В Ульяновске формируют положительный образ бизнесмена, что должно стать социальным фундаментом экономического роста региона. С 2006 года в городе на улице Ленина, 75а действует замечательный музей «Предпринимательство и культурная жизнь Симбирска». А недавно с размахом презентовали первую книгу из масштабного проекта под названием «История симбирского предпринимательства».
Презентацию книги «Симбирск купеческий. Часть 1. Очерки о симбирском предпринимательстве» сначала провели узким кругом для журналистов, затем более широко – в здании Ленинского мемориала во время празднования Дня российского предпринимателя.
– Это лишь первая книга из большой серии изданий, которые запланированы как научно-популярная антология об истории предпринимателей Симбирска-Ульяновска, создаваемая по инициативе врио Губернатора Ульяновской области и общественных объединений предпринимателей региона, – сказал председатель правления госкорпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов, который выступил одним из соавторов книги. – Мы очень гордимся этой работой, которая позволит узнать, откуда растут корни нашего предпринимательства. Надеюсь, это станет полезным и интересным информационным пособием прежде всего для школьников. Мы, в свою очередь, постараемся, чтобы это издание появилось во всех библиотеках региона и стало максимально доступным для широкой аудитории.
Книга выпущена небольшим тиражом в 500 экземпляров, и для удобства широкой и тем более молодой аудитории авторам проекта, конечно, следовало бы подумать не только о библиотеках, но и об электронной версии издания, чтобы можно было читать на планшетах и прочих гаджетах. Кроме того, не известно, какой эффект окажет на подрастающее поколение изучение исторических аспектов о купцах, ведь там всякое было, не только хорошее. О том, что раньше купцы были благороднее, чем сегодняшние торговцы, мы больше знаем по художественным произведениям, а не по документальным свидетельствам. А корректировать исторические факты такие серьезные авторы, которые сейчас трудятся над проектом, скорее всего, не согласятся.
В состав авторского коллектива, помимо Руслана Гайнетдинова, вошли:
Лилия Галимова – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин УИ ГА им. Б.П. Бугаева;
Татьяна Громова – заслуженный работник культуры Ульяновской области, научный сотрудник краеведческого музея им. И. А. Гончарова;
Ольга Свешникова – аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, председатель Ульяновского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры;
Алексей Сытин – краевед, научный сотрудник краеведческого музея им. И.А. Гончарова;
Антон Шабалкин – заслуженный работник культуры Ульяновской области, ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области.
Нам удалось поговорить с одним из авторов, с Антоном Шабалкиным, который ответил на несколько вопросов для читателей нашей газеты.
– Трудно ли было работать над сбором материала для данного проекта: информации много и понадобилось выбирать из массы отдельные факты, или же, напротив, пришлось собирать по крупицам, чтобы составить общую картину? В каком состоянии сохранились сведения о купечестве в Симбирске?
– На самом деле, материалов по истории симбирского купечества второй половины XIX – начала XX веков довольно много. Это и архивные документы, и публикации в периодической печати, и мемуарные источники, и труды симбирских-ульянов-ских краеведов. Кроме того, проживают в Ульяновске или выходят на контакт с нашим краем из других регионов потомки купеческих семей.
В госархиве Ульяновской области существует одноименная электронная база данных «Симбирское купечество», куда внесены биографические сведения из купеческих посемейных списков. Краеведами нескольких поколений накопленбольшой материал по исторической застройке Симбирска, где много информации о купеческих строениях, промышленных и торговых заведениях.
Об объеме и богатстве материала говорит, в частности, то, что одна из авторов брошюры – Лилия Галимова – по теме купечества защитила уже кандидатскую и докторскую диссертации. Массу исторических справок на здания, принадлежавшие купцам, составила Ольга Алексеевна Свешникова. Много лет публикует статьи о «бизнесменах» старого Симбирска Татьяна Алексеевна Громова. Ряд материалов она писала в соавторстве с покойным Алексеем Сергеевичем Сытиным – нашим без преувеличения великим краеведом.
Таким образом, дело за «малым» – иметь терпение, умение работать с информацией и время, чтобы осмыслить, обобщить, отобрать факты и изложить их в популярной форме.
– Сегодня благодаря фильмам и книгам сложилось мнение, что «слово купеческое» в те времена было сильнее любого договора или документа, что купцы были благородными и честными людьми, а, на Ваш взгляд, насколько этот миф соответствует действительности?
– Мы традиционно любим идеализировать прошлое, когда «и вода была мокрее». А на самом деле человеческая природа за последние несколько столетий не так уж сильно изменилась. Как говорил булгаковский герой: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…».
Действительно, были купцы, чье слово ценилось выше любых расписок. В начале 2000-х годов искусствовед Наталья Сергеевна Храмцова рассказывала мне о своем деде, знаменитом лесоторговце Павле Константиновиче Храмцове. С ним достаточно было ударить по рукам – и сделка считалась заключенной. «Это же ФАМИЛИЯ, нельзя не доверять», – говаривали тогдашние «бизнесмены».
Но всегда были и те, кто прибегал к тем или иным уловкам. Например, некоторые поставщики шерсти на суконные фабрики сознательно мочили товар, чтобы увеличить его вес. Кто-то обсчитывал, кто-то обвешивал. Качество продукта порой оставляло желать лучшего. Например, время от времени в газетах появлялись заметки о насекомых в хлебопродуктах – «Таракан в булке».
