Жителями города, архитекторами, представителями власти обсуждаются готовящиеся изменения в документы, которые регулируют развитие города – генплан, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории.

10 лет назад, при принятии предыдущего генплана эти проблемы также обсуждались.

Тогда архитектурной мастерской “Симбирскпроект”, при поддержке администрации города, совместно с европейскими урбанистами был проведен проектный семинар, его материалы были опубликованы в сборнике “Ульяновск – концепция развития. Ulyanovsk – urban vision”. Основные положения этой работы актуальны и сегодня.

1_obl

С материалами семинара можно ознакомится по ссылке: https://vk.com/doc-44593561_437687804

Мы попросили рассказать об этой работе руководителя семинара А. М. Капитонова.

        – Александр Михайлович, с какой целью проводился проектный семинар и кто принимал участие в этой работе?

– При проведении семинара ставились две цели: знакомство с методикой градостроительной работы ведущих урбанистов, их взгляд на наш город и его проблемы со стороны.

Одной из форм знакомства с европейским градостроительным опытом стало привлечение к участию в городских планировочных работах специалистов из Голландии, из Роттердама. Голландская градостроительная школа признана одной из ведущих в мире. Голландскую команду составляли практикующие урбанисты-архитекторы и администраторы – представители мэрии Роттердама. В семинаре также принимали участие архитекторы из Самары.

        – Какие главные результаты и выводы этой работы?

– Результатом работы стало исследовательское, аналитическое предложение “Ульяновск – концепция развития. Ulyanovsk – urban vision”.

Главное отличие в работе европейских специалистов – огромная исследовательская работа, которая предшествует принятию градостроительных документов. Исследуется фактическое состояние территорий и частей города: демография, состояние социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, их проблемы и преимущества. Выполняются сравнительные варианты сценариев развития. Исследовательская, обосновывающая часть составляет 90 процентов от всей градостроительной работы.

Особое внимание у европейских градостроителей уделяется общественным пространствам и ландшафту. Этот раздел является обязательной частью работ по урбанистике. В мэрии Роттердама есть отдельное подразделение, которое занимается общественными пространствами и ландшафтом.

Особенности Ульяновска, отмеченные в исследовании, в том, что наш город состоит из двух самостоятельных частей: Правобережье и Левобережье. Ульяновск как одна связанная система – это иллюзия. По сравнению с другими городами, разделёнными реками, Волга образует слишком большое препятствие.

15стр 20стр

Одно из предложений, для объединения левого и правого берега, это использование существующих железнодорожных путей для работы общественного транспорта. Существующие железнодорожные пути проходят вдоль промзоны Заволжье, вдоль Нового города, вдоль Верхней и Нижней Терассы, по Ленинскому району доходят до улицы Минаева, соединяют Железнодорожный и Засвияжский районы. Железнодорожные пути доходили до базы мостостроительной на правом берегу у Президентского моста. Программы использования существующей инфраструктуры железнодорожных сооружения для общественного внутригородского транспорта – резерв и потенциал для развития общественного транспорта города и может стать альтернативой  скоростному трамваю или метро, которые предлагают питерские урбанисты. Такие программы действуют во многих городах России и Европы.

38стр

Возможны различные сценарии развития города: радиальный как Москва; в виде пальцев как Амстердам или в виде спутников как многие города во Франции. Для Ульяновска самым рациональным будет развитие поселений – спутников; уплотнение существующего города, за счёт развития территорий ветхого жилья, коммунально – складских и промышленных территорий; развитие существующих пригородных населенных пунктов, таких как Лаишевка, Карлинское, Луговое, Арское.

43стр 44стр 52стр 96стр

Актуальной остается тема использования огромного природного потенциала рек Волги и Свияги. Кроме Венца город не имеет выхода к рекам в виде благоустроенных рекреационных зон и набережных; ни на левом берегу ни на правом, ни на Волге, ни на Свияге – это стратегическая задача.

В этой работе рассматривались различные градостроительные аспекты: уплотнение градостроительной ткани, качество городской среды, транспорт, высотный регламент. Многие предложения и аспекты этого исследования остаются актуальными и сегодня.

Хотелось бы, чтобы в нашем городе подобные аналитические и образовательные работы проводились чаще, с участием многих российских и европейских авторитетных экспертов.