«… Сейчас  в нашу речь  приходит очень много англоязычных слов. От образности, художественной выразительности, мы быстро  и весьма ощутимо идем  к языку  информативному. Он – можно сказать – «компьютерный язык». Убыстряет общение, акцентирует  суть, уничтожает эмоциональные оттенки…

Но стать именно такой  наша речь, конечно же, не должна..»

        (Борис Костишко, доктор физико-математических наук, ректор УлГУ).

***

Очередное заседание дискуссионного Клуба ТВ-студии Ульяновского государственного университета  было посвящено словесности. Почему? Конечно, не только потому, что недавно Президент Путин инициировал создание в России литературного общества – и попросил Патриарха возглавить его. А еще и потому, что  пренебрежение к словесности, как  важной , фундаментальной составляющей  личности, общества и государства уже  явно ощутимо.

И это пренебрежение становится  всеобщей, всероссийской проблемой.

Участвуют в обсуждении этого давно перезревшего вопроса ректор университета, доктор физико-математических наук Борис Михайлович Костишко и  директор Ульяновсклй областной научной библиотеки имени В.И. Ленина Светлана Валентиновна Нагаткина.

Ведущий – журналист Жан Миндубаев

                             ***

 

Ж.М.:

– Уважаемые  коллеги! Представьте:  вы проснулись- и обнаружили, что мир , вас  окружающий, стал вдруг немым. Что  на земле нет  бабушкиных песен,  нет частушек, нет первой прочитанной  книжки, стихов Есенина и Пушкина…Нет стихотворений Лермонтова, рассказов Чехова и Паустовского,прозы Куприна  и Толстого.  То есть:  вообще нет словесности.

Все остальное есть: поезда, электричество,нефть,алмазы,воздух,леса и воды.

Нет только Слова.

И как бы  вы восприняли этот мир? Он полноценен?

Б.К.: Чем человек отличается от животного, от обезьяны? Скажем, где-то – до семи примерно  месяцев – детеныш гориллы и человеческий детеныш развиваются примерно одинаково. А вот когда мы начинаем говорить – тогда человеческий детеныш делает громадный  интеллектуальный рывок.  То есть: развитие  человека как личности  коренным образом, связано с явлением речи…

Ж.М.: Ваше мнение совпадает  с Библией. Сказано же  там: “В начале  было  слово…”. А Вы как полагаете, Светлана Валентиновна?

С.Н.: Я думаю что  отсутствие  речи, слова = это  вакуум, в котором не сможет развиваться человек. Должно быть слово. должны быть сказки и должно быть все остальное. Без этого человека просто не было бы.

Ж.М.: Ваше обоюдное мнение подтверждает великий русский писатель, лауреат Нобелевской преми Иван Бунин, непревзойденный художник  слова. Он сказал : “Разве мы любили  бы мир так, как любим его сейчас – если  бы он был совершенно новым для нас?»

То есть словесность- как фундаментальная часть общечеловеческой культуры- позволяет ребенку развиваться, познавать то, что было до него  с помощью словесности. Потом дети  сами начинают мыслить, писать  письма, сочинения…

То есть  словесность вводит этого человека в мир, уже созданный до него.

Вот  лишь один пример того, как  словесность  вводит маленького человека в  познание мира…

Скажем, для детей младших и средних классов  российские педагоги давали своим ученикам  вот такие темы:

Замирание нашего сада осенью.

Река в лунную ночь.

История  постройки дома и разведения при нем сада.

Великаны и пигмеи лесного царства.

Дедушкин садик.

Для  старшеклассников:

Слово, как источник счастья.

Родина и чужая сторона.

О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

О непрочности счастья основанном исключительно на материальном богатстве.

Правда, неожиданные темы? Сегодня подобного типа  темы практикуются в школе?

Б.К.: Сейчас темп жизни совсем другой. Скажу вот как:   задачки по физике в старых школьных учебниках были очень предметными: фигурировали коровки, лошади, прочие домашние животные. Дети сегодняшнего дня их даже подчас и не видели- или  видели   только по телевизору. Они  не очень представляют как копыта выглядят, что из себя представляет подкова и для чего она нужна. Сейчас более прагматичный народ. Хотя конечно, перечисленная Вами тематика  как бы  более существенна в миропонимательном, можно сказать так, плане.

