На сей раз – путешествие в дореволюционный Симбирск. Путеводитель 1903 года – на редкость скучный и малоинформативный, в чем можете сами убедиться. Взяв отрывок из него в качестве вступления, далее переходим к путевым заметкам В.Сидорова, изданным в 1894 г. Эта книга, также имеющая все признаки путеводителя (даже практические советы для туристов есть!), написана очень живо и образно. В своем не слишком лестном мнении о Симбирске автор не одинок.
Многие (и местные жители, и приезжие) отмечали унылую сонность города на рубеже 19–20 в.в. Видимо, оценка справедливая. Что же касается ироничного описания памятника Карамзину… Дело вкуса. А прозвище «Чугунная баба» и до наших дней сохранилось. В качестве иллюстраций использованы открытки, фотографии с видами Волги и Симбирска, а также произведения живописи: работы М.К.Клодта, П.И.Пузыревского, С.А.Виноградова, Б.Н.Склярука, А.Е.Клименко. Тексты по материалам oldriver.ru.

ИЗ КНИГИ «ПУТЕВОДИТЕЛЬ: ВОЛГА ОТ ИСТОКА ДО КАСПИЯ. 1903 год».
Уездный город Старые Тетюши отличаются необыкновенной живописностью местоположения. Далее идут Щучьи горы, невольно обращающие на себя внимание туриста. Село Старая Майна. Пейзаж значительно видоизменяется к худшему до с.Ундоры (известного всем своим конным заводом), где берега реки снова становятся живописными. Ширина Волги в этом месте более 25 верст. Торговля хлебом.
СИМБИРСК насчитывает около 43 тысяч жителей. Физиономия города производила бы, благодаря обилию зелени, крайне благоприятное впечатление на туриста, но пыльные, не отличающиеся чистотой улицы и базары сильно портят впечатление. Город разделяется на три части: дворянскую, торговую и мещанскую. В дворянской сосредоточены все правительственные и губернские учреждения, как-то: городская дума, присутственные места, банки и пр. Лучшие магазины, театры, соборы и учебные заведения также находятся в этой части города. Лучшими улицами считаются: Саратовская, Московская, Покровская и Верхняя набережная, служащая превосходным местом прогулки и охотно посещаемая симбирской публикой.
Основание Симбирска относят к 1648 году, но через 21 год город едва не был разрушен Стенькой Разиным, с упорством осаждавшим его в течение трех месяцев. Особенно пострадал Симбирск от пожара 1864 года, истребившего почти весь город.
Из достопримечательностей Симбирска отметим:
Николаевский собор (отстроен в 1712 году) с ковчегом, пробитым пулей при осаде города Стенькой Разиным.
Памятник историку Карамзину, воздвигнутый в Карамзинском саду.
Уроженцами Симбирска считаются: И.А.Гончаров, Языков и Минаев. Дачным местом обывателей Симбирска служит весьма живописная деревня Поливны, в часе езды от города, а в трех верстах расположена деревня Киндяковка, с которой И.А. Гончаров писал свой «Обрыв».
Ниже Симбирска лежит село Красный Яр, населенный сектантами «белоризцами». В Криушах показывают развалины татарского города Арбухим, описанного Олеарием во время путешествия по Волге. У с.Кайбела находятся развалины древнего Симбирского городища. Произведенными здесь раскопками добыто много монет и предметов домашнего обихода болгаро-татарского происхождения. Уездный город Сенгилей отличается своею живописностью и полным отсутствием движения на пыльных и пустынных улицах. В городе имеется публичная библиотека и обычные уездные учреждения. Белый Яр – значительная хлебная пристань.

ИЗ КНИГИ ВАСИЛИЯ СИДОРОВА «ВОЛГА. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ОТ ВАЛДАЯ ДО КАСПИЯ. 1894 год».
Тетюши запрятались в изумрудное море зелени, да и вся Волга здесь покрыта лесом. Густые дубовые леса карабкаются по холмам, чудные осокори, эти Волжские спутники, покрыли все острова и таинственно шепчутся при ветерке, а горы то подбегают к реке, то убегают вдаль, капризно ломаются, высовывают мысы, рушатся долинками и падают жёлтыми обрывами в пробегающие волны. Старые Тетюши, основанные татарским князем Тетюшем после Тамерланова погрома, запрятались за гору, а у Волги на горе торчит церковка с несколькими татарскими домиками и амбарами. На луговом берегу стоит одинокая часовенка, украшенная поэтической легендой об одном болгарском царе, взявшем себе женой русскую царевну, свою пленницу. Сюда, где стоит эта часовенка, удалялась бедная царевна плакать и молиться, здесь она и умерла среди цветущих луговин. Говорят, что нередко в тёплую ночь можно заметить лёгкую тень, скользящую в часовенку и услышать тихое жалобное пение, полное слёз и молитв. Легенда говорит, что на этом месте был найден образ Казанской Божьей Матери и в честь его основан большой Казанский монастырь в 1589 г. В 17 веке монастырь сгорел и рухнул, сожжённый Волжскою вольницей.
Щучьи горы, то зелёные, то желтобокие, тянутся длинной цепью, а деревня Балымер, стоящая на развалинах болгарского города Балымата, от которого и следа не осталось, жмётся к обрывам гор. Здесь около берега есть громадная насыпь, уже порытая искателями кладов и потому чернеющая своими ямами. Этот курган называется «шелом» и предание говорит, что здесь где-то существуют железные двери, ведущие в потаённые камеры, где сложены несметные богатства.
В Волгу влилась Майна, один берег которой принадлежит Самарской губернии. С берегов повеяло сладким ароматом цветущих деревьев. Снова потянулись яблочные сады и чем дальше, тем больше это яблочное царство, а у Симбирска целые водопады яблочной цветочной пены льются в Волгу с высоких гор.
Продолжение далее.

8 - копия

8

9 - копия - копия - копия

9 - копия - копия

9 - копия (2) - копия - копия

9 - копия (2) - копия

9 - копия (2)

10 - копия (2)

10 - копия (3)

10 - копия