В музее изобразительного искусства XX-XXI вв. открылась выставка «Шедевры мировой скульптуры конца XIX-XX века»

Во второй половине XIX века многие молодые художники, неудовлетворенные господством академической традиции, опиравшейся на каноны классицизма, начинают поиск путей обновления искусства. Важнейшие шаги в области переосмысления скульптуры сделал французский мастер Огюст Роден, ставший создателем новой системы пластического мышления. Он освободил скульптуру от условного этикета поз и постановок, от сюжетного канона аллегорий и иносказаний. Он дал ей новые приемы выразительности и художественные образы, способные вместить мировосприятие современной эпохи. Самым знаменитым проектом Родена стала работа над оформлением бронзовых дверей Музея декоративного искусства в Париже, в котором он решил использовать тему «Божественной комедии» Данте. Этот монументальный ансамбль скульптор назвал «Вратами Ада», но проект так и не получил реального воплощения при его жизни. Из грандиозного замысла «Врат Ада» берут начало образы самых известных произведений Родена – «Мыслитель», «Вечная весна», «Поцелуй», «Алчность и сладострастие». Два из них представлены на выставке. Скульптурная группа «Поцелуй», изображающая обнаженные тела мужчины и женщины в любовном объятии, является одной из самых известных пластических работ Родена. Книга позади женской фигуры, которую можно различить в бронзовой отливке, идентифицирует данную группу как образ Паоло и Франчески. Историю двух влюбленных, живших в Италии в XIII веке, описал Данте в пятой песне «Ада». Красавицу Франческу да Равенна обманом выдали замуж за Джанчотто Малатеста, уверив, что выходит она за его младшего брата Паоло. Однажды, читая вместе роман о рыцаре Ланселоте, Паоло и Франческа не смогли сдержать своих чувств, и их поцелуй увидел Джанчотто, заколовший в гневе и жену, и брата. Согласно Данте, души влюбленных попали во Второй круг Ада, предназначенный для грешников, свершивших прелюбодеяние. Первоначально Роден предполагал разместить группу Паоло и Франчески по центру левой створки «Врат Ада». Но созданный им вариант этого образа расходился с тем трагическим видением сюжета, которое он стремился выразить, и автор решил дать произведению самостоятельную жизнь. В 1887 году скульптура, впервые выставленная на суд публики, обрела название «Поцелуй».
В одном пространстве с шедеврами великого мастера экспонируются работы его знаменитых современников – Жюля Далу («Обнаженная») и Паоло Трубецкого («Натурщица»), а также скульптуры, выполненные его учениками – Бернхардом Хётгером («Утешение») и Камиллой Клодель («Расставание»). До 1910 года Хётгер жил и работал в Париже, в его работах этого периода очевидно влияние творчества Родена. Камилла Клодель – ученица, помощница и возлюбленная Родена, оказавшего непосредственное влияние на ее творчество. Сам Роден говорил, что Камилла обладает талантом «размером с Марсово поле», но даже когда в ее работах появился свой индивидуальный стиль, Клодель продолжали считать всего лишь протеже великого скульптора.
Реалистическое видение предпочитает аллегории и символу поэтический смысл. Так получилось с работой Клодель «Расставание». На выставке 1888 года в парижском Салоне композиция экспонировалась под именем «Шакунтала». Пара молодых людей была представлена зрителям героями индуистского эпоса «Махабхарата». Мать Шакунталы оставила в лесу новорожденную дочь, которую воспитал отшельник. Во время охоты девушку увидел царь Дашьянта. Они полюбили друг друга и сочетались браком по взаимному согласию. Но затем, уехав, царь забыл Шакунталу, и лишь по кольцу, которое он когда-то подарил любимой, утерянному Шакунталой и выловленному его придворными, вспомнил о ней и нашёл её. Эта ситуация, известная по сказкам и легендам многих народов, дарит веру в справедливость и счастливое разрешение казалось бы самых трагических событий. Ещё через несколько лет мраморная версия этой композиции будет носить название «Вертумн и Помона», тем самым подтверждая субъективность поэтического восприятия.
Все эти произведения объединяет одна общая, характерная черта – особая психологическая выразительность, проявляющаяся в каждом движении, в каждом мускуле человеческого тела. Идея мятущегося духа, заключенного в оболочку физического тела, которую Роден стремился выразить в своих пластических творениях, таким образом, нашла отражение и в произведениях других мастеров рубежа XIX–XX вв., подобно многим иным художественным приемам, привнесенным в искусство скульптуры прославленным французским мэтром.
Вторая половина ХХ века на выставке представлена работой колумбийского художника и скульптора Фернандо Ботеро, получившего мировое признание благодаря своим гротескно-наивным образам. Сам Ботеро называет себя «самым колумбийским из колумбийских художников». На формирование его творчества оказали влияние и барочная религиозная живопись родной Колумбии, и искусство старых европейских мастеров, и художественные искания современников, и мировая скульптура. Отличительной чертой его работ становятся изображения людей, животных и предметов с округлыми гипертрофированными формами. К ряду подобных произведений относится «Женщина с зеркальцем». Зеркальце в руке пышнотелой дамы отсылает зрителя к известному классическому сюжету «Венера с зеркалом», подчеркивая тем самым преемственность между искусством Ботеро и наследием почитаемых им мастеров прошлого. На сегодняшний день Фернандо Ботеро является одним из самых известных латиноамериканских художников.

IMG_4123

IMG_4127

IMG_4136

IMG_4145

IMG_4155