А  старшеклассникам необходимо предлагать  уже более философскую тематику…

Ж.М.: Это говорит о том, что в то время роль словесности в формировании человека была куда значимее,чем сейчас? Ваше мнение, Светлана Валентиновна.

С.Н.: Сейчас, я считаю,  введение ЕГЭ портит русскую словесность. Я помню, как мы , школьники, писали сочинение – ну, хотя бы по тому же  роману “Война и мир.» Писали четыре сочинения и объем каждого  был не меньше четырех – шести страниц. Сейчас же дети пишут очень кратко. Вот писал сочинение мой сын – школьник. Сидел и считал слова. Я спрашиваю: “Что делаешь?”  Он отвечает: “Мне нужно  уложиться  в двести слов”. Какие двести слов? Уникальный роман! На что мне учителя объяснили, что это вполне вписывается  в   процесс одготовки к ЕГЭ!

Я не понимаю. Ведь ребенок  в школе, изучая русскую литературу, должен прочитывать весь текст, разбирать его, писать сочинение. Потому что сочинение  не только помогает развивать речь и письменную и устную – но и развивает мышление!. А у нас ныне многие  граждане не способны ни устно изъясняться-  ни тем более письменно.

Ж.М.: А сама речь, как мы выяснили – развивает человека

Б.К.:  Многое  зависит еще от темпа жизни. Сейчас словесность вот такая. Это более информативный язык, менее поэтичный. Язык становится «быстрым». Может быть там чувств значительно меньше, конечно, и информации может быть не очень много –  но это такой способ очень быстрого общения. Словесность такая теперь стала. К сожалению, но она такая.

Ж.М.: Правда ли, что в школе появляется новое веяние: детей не будут учить писать пером — а сразу будут учить «кнопки давить»?.

Б.К.: Если это произойдет, то это будет большая беда. Во-первых, теряется моторика – а от нее зависит развитие мозга, причем это происходит на самых ранних этапах. Буквально для трехлетних ребятишек есть методика развития моторики (специальные игрушки  и так далее). Но если уйдет письменность, то это будет большая трагедия, это будет большая ошибка.

Ж.М.: Есть такие два разных понятия:двигатель и движитель. Двигатель, как известно,  создает энергию; а движитель начинает перемещение(грубовато,скажем). «Двигатели» в словесности- это, естественно, творческие люди: сказочники, летописцы, писатели, поэты…. А «движители»- это все мы: папы, мамы, учителя, библиотекари, лекторы, певцы  и так далее.    … Как вы думаете, Светлана Валентиновна, библиотека с незапамятных времен была  только местом  хранения культурного наследия человечества ( такие книгохранилища, как Румянцевская, Британская библиотеки) или  она сегодня  как-то пытается стать и «движителем» словесности?. Сегодня роль библиотеки съеживается, истирается?

Библиотека сегодня делает попытки   как-то энергичнее побуждать народ к чтению?

 С.Н.: «Хранителем» книг  библиотека будет всегда-это аксиома. Особенно наша библиотеки – и  прочие основные библиотеки области И никто не отберет  у библиотек этой функции: ведь  книги же не просто надо хранить за ними надо ухаживать, их надо сохранять, пропагандировать – и все прочее.

Но двигать книгу к читателю мы стараемся. Скажем, у нас есть сектор оцифровки который работает в полторы смены и ежедневно  переводит «букву в цифру».Это позволяет книге перемещаться во времени и пространстве. Например, книги  из нашей  «Карамзинской  библиотеки» с пометами  могут теперь   мгновенно оказать на столе читателя  на другом конце света.. Это – мобильность и доступность.Мы  участвуем в  областном проекте «Лиературная филармония».Суть  проекта:  ульяновские писатели  выезжают в районы области, встречаются там с читателями, знакомят их со своими произведениями.  В минувшем году, в «Год литературы»  мы вели  отмеченный даже  федералами проект  «Двенадцать литературых апостолов Симбирско-Ульяновского края».Это было нечто вроде   плац-парада  выдающихся литературных творцов  региона- от Карамзина до Благова.

