Сегодня в рубрике «В это время» вспомним, как начиналась так называемая киосочная реформа: в эти дни четыре года назад город готовился к вступлению с 1 июля 2012 года новых ограничений по торговле пивом. По сути, оно было приравнено к алкогольной продукции, результат – запрет его продажи в нестационарных торговых объектах. Не все ульяновские предприниматели от этого были в восторге, после чего начался настоящий сюрреализм – киоски отрезали от остановок, укрепляли «фундаментом», чтобы те считались стационарными. За четыре года ситуация с киосками в городе стала только хуже, теперь это целые павильоны, перегородившие улицы, проспекты и привычные маршруты. Но вернемся в 2012 год. Казалось бы, благим намерениям по ограничению продажи пива все должны только радоваться. В мае 2012 года мы писали о том, что некоторые местные предприниматели этого восторга не разделили. Так, по информации комитета по развитию предпринимательства, в поступающих к ним обращениях бизнесмены высказывали позицию, согласно которой киоски и павильоны не должны подпадать под определение «нестационарных торговых объектов». Но, как мы знаем, пивом в киосках на остановках торговать запретили, в итоге предприниматели нашли выход: перенести остановки общественного транспорта, чтобы продолжать торговать. А полиция начала выявлять факты незаконной продажи пива после вступления с 1 июля новых ограничений по торговле этой алкогольной продукцией. С наступлением июля в соответствии с изменениями в законодательстве, на территории города из почти 550 объектов торговли прекратили продажу пива более 170. Вообще же, предпринимателям тогда предложили несколько вариантов решения вопроса. В частности, изменить ассортимент реализуемых товаров, оформить разрешительные документы, перенести остановочный пункт от торговых объектов и т.д. Но для части предпринимателей более подходящим оказался перенос остановочного павильона от киоска. С начала июля 2012 года в Ульяновске началось то, что вполне можно назвать сюрреализмом: остановочные павильоны стали чудесным образом перемещаться. Как нам тогда рассказали в пресс-службе горадминистрации, для переноса остановочных павильонов был даже выработан «Алгоритм действий по переносу остановочного павильона от киоска»! В такую затею было бы сложно поверить, если бы на сайте комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города не появился соответствующий раздел.
При всем сюрреализме этой идеи самой по себе, дело зашло еще дальше: часть предпринимателей начала переносить остановки без окончательного решения. Некоторые остановки остались вполне благоустроенными, другие оказались на несколько метров дальше привычного и удобного места, а ряд из них – и вовсе на земле. На проспекте Туполева остановку просто разрезали. В таком состоянии она находится до сих пор. Уже к сентябрю 2012 года стало понятно, что киосочно-пивная реформа провалилась с треском. Ряд владельцев киосков продолжали «самовольничать», а власть проводила мониторинг «безобразия». Выяснилось, что 32 точки, распложенные на остановочных площадках, по-прежнему продают пиво. Названы и фамилии четырнадцати индивидуальных предпринимателей с адресами их киосков, возле которых самовольно установлены остановочные навесы. О нарушениях мы подробно писали в материале Остановки возвращаются “домой”? Спустя еще некоторое время на остановках стали появляться уже не киоски, а целые павильоны, из-за которых людям, ожидающим транспорт, порой просто не оставалось места. Доходило до того, что вместо названия остановки появлялись вывески «Пенные напитки». Параллельно в городе начался бум павильонов самой разной направленности, в которой лидерство захватили всякого рода шаурмы. На улицах выросли целые павильонные кварталы, преграждающие привычные пешеходные маршруты и разводящие вокруг грязь. В ноябре 2013 года ульяновцев просили выбрать внешний вид киосков, но идея осталась на бумаге. А в декабре 2014 года и вовсе заговорили о том, чтобы вернуть пиво в киоски. В июне 2015 года мы писали о том, что в схему размещения нестационарных торговых объектов добавилось 75 новых и существующих участков — 11 в Ленинском районе, 3 — в Железнодорожном, 41 — в Засвияжье и 20 — в Заволжье. При этом значительная часть из новых участков оказалась вовсе не на тех местах, где ранее были установлены киоски, а средняя площадь участков значительно превысила площадь участков, которые арендовались под киоски. Итог мы все наблюдаем на наших улицах. Вот один из ярких примеров. Новый город. Широкие проспекты, перспектива – до горизонта. В свое время архитекторами все задумано так, чтобы жителям было просторно и комфортно. Но непонятно, по каким архитектурным решениям и по какому здравому смыслу здесь один за другим вырастают неэстетичные и несовременные киоски, пережитки переходных времен, которые, как казалось, уже должны давно остаться позади.
Но самое главное даже не это. Улицы города перестают быть едиными пространствами, они прерываются подобными точками, не говоря уже о том, что они вытеснили нормальные остановки. Людям просто нет на них места, как и нет места для комфортной городской среды. Любая глухая стена выпадает из городского пространства, становясь местом притяжения всего того, что никак не ассоциируется с комфортным проживанием. Эти плохо освещенные места постепенно превращаются в туалеты (общественных туалетов у нас же нет), курилки, места для распития, грабежей и т.д. Это глухая маргинальная зона, на подступах которой заканчивается комфортная жизнь и начинается другая – с соответствующими ей элементами.
В это время. Три года назад мы пересаживали неправильную сирень в сквере Гончарова В это время. Год назад мы встречали патриарха |
|