Антон Шабалкин, архивист
Так писал краевед Александр Николаевич Блохинцев о талантливом скульпторе и удивительной женщине Любови Александровне Турской. В этом году исполняется 85 лет со дня ее рождения и 45 – со дня гибели.

2016-07-13_151643

В хранящемся в архиве личном листке по учету кадров графа «социальное происхождение» осталась незаполненной. Скупо писала о своем происхождении Любовь Александровна и в автобиографии: «[… ] родилась 20 февраля 1931 г. в гор. Минусинске Красноярского края. [… ] Детство мое прошло в Сибири и на Украине». Дело в том, что дед Александр Антонович Турский был священником. На момент рождения Любы он служил в Спасо-Преображенском соборе Минусинска, в 1934 году семья Турских переехала в Красноярск, и в 1935-1937 годах Александр Турский был обновленческим епископом Красноярской епархии. В 1937 году его арестовали и расстреляли по сфабрикованному делу о «контрреволюционной организации священников». Закончил свои дни в тюрьме и один из сыновей – талантливый музыкант Виктор. Старший сын Александр репрессий избежал. В 1936 году с женой и тремя детьми он перебрался через всю страну на Украину, в Ворошиловград (ныне Луганск), где устроился механиком на завод. В эпоху великих строек рабочие руки были нужны, и кадровики не стали копаться в его биографии. А 12 декабря 1941 года старший лейтенант танковых войск Александр Александрович Турский погиб, защищая Москву. Детей поднимала мать, Евгения Степановна, работавшая учительницей.
После 9 класса школы Люба в 1947-1952 годах училась в Ворошиловградском художественном училище и окончила отделение декоративной скульптуры. Дабы не возникло иллюзии, что студентка ваяла кошечек и девушек с веслами, замечу, что ее дипломной работой была метровая статуя «Иван Сусанин».
В том же году Любовь Турская отправилась в Ленинград поступать в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР. Но величественное здание на Университетской набережной не спешило распахнуть свои двери. Уже после гибели Любови Александровны А.Н. Блохинцев, беседуя с ее мужем Анатолием Ивановичем Клюевым, «услышал от него следующий рассказ […]:
– Она приехала […] поступить в институт имени Репина. А порядок был такой, что из 20 или 30 вновь принимаемых допускалась только одна женщина. А ведь женщин хватает и в Ленинграде, и в Москве. И ее тогда не приняли. Но она устроилась уборщицей и истопницей в этот же институт […], надеясь на следующий год поступить учиться. А на следующий год ее опять не приняли, т.к. нужно было принять дочь или родственницу какого-то крупного художника. Она осталась в уборщицах еще на год, и только уже на третий год ее приняли. Два года тяжелого неблагодарного труда она отдала лишь за то, чтобы учиться и стать скульптором. Такое нечасто бывает…
Она мыла полы, убирала мастерские, носила дрова и топила печи.
Вот эта деталь, о которой я даже не подозревал, говорит об очень многом. Она говорит, во-первых, о любви к искусству и, во-вторых, о твердом характере, об умении добиваться цели, а в общем – о цельности натуры, о цельности человека».
В 1960 году Любовь Александровна окончила институт в мастерской профессора, народного художника СССР Всеволода Всеволодовича Лишева. Тема дипломной работы – «Влюбленные», думается, не случайна – в годы учебы девушка вышла замуж за однокашника Анатолия Клюева. А в марте 1961 года родился сын Олег. В это время супруги уже жили и работали в Свердловске (ныне Екатеринбург). Там на выставке Турская впервые показала мраморный бюст немецкой художницы Ингрид, ныне хранящийся в Ульяновском областном художественном музее. Искусствовед Наталья Сергеевна Храмцова писала: «Однажды Люба зашла в мастерскую живописцев. Там работала девушка, приехавшая на стажировку из Германской Демократической Республики. У нее было сосредоточенное, почти самоуглубленное выражение молодого, очень волевого лица, женственного и сильного. Оно поразило скульптора, и здесь же в мастерской Турская начала лепить Ингрид. […] «Портрет Ингрид» – одно из лучших произведений молодого художника».
А в 1964 году Любовь Александровна прославилась сначала в Свердловске, а потом и в столице своей скульптурной композицией «Восстание уральских углежогов». Эта работа была посвящена народному в 1841 году на одном из старейших уральских заводов в городе Ревде. Рабочие, поставлявшие уголь для плавки чугуна, были возмущены обвесами и обсчетами при приеме их работы и потребовали от хозяина Петра Алексеевича Демидова, чтобы меру угля назначили такую же, как на государственных заводах, и было «все по справедливости». Вызванные войска открыли огонь по восставшим. На заводской площади остались лежать убитыми 161 человек, в том числе дети, 500 было ранено. Четырех мужиков отдали на каторжные работы, 25 – забрили в рекруты, 270 получили от 30 до 50 ударов розгами.