Даже симбирский «мильонщик» и выдающийся меценат Николай Яковлевич Шатров в молодости чуть не погорел на контактах с фальшивомонетчиками.
Но не надо забывать, что репутация торгового дома ценилась очень высоко, зарабатывалась годами. И крупные скандалы, доходившие до судебного разбирательства, были, скорее, исключением, чем правилом.
– В ходе исследовательской работы встретились ли Вам факты о купечестве в Симбирске, которые бы действительно Вас поразили?
– Пожалуй, что трудно выделить какой-либо один факт… Но в качестве примера могу привести судьбу Александра Петровича Конурина. Это один из крупнейших и уважаемых симбирских купцов-благотворителей. Городская богадельня
– огромное краснокирпичное здание на углу современных улиц Гагарина и Можайского именовалась Кирпичниковской-Конуринской по фамилиям главных жертвователей. Имя Александра Петровича при праздновании в 1898 году 250-летия Симбирска называлось в одном ряду с выдающимися уроженцами края: Карамзиным, Дмитриевым, Тургеневым, Языковым, Гончаровым, отцом и сыном Минаевыми…
После революции Конурин продолжал торговлю в полном соответствии с новым законодательством, но нарвался на самоуправство чрезвычайного комиссара Павла Солонко. Этот самодур незаконно конфисковал мануфактурный товар купца, да еще и наложил штраф. Конурин обратился в ревтрибунал и, что самое поразительное, – выиграл дело. Но решение это было вынесено 20 июля 1918 года, а через два дня в город вошли белые… Позже, в сентябре 1918 года, поддавшись общей панике, Конурин покинул Симбирск. Его дальнейшая судьба пока неизвестна.
– А можно ли говорить о каком-то особом укладе купечества в Симбирске или оно развивалось на одном общем уровне по стране? Купца из Симбирска можно было отличить от купца, скажем, из Москвы или Нижнего Новгорода?
– Разумеется, наряду с общими тенденциями, у каждого региона есть свои особенности. Они касаются и объемов торгового оборота, и ассортимента то варов, и роли купечества в социально-политической жизни. Говорить об этом можно много, обозначу лишь небольшой нюанс.
В отношении симбирского купечества стоит заметить, что наш город традиционно был дворянским. И дворяне (порой даже разорившиеся) продолжали играть роль первой скрипки, иногда искусственно тормозя развитие торговли и возможность влияния на принятие решений представителей других сословий. Так что в этом плане наши купцы проигрывали даже соседям из Самары.
Характерна фраза из обзора общественно-политической жизни Симбирской губернии, составленного симбирским губернатором Александром Степановичем Ключаревым в сентябре 1916 года: «Одержимое непомерным честолюбием, чувствуя за собой преимущество обладателя капитала, купечество невыразимо завидует дворянству, на этой почве всегда склонно поддержать оппозицию и заигрывать с революционерами».
Конечно, прожженный бюрократ и карьерист Ключарев отчасти сгущал краски в своем обзоре (там он поливал грязью и священников, и татар, и евреев, превознося дворянство и чиновничество). Но стоит помнить, например, что отец одного из создателей в 1904 году Симбирской группы РСДРП Василия Орлова был торговцем…
– Словом, читайте брошюру, она поможет лучше узнать одну из сторон жизни нашего города. А общее понятие «купечество» предстанет в портретах конкретных лиц, – добавил в конце своего интервью Антон Шабалкин.
Сейчас работа над проектом продолжается, и коллектив авторов уже приступил к написанию второй книги «Симбирска купеческого», которая будет посвящена биографиям наиболее известных фамилий и купеческих династий. Выпуск второй части запланирован на осень 2016 года.
P.S.
В завершение статьи, если позволите, уважаемые читатели, небольшая журналистская ремарка. Сегодня(впрочем, как и всегда) у России опять переломный момент: санкции Запада, наши антисанкции, кризис – и в этой ситуации мы понимаем, что никто другой, кроме нас самих, нам не поможет. И нельзя только надеяться на то, что проживем за счет продажи природных богатств, которыми полна наша страна, надо и самим что-то делать, производить. И вот тут, на мой взгляд, ключевой сбой происходит в государственном сознании, когда за предпринимателей принимают не только тех, кто что-то делает, создает товары и услуги, но и тех, кто занимается коммерцией, говоря народным языком, «купи-продай»: взял дешевле, отдал дороже, разницу – в карман.
Создатели проекта взяли на себя глобальную миссию по изменению существенного сознания в отношении к предпринимательству, однако сами, на мой взгляд (извините, если ошибаюсь), еще путают понятия «коммерсант» и «предприниматель». И если уж мы начали говорить открыто, то к людям дела, к бизнесменам,к тем,кто занимается производством, у общественности всегда было и остается положительное отношение, и менять его не надо. А проблема в том, что бизнесменами нынче стали называть себя и те самые «купи-продай», у которых основная цель – нажива, а не созидание. И менять, скорее, надо сознание не общества в целом, а конкретно отношение государства, то бишь чиновников, чтобы прекратили равнять всех под одну гребенку: ведь и статистика, и система субсидий, и поддержки за счет бюджета у нас выстроена таким образом, что не различает торгаша от производителя, а это неправильно. Будем надеяться, что погружение в историю вопроса за счет данного проекта поможет и нам, и государственным мужам осознать разницу и сделать выводы.
Алексей Николаев