В своей любви к русской музыкальной культуре признался гастролер из США Питер Фрейзингер.

24 июня он дирижировал Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром в концерте на летней площадке Ленинского мемориала. Под взмахами его дирижерской палочки музыка Михаила Глинки, Джордже Энеску, Джорджа Гершвина, Мориса Равеля, Мануэля де Фалья звучала как-то особенно ярко на фоне зелени травы и деревьев, синевы неба и Волги. Вдохновленный аплодисментами благодарных слушателей, Питер рванулся к синтезатору и исполнил с оркестром пару пьес американских композиторов, продемонстрировав недюжинное мастерство пианиста.

Накануне концерта доброжелательный, энергичный и непосредственный гость нашего города Питер Фрейзингер дал интервью для нашей газеты.

– Питер, как получилось, что Вы стали заниматься музыкой? Вы из музыкальной семьи?

– Нет, мои родители не были профессиональными музыкантами. Это и хорошо, и плохо. В детстве я не занимался упорно музыкой, как это бывает в музыкальных семьях. Просто моя мама думала, что было бы неплохо, если бы ее дети умели играть на рояле. Вероятно, поэтому я начинал с эстрадной музыки, и уже потом перешел на классическую, чувствуя себя хорошо и там, и там. В 16-17 лет мой выбор пал на профессию музыканта. Я не подозревал, как она трудна и сколько сил понадобится на ее освоение. Приходилось заниматься на рояле по многу часов. Из-за чрезмерного напряжения у меня возникли проблемы с руками. Что делать? Мой профессор в Бостонском университете посоветовал заняться дирижированием. Мне не хотелось бросать играть на рояле, к тому же профессия дирижера казалась мне недоступной из-за сложности освоения, и я спросил совета у другого профессора. Он сказал, что дирижер из меня может получиться, и я стал серьезно заниматься оркестровой музыкой. В конце концов получил диплом и музыканта, и дирижера. Работал шесть лет в Германии, дирижировал операми, опереттами и мюзиклами. Затем работал в Нью-Йорке, где много играл на рояле, аккомпанируя певцам.

– Вы хорошо говорите по-русски. Язык изучали самостоятельно или брали уроки? Вообще, откуда у Вас интерес к русской культуре?

– Давно нравится русский язык. Мне помогала его изучать одна женщина-эмигрант. Потом два лета занимался им в Гарвардском летнем колледже. Все это связано с тем, что я люблю музыку Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Прокофьева, Мусоргского. И я думал, что если хочу играть, например, Чайковского, то надо понимать его язык. Впрочем, это не обязательно, есть большие дирижеры, не знающие языка, но прекрасно чувствующие музыку того или иного композитора. У меня же иная позиция, о которой я говорил. Именно поэтому я освоил французский, немецкий и итальянский, которые важно знать для исполнения оперы.

– Можете ли Вы назвать любимого русского композитора?

– Мне нравятся все, и не только русские. Когда музыкант учит Бетховена, то он у него любимый, когда Энеску, то – Энеску, и так далее.

– Вы работали во многих театрах мира. Чем, по-вашему, отличается друг от друга публика разных стран?

– В Бостоне, где я живу, консервативная публика, если ей нравится концерт, то в финале слушатели встают и хлопают. В Германии смешно: слушают очень серьезно, тоже хлопают, и даже в такт музыке. И в России тоже очень любят музыку и с энтузиазмом аплодируют. Для меня удивительно, что русские уважительно относятся к профессии музыканта. У нас в США, к сожалению, такое отношение редко встречается…

– Вы и дирижер, и пианист. Это как музыканту Вам помогает или противоречит друг другу? И кем Вы себя больше ощущаете – пианистом или дирижером?

– Я бы сказал, что очень хорошо, если дирижер продолжает играть, потому что появляется не только духовный, интеллектуальный, но и физический контакт с музыкой. Я в Бостоне играю много балетов, опер, аккомпанирую, импровизирую, а до этого в Нью-Йорке аккомпанировал певцам. Считаю, что это мне помогает дирижировать, потому что лучше знаю материал. Вообще, дирижировать люблю больше, чем играть. Возможно, это потому, что чаще выступаю как пианист. Испытываю огромное удовольствие, когда я могу делать красивую музыку с большим оркестром.

– У Вас в Бостоне есть свой симфонический оркестр. Что он играет и где выступает?

– Мы играем в церкви, которая находится в центре города и которая служит также концертным залом. У нас большой репертуар классики, мы исполняли много премьер композиторов. Сейчас идет девятый концертный сезон. Недавно мы играли «Страсти по Матфею» Баха. Состав у оркестра маленький: 22-25 музыкантов. Нам удается выживать при небольшом бюджете. В Бостоне большая конкуренция среди оркестров. Но у нас есть свой слушатель. К тому же мы берем студентов, которые идут к нам, чтобы стажироваться, потому что молодых музыкантов, особенно духовиков, в большие коллективы без опыта не возьмут на хорошо оплачиваемую работу. Еще хочу сказать, что раньше мы делали больше концертов, а сейчас стали меньше, но зато мы устраиваем открытые репетиции, где играем большие произведения. Это для музыкантов немного меньший стресс, чем если дать концерт.

– Ваши впечатления от нашего города и оркестра?

– Первый раз в Ульяновске я был в декабре 2013 года и только мог посмотреть на Волгу. А в этот раз я дважды в ней искупался. Очень понравились вода и пляж. И, конечно, – Ульяновск. Летом он гораздо красивее. Об оркестре могу сказать, что здесь работают добрые, внимательные и воспитанные люди. Мне нравится, как они играют! Уже конец сезона, но у музыкантов еще достаточно энергии.

– Что поддерживает Вас в жизни и делает таким энергичным?

– Я слушаю музыку! И люблю то, чем занимаюсь. Знаю людей, которые ждут выходных, потому что им не нравится их профессия. А я, наоборот, с нетерпением жду, когда начну работать…

Р. S. Этот концерт на свежем воздухе проходил в рамках нового проекта Ульяновской областной филармонии «Лето-2016 с Ленинским мемориалом» и послужил пробным шаром. Публике такой формат чрезвычайно понравился, тем более что билетов на выступление оркестра не требовалось. Кроме постоянных слушателей симфонических концертов пришли родители с детьми, в том числе совсем маленькими, с которыми в зал не придешь, а тут для них такая великолепная возможность прикоснуться к живой музыке!

На следующий день музыканты сыграли здесь под управлением главного дирижера и художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств РФ Олега Зверева и дирижера лауреата всероссийского конкурса Дмитрия Руссу. И теперь каждую субботу с 17.00 до 18.00 до 11 сентября у памятника Марии Александровне Ульяновой с маленьким Володей будет звучать симфоническая музыка. В конце концов, чем мы хуже Европы?!