодательного Собрания Ульяновской области