Ж.М.: Борис Михайлович, в одном из самых древних  литературных памятников  Руси – «Повести о Горе-злочастии» подчеркнуто, что если   события, явления, размышления  или предметы бывают не зафиксированы  письменно  (неважно на чем- на бересте, камне,  глиняной  доске, папирусе или бумаге)  то  они как бы и не имели места в жизни …То бишь: исчезают бесследно.  Литература (или «словесность», как ее именовали в российских гимназиях) фиксирует, обнажает или изображает  в первую очередь состояния человеческой  души,  помыслы  и поступки « homo sapiensa» – и т.п.

То  есть, без литературы мы бы не имели полного представления  о нас с вами.

Вы согласны с суждением  древнего  литератора?

 Б.К.: Вполне.

Ж.М.: Как я уже упомянул,Президент РФ недавно инициировал создание в РФ Литературного общества. Главная цель обозначена так: «Консолидация усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности.»
Общество создано. Возглавил его   Патриарх.

Как вы оцениваете  это явление? Оно к месту и вовремя? Почему?

  Б.К.: И к месту, и вовремя. Почему? Потому что  те проблемы, о которых мы сегодня говорим, стали уже  не просто  проблемой филологов  или лингвистов- они стали драмой общества. Язык, слово, вера- это те опоры, на которых держится идентичность нации и государства. Так что я голосую  обоими руками  за создание этого Общества…

Ж.М.:  Светлана Валентиновна, недавно прошел в России «Год литературы».Много заседаний, проектов, презентаций – и прочих «мероприятий».

В «сухом  остатке» что ? Стали больше читать? Более  четкими стали у читающих критерии  оценок читаемого?  Народ потянулся к книге?

С.Н.: Думаю, это не прошло бесполезно и бесследно. Ульяновская область была  отмечена, как  самый читающий регион России. Это- итог  усилий всех тех  ,кто  имеет отношение к словесности, к книге, к просвещению. Движение в нужном направлении начато, наша  задача- развивать  его.

Это главное.

В  этом году  мы  реализуем новый отличный проект ; он получил название «Симбирский литературный тракт». Там тоже много интересного.

    Ж.М.: Борис Михайлович, помнится,  в шестидесятые годы прошлого века  общественность России  весьма заинтересованно  обсуждала тему «Физики или лирики?»  Эта прблема – она  решена обществом? Или все же  «уголек « под золой тлеет?

   Б.К.: Эти дискуссии были и интересны, и полезны. Они просто еще раз продемонстрировали, как близки , как дороги человеку и человечеству  свяэи как научные, так и духовные.  Тут ведь какая штука? Науки изучают мир вокруг нас- а словесность пытается понять сущность самого человека, проследить его  развитие, что-то намекнуть , о чем-то напомнить, от чего-то предостеречь…

Эта «пара»- физики и лирики,она неразлучна.И это крайне важно. Это основа успеха вообще- и отдельной личности, и общества, и государства.

 

Ж.М.: Я хочу завершить нашу беседу одним  любопытным  эпизодом, который наглядно доказал неразрывность науки и слова, их взаимосвязь

В позапрошлом веке некий сельский священник совершил и духовный, и светский грех: он пропил небольшие церковные деньги.  По тем временам попа ждало очень суровое наказание по канонам юриспруденции ( науки, кстати). И вот знаменитый адвокат Плевако  заявил, что  без всяких ссылок на   пункты  юриспруденции, основываясь только на  возможностях словесности,  добьется оправдания несчастного попа  всего… за две минуты своей речи на суде…

Москва  позаключала тьму пари на эту тему. Спорили такие персоны, как Шаляпин, Горький, Бунин и тьма прочих знаменитостей…

И все смотрели на часы, когда в зале суда поднялся Плевако.

И что он сказал судьям?

–Господа! Двадцать лет этот человек прощал нам грехи наши! Разве мы не можем простить его хоть один раз?

Священник был помилован.