Население достигло предела своей платежеспособности и надо искать другие источники финансирования коммунальной отрасли, помимо повышения тарифов ЖКХ. Одним из таких источников в стране и в Ульяновской области в частности может стать сокращение издержек.
Падение уровня жизни стало главной экономической катастрофой 2015 и 2016 годов. Это все говорят: и Президент, и ведущие политики, и депутаты партии «Единая Россия», и наше областное Правительство. По оценкам экспертов – это самое сильное падение за последние 20 лет.
– Мы не выполнили ту задачу, которую ставили перед собой в 2011 году – рост реальных доходов населения на 40%. Фактическая цифра – рост на 8%, при росте по Российской Федерации на 6%. Для этого есть объективные причины, которые мы не могли прогнозировать в тот период: высокая инфляция в 2014-2015 годах и иная ситуация в мировой торговле и экономике. Тем не менее задача не решена и остается в числе приоритетных. Это тем более актуально, что в 2015 и начале 2016 года все регионы столкнулись с проблемой падения реальных доходов граждан, – заявил глава региона Сергей МОРОЗОВ во время своего отчета перед депутатами Заксобрания.
По мнению врио Губернатора, наш резерв для повышения энергоэффективности – это модернизация отрасли ЖКХ. Так, за последние 10 лет в Ульяновской области проходила модернизация всего сетевого хозяйства.
– За счет этого мы сумели сократить потери в электросетях в 2,5 раза – с 24% от всего потребления до 10%. Чистая экономия – свыше 600 млн. кВт-часов, это уже не сотни, а миллиарды рублей. Замечу, что это существенное достижение – но мы можем достичь и большего. В сопоставимой с нами по различным параметрам Финляндии потери в электросетях сегодня достигают 3%. Именно к этому уровню мы должны стремиться и планируем его достигнуть в следующие 5 лет, – сообщил глава региона.
По его словам, для достижения поставленной цели есть все условия. Так, в частности, за последние два года мы активно начали использовать механизм энергосервисных контрактов, как в бюджетной сфере, так и в жилом фонде. Данных об энергосервисе в МКД нет (здесь все отдано на откуп частным инвесторам), но вот бюджетники в прошлом году заключили 123 таких контракта с объемом инвестиций в 1,1 млрд. рублей. За счет этого уже сэкономлено почти 250 млн. рублей бюджетных расходов на ЖКХ.
В регионе практически избавились от затратных и неэффективных мазутных котельных. Если в ходе отопительного сезона, например, 2005-2006 годов было потреблено 53 тыс. тонн мазута, то за прошедший отопительный сезон 2015-2016 годов было использовано только 3 тыс. тонн мазута. Всего за период с 2008 по 2016 годы при затратах на модернизацию котельных в 500 млн. рублей экономический эффект только от сокращения потребления мазута составил для бюджета нашего региона более 3,5 млрд. рублей! Это очень значительная сумма, которую как еще один источник финансирования отрасли принесла модернизация ЖКХ. Задача на ближайший год – полностью отказаться от мазутного отопления.
Эти шаги, а также ряд других, позволили нам значительно снизить энергоемкость ульяновской экономики.
– Исходя из потребления электроэнергии, мы видим, что каждый киловатт энергии в 2004 году позволял произвести в регионе 1,5 доллара добавленной продукции. Сегодня – это уже 2,5 доллара. И это без учета курсовой разницы, то есть в рублях рост будет гораздо более значительный. При этом по данному показателю мы практически достигли энергоэффективности таких северных стран, как Финляндия, Норвегия и Канада, – сказал Сергей МОРОЗОВ.
Очевидно, что при такой тенденции роста доходов населения не приходится делать ставку на то, что, как и раньше, повышение тарифов покроет все убытки коммунальщиков. Будущее – за разработкой альтернативных источников энергии, за сокращением издержек и модернизацией ЖКХ. Для этого нам необходимо, прежде всего, быстрое изменение законодательной базы, принятие соответствующих законов и создание правовых механизмов, например, для привлечения частных инвесторов в ЖКХ, которые сюда пока не торопятся идти, так как тут все зыбко и туманно, в том числе из-за постоянно меняющегося Жилищного кодекса. Бесконечное число правок и шатаний из стороны в сторону гробит любую реформу отрасли на корню. Кроме того, нам необходима модернизация самого чиновничьего аппарата, который в сегодняшнем виде просто по своей сути не может быть проводником реформ.
– Ответить на эти вызовы мы сможем только комплексным переформатированием работы всех органов власти. Сегодня в партнерстве с компанией «Стратеджи Партнерс Групп» мы начали работу по подготовке большой, рассчитанной на 2 года, программы реформ регионального управления с опорой на лучшие управленческие практики разных стран. И это первая программа в стране, которая предполагает комплексную перезагрузку всей региональной системы управления. Документ будет готов к концу текущего года, – отметил Сергей МОРОЗОВ.
Тем временем в рамках планируемых преобразований часть решений уже реализуется. Сформирован Центр реформ. Готовится нормативно-правовая база для деятельности Совета реформ при Губернаторе. Определен куратор этой работы на уровне Правительства области в ранге заместителя председателя Правительства.
Алексей Николаев