Бывший тележурналист, ныне публицист Александр Невзоров основной причиной террористических атак считает религию и удивляется, почему власти той же Европы, ставшей в последние месяцы главной мишенью террористов, никак не хотят вслух признавать связи убийств невинных людей с массовой религиозностью. Но удивляет не только это, а и то, как власти ведут себя по следам нападений.
Не успел некто на грузовике передавить и расстрелять 14 июля 84 случайных прохожих во французской Ницце, как руководство правоохранительных органов и этого приморского городка, и в целом Франции предположило, что убийца может быть связан с такой-то террористической организацией. Чуть позже сама эта организация то ли на специальном сайте, то ли в «Твиттере» с «Фейсбуком» объявила убийцу своим «солдатом» и заявила, что гордится его «подвигом». А правоохранительные органы подтвердили, что да, связан и у него были сообщники. И так бывает почти во всех случаях массовых убийств: быстро отыскиваются связи с той или иной террористической организацией (в последнее время чаще всего с одной и той же), о чем и сообщается обществу с указанием названия бандгруппы, звучащего к тому же вполне респектабельно.
При этом на Западе, думаю, не хуже, чем где-либо, знают, что первое, к чему стремится террор, это публичный эффект от его акций. В демонстративности буквально вся цель убийств. Это дает рекламу, которая, в свою очередь, привлекает спонсоров терроризма, видящих в сообщениях о терактах эффективность финансовых вложений. Это же обеспечивает рекрутирование в банды новых «солдат смерти», оказывающихся зачастую людьми психически неуравновешенными, что ничуть не смущает главарей банд и их спонсоров. Все это, повторюсь, во многом – следствие широкого освещения полицией ли, прокуратурой ли актов терроризма с указанием имен организаторов и исполнителей, стран их происхождения, гражданства, вероисповедания, группировок, в чьих интересах совершаются расстрелы или взрывы, интернет-ресурсов, на которых убийцы вербовали сообщников или были завербованы сами.
Но непонятно, зачем все это. Зачем называть, например, стрелявшего стрелком или даже террористом, ведь слово «терроризм» приобрело уже какую-то идеологическую окраску. Под этим знаменем вроде как за что-то борются и что-то отстаивают. Хотя понятно, что ни за что они не борются, а элементарно вымещают зависть и животную злобу на обществах, устроенных более человечно. И уж если нужно сообщить их имена, то это должны быть имена преступников, находившихся под влиянием банды убийц из Ирака, или Сирии, или Ливии. Зачем указывать названия этих организаций-фантомов, сообщать, что тот-то перед нападением присягнул им на верность и так далее? Тем самым власти подпитывают энергию убийц и убийств.
Добавляют масла в огонь и видеосъемки моментов совершения терактов доброхотами из простонародья, молниеносно выкладывающих кадры в сеть. Тут тебе и наглядное пособие для начинающих террористов или потенциально могущих стать таковыми, и опять же отчет исполнителей перед спонсорами о «проделанной работе». И это уже какой-то заколдованный, адский круг. Возможно, дело в европейской гласности, когда считается, что общество должно знать все о террористических актах и террористах, что скрывать что-либо неэтично, невзирая на возможные последствия от рекламы тех, для кого в этой рекламе весь смысл их, я считаю, никчемной жизни. Этим, наверное, объясняется и сегодняшний разгул ненависти в социальных сетях.
Но опасно накопление ненависти уже само по себе – не только той, что приводит к кровавым драмам, вроде имевшей место 14 июля в сугубо мирной Ницце, но и ненависть в принципе. Так, как это понимают некоторые восточные учения, полагающие, что проявления и концентрация ненависти дестабилизируют мир и провоцируют войну всех против всех. Провоцируют массовую истерику, усугубляемую предчувствием и непониманием происходящего. И власти отчасти по той же причине впали в оцепенение и только констатируют, кто, где, сколько человек взорвал или расстрелял, или задавил, или зарезал, и кто за это взял на себя ответственность. И так по нарастающей: с одной стороны – ненависти, с другой – страха и беспомощности.
Сергей Поленов