Киндяковка – так уже более 300 лет по имению дворян Киндяковых называют центральную часть Железнодорожного района Ульяновска, расположенную на высоком водоразделе между Волгой и Свиягой. Закреплению этого названия в начале XX века способствовали железнодорожные станции Киндяковка Московско-Казанской и Волго-Бугульминской железной дороги, а также экономика «Киндяковка» – передовое сельскохозяйственное предприятие Е.М. Перси-Френч, находившиеся ранее на месте современной железнодорожной станции Ульяновск-Центральный.

Четких юридически обозначенных границ Киндяковка не имеет, но фактически ее северная граница проходит по выемке железной дороги на рубеже улиц Локомотивной и Кирова. Современная автомобильная часть моста-путепровода через эту выемку сохранилась с дореволюционных времен. Западная граница Киндяковки проходит по извилистому берегу Свияги, восточная – по берегу громадного зеркала ульяновского плеса Куйбышевского водохранилища, южная – по линии от поселка имени Карамзина до поселка Опытное Поле.
Историческое ядро Киндяковки – бывшая деревня Винновка, которую до 1918 года иногда называли Киндяковкой.
Самыми старыми улицами современной Киндяковки являются винновские деревенские порядки, возникшие еще в XVIII–XIX веках: Венешный порядок – вел к беседке-памятнику Гончарову и в 50–60-х годах прошлого века назывался улицей Гончарова – ныне улица Неверова, Прогонный порядок – современная улица Соловьева, Середний порядок – современная улица Беляева.
Через Киндяковку по Сызранскому тракту проезжали Карамзин, Пушкин (здесь дорогу ему перебежал заяц, что считалось дурной приметой), Жуковский, будущий император Александр III, Ленин и многие другие исторические личности.
21 июля и 12 сентября 1918 года в районе стратегически важной станции Киндяковка разворачивались самые ожесточенные бои Гражданской войны за взятие Симбирска. 11 июля 1918 года недалеко от станции Киндяковка под арестом в вагоне сидел командарм Тухачевский.
В конце сентября 1918 года дождливой ночью на станции Киндяковка из-за нелепой случайности (поскользнулся на сходнях в вагон и ударился головой о рельсы) погиб самый дорогостоящий жеребец Российской империи – орловский рысак Крепыш. В 1941–1942 годах на станцию Киндяковка прибывали составы с эвакуированными в Ульяновск из западных областей СССР предприятиями и беженцами. Всю Великую Отечественную войну на станции формировались воинские эшелоны, идущие на фронт, а в Винновской роще действовали учебные лагеря по подготовке бойцов.
В годы Великой Отечественной Киндяковка относилась к Сталинскому району, а с 1966 года вошла в состав образованного Железнодорожного района. В Киндяковке находятся все промышленные предприятия района: Ульяновский моторный завод, трикотажная фабрика «Русь», Ульяновский хладокомбинат, Ульяновский хлебозавод № 3 и другие.
Некоторые улицы Киндяковки уже не существуют, например, появившиеся во второй половине 1940-х годов улицы поселка моторного завода – Трудовая (неофициально ее называли Аллейка) и Индустриальная, состоявшие из переданных СССР по репарации финских и немецких деревянных щитовых домов.
Часть улиц в Киндяковке в конце 60-х годов строилась ударными темпами к столетнему юбилею Ленина. Некоторые строительные бригады приезжали из других городов. Так, по воспоминаниям очевидцев, многие дома на улице Хрустальной строила бригада из города Гусь-Хрустальный, от этого и пошло название улицы.
Жители любят свою Киндяковку, ее тихие, зеленые и по-деревенски уютные малоэтажные улицы, Винновскую рощу.

Дмитрий Семенов