Чтобы преодолеть спад в экономике, руководство Ульяновской области пытается найти на Востоке новые источники финансовых вливаний в регион.

19 июля в Ульяновске состоялось заседание Совета «Волга-Янцзы», в рамках работы которого субъекты Приволжского федерального округа выстраивают сотрудничество с рядом провинций Китая. Помимо врио губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и главы Чувашии Михаила Игнатьева из чиновников высокого ранга на мероприятии присутствовали полпред президента Михаил Бабич и член госсовета КНР Ян Цзечи.

208964d5994ff6d1e59dc8922a903ff7

Для встречи столь высоких гостей на некоторое время было перекрыто движение транспорта в центре Ульяновска, а чиновники, работающие в Доме Правительства, были распущены по домам. Транспортный коллапс, случившийся из-за приёма китайской делегации, вызвал недовольство жителей областной столицы и они обратили внимание на то, что западных инвесторов встречают иначе, чем восточных.

На вопрос о различиях в подходах к партнёрам первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Смекалин, отвечающий за инвестполитику региона, отметил, что их не существует, так как

«все меры государственной поддержки предоставляются вне зависимости от страны происхождения инвестиций».

В то же время он уточнил, что существует разница в работе с переговорщиками:

«Восточные компании более длительно ведут переговоры, но быстро реализуют проекты. Западные – наоборот».

Эти отличия, по его мнению, носят объективный характер и не являются позицией руководства региона.

Между тем эксперты, знакомые с ситуацией, говорят, что «поворот России на восток» в условиях западных санкций сопряжён с серьёзными геополитическими рисками, поэтому взаимодействие регионов с китайскими партнёрами происходит под жёстким контролем федерального центра.

Китайцев интересуют крупные инфраструктурные проекты, с помощью которых они могли бы продвигать свои экономические интересы вглубь российской территории. Так, в Ульяновске обсуждали, например, участие китайской стороны в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали в Поволжье. В прошлый раз этот вопрос публично поднимался только в присутствии президента Владимира Путина. Это не уровень отдельных регионов.

В этой связи на областном уровне сейчас реализуются лишь незначительные по масштабам совместные проекты. В Ульяновской области на сегодняшний день работает завод отвёрточной сборки малотоннажных грузовиков «БАУ Мотор Корпорэйшн» и зарегистрирован первый китайский резидент в портовой экономической особой зоне – компания «Золотая гора», которая собирается построить логистический центр, вложив в него довольно скромные 62,5 млн рублей.

Глава Ульяновской области Сергей Морозов на заседании Совета «Волга-Янцзы» заявил о двух десятках совместных проектов региона с Китаем  в промышленности, сельском хозяйстве и гуманитарной сфере. Насколько эта декларация соответствуют действительности, проверить сложно. Зампред Александр Смекалин не смог сходу назвать нам точных цифр по доле китайских инвестиций, уже работающих в регионе, и обозначить плановые значения на будущее.

По итогам заседания Совета область подписала с восточными партнёрами два соглашения: о создании крупного цементного производства в Тереньгульском районе с общим объёмом инвестиций в 500 млн долларов и мукомольного завода стоимостью 30 млн долларов. Эти проекты оцениваются Смекалиным как достаточно «крупные». На фоне 80 млрд рублей ежегодных инвестиционных вложений в регион, китайские инвестиции выглядят внушительными, но заместить западные и государственные вложения полностью не могут.

Официальная статистика позволяет сказать, что пока Ульяновская область, как и вся Россия, является хорошим рынком сбыта для китайских товаров. Они занимают второе место в региональном импорте, и объёмы ввоза постоянно растут, обеспечивая заказами китайских производителей.

Глава Ульяновской области намерен повернуть финансовый поток в обратную сторону за счёт китайских туристов, которые будут оставлять свои деньги в Ульяновске. Периодически Сергей Морозов заявляет о миллионе путешественников, которых он хотел бы видеть ежегодно на Родине Ленина. В значительной степени ставка делается именно на китайцев, которые всё ещё сохраняют интерес к ленинской тематике.

Помимо посещения музеев китайские туристы, как считают в Ульяновской области, заинтересованы в покупке товаров, поэтому Сергей Морозов часто говорит о необходимости создания в областной столице центра шопинга и развлечений, где иностранцы смогут тратить свои сбережения.

Руководитель Агентства по развитию туризма Ульяновской области Юлия Скоромолова, подтверждает, что китайские туристы вкладываются в региональную экономику посредством шопинга:

«В целом они потребляют не самые дорогие турпродукты: готовы питаться в недорогих ресторанах, жить в недорогих гостиницах. Но они готовы покупать ювелирные изделия, технику и парфюмерию. Например, несколько китайских участников с форума IВолга в одном из наших магазинов техники оставили около 2 млн рублей, накупив телефонов. Покупают по 10-15 штук одного и того же наименования парфюмерии. Всегда уезжают с большим количеством чемоданов».

Сейчас Ульяновск включён в так называемый «Красный маршрут», по которому должен двигаться поток китайских туристов через Москву, Казань и Санкт-Петербург. На Родине Ленина китайцев встречают с красными галстуками и другими атрибутами советской эпохи, принимая всех желающих в пионеры у главной стелы Ленинского мемориала. На улицах города имеются указатели на китайском, встречаются плакаты с иероглифами и надписи на асфальте.

На наш вопрос о количестве китайских туристов Юлия Скоромолова затруднилась ответить точными цифрами:

«В прошлом году Ульяновскую область посетили 12 тысяч иностранцев, на первом месте – немцы. Данные по пребыванию китайских граждан не даст ни один отель. Но всего было порядка нескольких тысяч человек, которые приехали в составе делегаций, бизнес-миссий, а также студенты и туристы по «красному» маршруту».

На сегодня имеются серьёзные препятствия для развития «красного» туризма в Ульяновске. Юлия Скоромолова, побывавшая недавно в Китае, назвала нам два негативных фактора:

«Первый – инфраструктура. Дороги в Китае великолепные, гостиницы – шикарные, городская инфраструктур находится на высоком уровне. А у нас не каждая улица может этим похвастаться. Второй фактор – у нас практически нет китайскоговорящих гидов и персонала. С сентября в УлГТУ начнется подготовка подобных кадров, и, надеюсь, через несколько лет ситуация исправится».

Одним из главных факторов, сдерживающих развитие контактов региона и Китая, всё же является отсутствие между ними прямого транспортного сообщения. Ставка делается на прямой авиационный рейс, но пока инфраструктура ульяновских аэропортов, формально носящих статус международных, не готова к принятию пассажиров зарубежных лайнеров. Сейчас идёт ремонт полосы центрального аэропорта, а вопрос о запуске международного рейса входит в компетенцию федеральных властей.

Сможет ли Ульяновская область получить экономическую выгоду от сотрудничества с китайскими партнёрами без помощи федералов, покажут уже ближайшие годы, однако точно уже можно сказать, что на текущую экономическую ситуацию китайские инвестиции повлиять не смогут.

При этом психологически сложное восприятие населением китайского продвижения и геополитические риски сохранятся.