В расследование вникал сам император Николай I (ему доложили о 26 убитых). В 1842 году власти вынуждены были рекомендовать заводчику сменить нормы.
Турская рассказывала: «Так родилась […] тема композиции. Через характеры трех людей разного возраста. Измученные, голодные, босоногие в посконных заношенных лохмотьях, избитые, но сильные […], думалось, что не сгармонированным ритмом, а сгустком массы, неровностью лепки можно передать налет того времени, когда это происходило».
А.Н. Блохинцев восторженно писал: «Это отличная вещь – многофигурная композиция с редкостными типами лиц. Это – вещь, которую нельзя забыть, настолько она впечатляет.
А какие типы! Какая лепка!
Это, безусловно, было выдающееся произведение молодого скульптора».
«Углежоги» открыли Турской дорогу в члены Союза художников и в партию. А в декабре 1966 года семья переехала в Ульяновск. Здесь Любовь Александровна начала работу над многофигурной скульптурой
«Рабочие». Ей отвели помещение в строящемся речном порту. Журналист Л. Щекотова писала: «И пока у нее не было мастерской (а для скульптора-монументалиста это означает безработицу), она, ругаясь с начальником речного вокзала, грозившимся выбросить ее глину, упорно продолжала здесь работать над своими «Рабочими».
Ртутный столбик на градуснике не поднимался выше одиннадцати». Осенью 1967 года «Рабочие» Турской стали «украшением 3-й выставки «Советская Россия», а затем и Всесоюзной художественной выставки». Фотография скульптуры печаталась в центральных изданиях.
После этого успеха, подтвердившего талант Турской в «не женском» ремесле скульптора, у нее состоялась интересная беседа с искусствоведом Н.С. Храмцовой. Последняя писала: «-Почему Вы стали заниматься скульптурой? Не живописью, не графикой, а именно скульптурой? – спросила я Любовь Александровну. Не задумываясь, она ответила:
– В живописи все легче, там цвет. А мне хотелось воплотить жизнь, ее разнообразие в серой, тяжелой, одноцветной глине».
В 1968 году Турская первой из ульяновских скульпторов удостоилась звания заслуженного художника РСФСР. Кстати, одними из первых ее с этим поздравили начальники и коллектив речного вокзала. В 1968-1970 годах наряду с многочисленными бюстами и станковыми скульптурами Любовь Александровна создала еще две крупные работы: скульптурную группу «Коммунисты», находящуюся ныне в фойе Ленинского мемориала, и макет памятника Александру Матросову для Ивановского детского дома.
В 1970 году Любовь Турская начала работать над памятником для братской могилы воинов Великой Отечественной войны, умерших в госпиталях. А.Н. Блохинцев вспоминал: «К осени 1970 года Любовь Александровна слепила модель «Реквиема» метровой высоты […]. Модель изображала трех женщин разного возраста, стоявших группой и друг к другу спинами. Одна из них пожилая, другая – среднего возраста, а третья – очень обаятельная, молодая, нежная и беременная. Вот тут я понял всю задумку скульптора и сказал, что это очень удачно.
Турская сказала при этом, что художественный совет порекомендовал ей убрать беременность третьей женщины, а она не согласна с этим предложением […].
– Как вы думаете, Александр Николаевич?!
– Я думаю, что животик убирать не следует, т.к. он «работает» на тему, он вносит в нее свою линию, свое особое и важное для темы звучание».
Вскоре приступили к изготовлению 3-метровых фигур для памятника. 6 июля 1971 года А.Н. Блохинцев, бывший частым гостем в мастерских Турской и Клюева, пригласил фотографа, который запечатлел Любовь
Александровну за работой над лицом старухи-матери. Это были последние фотографии талантливой женщины-скульптора.
15 июля 1971 года, когда супруги возвращались после работы домой на такси, в машину врезался вылетевший на встречную полосу грузовик.
Любовь Александровна погибла мгновенно. Анатолий Иванович несколько месяцев провел в больнице. При большом стечении народа 19 июля Любовь Александровну Турскую похоронили на городском кладбище, для которого так и не успела закончить «Реквием».
Ее последней завершенной работой стал автопортрет с сыном Олегом.
А в конце августа 2008 года скульптор Олег Анатольевич Клюев установил на могиле своей мамы новый памятник – сильная, умная, красивая женщина с гордой осанкой словно ненадолго присела передохнуть, чтобы вновь приняться за работу.