Сегодня в рубрике «В это время» вспомним, как начиналась так называемая киосочная реформа: в эти дни четыре года назад город готовился к вступлению с 1 июля 2012 года новых ограничений по торговле пивом. По сути, оно было приравнено к алкогольной продукции, результат – запрет его продажи в нестационарных торговых объектах. Не все ульяновские предприниматели от этого были в восторге, после чего начался настоящий сюрреализм – киоски отрезали от остановок, укрепляли «фундаментом», чтобы те считались стационарными. За четыре года ситуация с киосками в городе стала только хуже, теперь это целые павильоны, перегородившие улицы, проспекты и привычные маршруты. Но вернемся в 2012 год.

DSCN0268

Казалось бы, благим намерениям по ограничению продажи пива все должны только радоваться. В мае 2012 года мы писали о том, что некоторые местные предприниматели этого восторга не разделили. Так, по информации комитета по развитию предпринимательства, в поступающих к ним обращениях бизнесмены высказывали позицию, согласно которой киоски и павильоны не должны подпадать под определение «нестационарных торговых объектов».

Но, как мы знаем, пивом в киосках на остановках торговать запретили, в итоге предприниматели нашли выход: перенести остановки общественного транспорта, чтобы продолжать торговать. А полиция начала выявлять факты незаконной продажи пива после вступления с 1 июля новых ограничений по торговле этой алкогольной продукцией.

С наступлением июля в соответствии с изменениями в законодательстве, на территории города из почти 550 объектов торговли прекратили продажу пива более 170. Вообще же, предпринимателям тогда предложили несколько вариантов решения вопроса. В частности, изменить ассортимент реализуемых товаров, оформить разрешительные документы, перенести остановочный пункт от торговых объектов и т.д.

Но для части предпринимателей более подходящим оказался перенос остановочного павильона от киоска. С начала июля 2012 года в Ульяновске началось то, что вполне можно назвать сюрреализмом: остановочные павильоны стали чудесным образом перемещаться. Как нам тогда рассказали в пресс-службе горадминистрации, для переноса остановочных павильонов был даже выработан «Алгоритм действий по переносу остановочного павильона от киоска»!

В такую затею было бы сложно поверить, если бы на сайте комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города не появился соответствующий раздел.

Согласно этому алгоритму, предпринимателю, чтобы перенести остановочный павильон от своего киоска, необходимо подать заявление в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта и приложить к нему проектную документацию (ситуационную схему, конструкцию «дорожной одежды»), а также лист согласования. Проектная документация должна быть заказана в организации, имеющей допуск к выполнению проектных работ. В листе согласования обязательно указываются комитет архитектуры и градостроительства, владельцы сетей и комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта. При положительном согласовании всеми структурами, нужно подать заявление в администрацию района на получение ордера на производство земляных работ. Далее заявитель проводит работы по переносу остановочного павильона в соответствии с проектной документацией, а администрация района принимает выполненные работы по акту.

При всем сюрреализме этой идеи самой по себе, дело зашло еще дальше: часть предпринимателей начала переносить остановки без окончательного решения. Некоторые остановки остались вполне благоустроенными, другие оказались на несколько метров дальше привычного и удобного места, а ряд из них – и вовсе на земле.

CIMG1284-600x450

CIMG1286-600x450

На проспекте Туполева остановку просто разрезали. В таком состоянии она находится до сих пор.

CIMG75661-600x415

CIMG7565-600x321

Уже к сентябрю 2012 года стало понятно, что киосочно-пивная реформа провалилась с треском. Ряд владельцев киосков продолжали «самовольничать», а власть проводила мониторинг «безобразия». Выяснилось, что 32 точки, распложенные на остановочных площадках, по-прежнему продают пиво. Названы и фамилии четырнадцати индивидуальных предпринимателей с адресами их киосков, возле которых самовольно установлены остановочные навесы. О нарушениях мы подробно писали в материале Остановки возвращаются “домой”?

Спустя еще некоторое время на остановках стали появляться уже не киоски, а целые павильоны, из-за которых людям, ожидающим транспорт, порой просто не оставалось места.

Доходило до того, что вместо названия остановки появлялись вывески «Пенные напитки».

DSCN1834-640x480

Параллельно в городе начался бум павильонов самой разной направленности, в которой лидерство захватили всякого рода шаурмы. На улицах выросли целые павильонные кварталы, преграждающие привычные пешеходные маршруты и разводящие вокруг грязь.

В ноябре 2013 года ульяновцев просили выбрать внешний вид киосков, но идея осталась на бумаге.

13-600x251

А в декабре 2014 года и вовсе заговорили о том, чтобы вернуть пиво в киоски.

В июне 2015 года мы писали о том, что в схему размещения нестационарных торговых объектов добавилось 75 новых и существующих участков — 11 в Ленинском районе, 3 — в Железнодорожном, 41 — в Засвияжье и 20 — в Заволжье. При этом значительная часть из новых участков оказалась вовсе не на тех местах, где ранее были установлены киоски, а средняя площадь участков значительно превысила площадь участков, которые арендовались под киоски.

Итог мы все наблюдаем на наших улицах.

Вот один из ярких примеров. Новый город. Широкие проспекты, перспектива – до горизонта. В свое время архитекторами все задумано так, чтобы жителям было просторно и комфортно. Но непонятно, по каким архитектурным решениям и по какому здравому смыслу здесь один за другим вырастают неэстетичные и несовременные киоски, пережитки переходных времен, которые, как казалось, уже должны давно остаться позади.

CIMG8413-640x480

DSCN9527-640x480

DSCN0268
Проспект Ульяновский – бесконечная череда некрасивых больших киосков, которые не только образуют отдельные улицы, но и напрочь перечеркивают всю архитектурную задумку широких проспектов. Зеленые зоны около домов, где могли бы быть уютные скверики, практически все подверглись точечной застройке, и теперь вместо них – опять же неряшливые архитектурные сооружения с самым разным наполнением – от алкомагазинов до ночных клубов.

DSCN9530

SAM_5285-640x480

Но самое главное даже не это. Улицы города перестают быть едиными пространствами, они прерываются подобными точками, не говоря уже о том, что они вытеснили нормальные остановки. Людям просто нет на них места, как и нет места для комфортной городской среды. Любая глухая стена выпадает из городского пространства, становясь местом притяжения всего того, что никак не ассоциируется с комфортным проживанием. Эти плохо освещенные места постепенно превращаются в туалеты (общественных туалетов у нас же нет), курилки, места для распития, грабежей и т.д. Это глухая маргинальная зона, на подступах которой заканчивается комфортная жизнь и начинается другая – с соответствующими ей элементами.


Еще из рубрики “В это время” (напомним, здесь мы вспоминаем события, о которых мы писали в тот или иной день (плюс-минус) год, два или более назад):

В это время. Три года назад мы пересаживали неправильную сирень в сквере Гончарова

В это время. Год назад мы встречали патриарха

В это время. Четыре года назад мы открывали Усадьбу Колобка

В это время. Два года после потопа – местами снова …опа