Бухта яхт-клуба. Фото: Артем Горбунов/ «Русская планета»
Как сохранился единственный в Ульяновске яхт-клуб и насколько перспективен на сегодня парусный спорт.
В Ульяновске парусный спорт, на удивление, имеет небогатую историю. Лишь когда в 80-е годы на левом берегу Волги начали строить авиастроительный завод и жилой район, получивший название Новый город, был организован яхт-клуб «Старт». В планах он должен был стать одним из крупнейших парусных центров СССР, однако в дело вмешалась перестройка. Развал страны на несколько лет остановили развитие парусного спорта.
– Яхт-клуб изначально назывался «Старт». Его сформировали на базе завода «Авиастар» в августе 1984 года. Открыли рядом с поселком Рыбацкий. Тогда поселок действительно был рыбацким. Это сейчас он весь застроен коттеджами, — рассказывает директор муниципального «Яхт-клуба» Андрей Ховрин.
Яхтенный клуб он возглавил в 2010 году. Тогда главной задачей было вернуть на базу и сохранить имеющийся флот.
– Суда клуба использовали непонятные люди. Все лодки удалось вернуть и сейчас мы единственный яхт-клуб со своим флотом. Ситуация по-прежнему непростая. Например, до сих пор нет аккредитованной городской федерации парусного спорта. Будем заниматься этим вопросом вместе с областным министерством спорта. Официальный статус организации, конечно, облегчит решение некоторых вопросов, — рассказывает Ховрин.
По словам директора «Яхт-клуба», в развитии парусного спорта заинтересован не только он.
– У нас в соседях частный яхт-клуб. Наши мысли с ними совпадают по развитию парусного спорта, особенно здесь в Новом городе. В Ульяновске на таком водохранилище должен быть развит парусный спорт. Для строительства крупного яхт-клуба необходимо привлекать инвестиции. Над этим клуб тоже работает — разрабатываем подробный бизнес-план. Частно-государственное партнерство отлично работает в других городах. В Тольятти есть клуб «Дружба». Его открыли на базе химического завода, который выпускал удобрения. Потом к его развитию подключились частные инвестиции. Сейчас это большой яхт-клуб европейского уровня. А мы пока топимся дровами и ждем, когда сможем от поселка к газу запитаться.
– Сколько яхт в клубе?
– Всего у нас 64 лодки разных классов — почти все с момента открытия клуба, — рассказывает тренер Алексей Полетаев, — Только в прошлом году купили две новые лодки.
– Сколько ребят тогда занималось и сейчас?
– Тогда работало пять тренеров. У них занималось больше 60 детей. Я с 1986 года здесь начал заниматься. Много соревнований проводилось. Сейчас у нас тренируется 28 ребят. Можем и больше принять, но нет возможности — флота уже не хватает.Приходят в основном ребята с десяти лет. Пробовали девятилетних школьников набирать — не хватает кондиций и силы.
– Сколько стоит одно судно?
– Судно класса «Ракета» стоит 130 тыс. рублей. Лодка класса «Оптимист», которая не развалится через год, стоит около 200 тысяч. Это именно тренировочные суда, а чтобы выступать на всероссийских и международных соревнованиях необходимо почти двукратное увеличение стоимости. Чтобы как-то сохранить детскую секцию мы все чиним. Есть свои станки — на них что-то делаем.
Учебные суда. Фото: Артем Горбунов / «Русская планета»
Весь комплект для яхты «Кадет» сейчас стоит больше 400 тыс. рублей. Цена зависит во многом от курса. Почти все производят за рубежом. У нас в перестройку эти производства умерли.
– Какие качества у детей развивает яхтенный спорт? Чем он их привлекает?
– Улучшается координация движения, развивается сила, внимание и выносливость.
– Это все-таки технический вид спорта и здесь нужно понимать направление ветра, как он идет. Это надо учитывать во время гонки. Много качеств и много нюансов. Лодка, которая шла впереди может из-за ошибки оказаться позади, — дополняет Полетаева Андрей Ховрин, — Ребята сюда приходят не просто кататься на лодке. Им сначала дают наждачную бумагу, отвертку — подготовить лодку сначала.
Во многих вопросах Ховрину помогает совет яхт-клуба, в который входят все яхтсмены, когда-либо занимавшиеся здесь. Среди тех, кто сейчас плавает на яхтах клуба, большое количество тех, кто начал заниматься парусным спортом еще в бывшем «Старте» с момента его основания.
За советом Ховрин часто обращается к Геннадию Трунову — первому директору клуба, который руководил им почти 20 лет.
– Клуб, по сути, так и не был достроен. Все сооружения здесь временные, — рассказывает Трунов. — По плану здесь хотели строить яхт-клуб на 240 судов. По значимости он стал бы третьим в стране. Если бы не перестройка, то это бы место было меккой парусного спорта Союза.
– С кадрами сейчас беда — молодые не приходят работать, им семьи кормить надо. В клубе одно время было долгое безденежье. Два года вообще зарплату не платили. Тогда задача стояла даже сколько не с детьми заниматься, а как-то сохранить это все, чтобы не растащили. Изначально же это не было детским учреждением. Первоначальная ведь задача была оздоровление трудящихся завода. Лодки покупались на деньги завода.
Ховрин проводит экскурсию по клубу. Большие яхты стоят в бухте клуба, учебные лодки поменьше вытащены на берег, многие перевернуты кверху дном. Две новые лодки — гордость клуба, обтянуты брезентом. Многие суда носят романтические названия: «Ветер», «Надежда», есть даже своя «Ассоль». Этой яхте много лет. Новые владельцы купили ее у одного из сторожил клуба и сейчас активно ремонтируют, чтобы успеть к самой активной части сезона, к августу-началу сентября. Сегодня над Волгой почти полный штиль, а через месяц будет ветер такой силы, что с морской болезнью лучше не соваться, рассказывает капитан «Ассоли» Михаил и зовет присоединиться в команду. В экипажах всегда не хватает людей. В отсутствии опыта нет ничего страшного — за месяц можно научиться простым навыкам работы с парусом и стать матросом на яхте. Прийти и покататься на реке хотят многие, но когда дело касается тяжелой работы, например, ухода за яхтой или ее ремонта, то большинство начинающих яхтсменов сбегает.
Андрей Ховрин уверен, что в скором времени в клуб придет большое число детей. Он надеется, что развитию парусного спорта поможет рост микрорайона авиастроителей. 30 лет назад строительство Нового города и завода стало толчком для возникновения клуба. Новый строительный бум увеличит число занимающихся яхтингом.
ледоруб Меркадера
в 80-х сам немного позанимался в яхт-клубе – который был возле старого моста (ниже Парка Дружбы Народов). ну там в основном для ребятишек были “мыльницы” и немного двухместных яхточек. в итоге бросил – слишком далеко и не удобно было добираться из Дальнего Засвияжья
Агафон
Кому нужны эти пластмассовые кадеты, свои строить нужно а не тратить бабло на готовые. И паруса шить и всё остальное, тогда только толк и будет. Крапивина в помощь)