Недавно в федеральное законодательство были внесены изменения, ужесточающие наказания за нарушения правил организованной перевозки детей.

– Речь идет о последних изменениях в КоАП РФ и ПДД. Мы хотели бы еще раз их озвучить, а затем – по итогам нашей встречи – подготовить специальные памятки и методические рекомендации, – поясняет директор Ульяновского ресурсного центра развития туризма и сервиса Юлия Скоромолова.

Упомянутый центр недавно организовал «круглый стол», на который были приглашены местные туроператоры, директора школ, организаторы детского отдыха и представители ГИБДД. Собравшиеся обсудили законодательные нововведения и те проблемы, которые возникают в связи с новыми требованиями.

Что нового?
Как сообщила Скоромолова, введены уточнения в само понятие «организованная перевозка детей». Ранее под этим подразумевалась любая перевозка восьми и более детей, которая производится не маршрутными автобусами. Теперь внесли дополнение, что упомянутая перевозка осуществляется без представителей детей, к которым относятся родители, усыновители, опекуны или попечители.

– Что касается документов, то, как и прежде, необходимы: договор фрахтования, список детей и лиц, их сопровождающих, перечень пищевых продуктов, сведения о водителе, график движения с указанием времени маршрута и остановок. Также нужны копии уведомления о перевозке или заявки на сопровождение (ранее необходим был оригинал этих документов), – говорит выступающая.

Два последних документа связаны с обращением организаторов поездки в ГИБДД, что вызвало ряд вопросов собравшихся. К примеру, уведомление о перевозке можно подать за два дня до начала поездки через сайт 73.gibdd.ru. Однако какой-либо ответной реакции (ответного письма) сотрудники госинспекции обычно не присылают. Что же предъявлять при остановке автобуса сотрудниками госинспекции?

– Можно сделать распечатку самого обращения, что будет свидетельствовать, что вы уведомили ГИБДД о перевозке. Этого достаточно, – комментирует директор областного Центра организации отдыха и оздоровления Юрий Носырев.

“Драконовские” наказания
Самые существенные изменения законодательства связаны с расширением круга тех лиц, которые теперь несут ответственность за нарушения в сфере организованной перевозки детей.

– Штрафы будут налагаться не только на водителя, но и на должностных, и юридических лиц. К примеру, за организованную перевозку детей в ночное время (с 23 до 6 часов утра) водитель может быть лишен прав или оштрафован на 5 тысяч рублей. За это же нарушение должностных лиц оштрафуют на 50 тысяч рублей, юрлицо – на 200 тысяч рублей. Ночью можно подвозить только до аэропортов и вокзалов на расстояние не более ста километров, – информирует директор Ресурсного центра развития туризма.

В связи с этим собравшиеся предложили вообще исключить ночные поездки.

– Пусть лучше дети с их сопровождающими пробудут в аэропорту или на вокзале несколько лишних часов, чем мы будем рисковать их жизнью, подвозя их в ночное время. Для этого, кстати, на вокзалах есть специальные помещения – допустим, комната матери и ребенка. Просто нужно заранее договориться с руководством вокзалов, – считает Носырев.

Автобусы – не старше 10 лет
Еще одно новое требование, которое, как ожидается, существенно осложнит перевозки детей по всей России, будет введено с января 2017 года. С этого момента подобные перевозки можно будет производить только автобусами не старше 10 лет.

– Планируется, что с помощью федеральных финансовых средств парк школьных автобусов постепенно обновится. В областном Министерстве образования о данной проблеме знают, ведется специальный учет автобусов, чей возраст приближается к 10 годам, – уверяет директор областного Центра организации отдыха и оздоровления.

Участники встречи также обратили внимание на необходимость оборудования каждого автобуса, на котором перевозятся дети, тахографом и спутниковой системой навигации (ГЛОНАСС). Кроме того, у каждого водителя должна быть индивидуальная карточка водителя, что позволяет – благодаря тахографу – контролировать время труда и отдыха шофера.

А если детей семеро?
Стоит добавить, что ужесточение требований и меры ответственности, возможно, несколько упорядочит данную сферу. С другой стороны, как отмечают некоторые педагоги, это приведет к тому, что учителя с учениками (особенно для перемещений по городу – на какую-нибудь эстафету или в театр) будут стараться ездить на маршрутном транспорте, что не всегда удобно, зато освобождает от драконовских требований, предъявляемых к организованным перевозкам.

Возникает и другой закономерный вопрос: если семеро (а не восемь и более) детей без своих законных представителей – допустим, с одним учителем – едут на отдельном, не маршрутном транспорте, то им, соответственно, можно ехать и ночью, и без всякого уведомления ГИБДД, и без списка продуктов и т.п.? Ведь это уже не считается организованной перевозкой! Не «попахивает» ли такой подход формализмом и почему численность детей должна влиять на требования к их безопасности?

Сергей Иванов