Сегодня у нас в гостях человек творческий и многогранный, удивительный и даже немного загадочный, кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Владимир Потапов.

– Добрый день, Владимир!

Владимир Потапов Фото

ВП – И вам добрый день!

– В представлении читателям, я назвала вас человеком загадочным. И неспроста. Для многих далёких от киноиндустрии людей, как мне кажется,  кинематография – этообласть культуры и искусства далекая от реальности. Процесс кинопроизводства представляется им (признаться откровенно, – и мне) шаманским действом, а люди, чудесным образом попавшие на киноэкраны, – существами недосягаемыми и эфемерными.

Владимир! Расскажите нам, пожалуйста, что же для вас – кинематография? Так ли уж она и её обитатели загадочны и непостижимы?

Владимир Потапов кадр из фильма

кадр из кинофильма «Застывший ангел»

ВП ­– Шаманство нашей профессии заключается скорее в личной позиции и  собственном отношении к визуализации того или иного произведения или роли. У каждого художника свой индивидуальный взгляд на всё происходящее, своё ощущение, конечно же, свой жизненный опыт, и  уровень мастерства владения профессией. Поэтому-то никогда и не знаешь, что в итоге получится у того или иного кинематографиста на экране. Во всём другом мы такие же, как и все. И проблем никак не меньше, чем у любого человека, поверьте.

– И следующим вопросом, который напрашивается, думаю у многих наших читателей, не сведущих в киноискусстве: какие функции выполняют в киноделе режиссер  и продюсер?

Со сценаристом понятно – он пишет сценарий.  Актёр – тоже ясно. Играет героев сценария.

А вот чёткое представление о том, чем же заняты в кино режиссёр и продюсер, думаю, имеет далеко  не каждый.

Владимир Потапов режиссёр

ВП ­– Есть такое выражение: В сценарии написано — «в двери повернулся ключ». А ,вот, как крупно зритель увидит этот ключ и с какой скоростью он повернется в двери, это, собственно, и есть задача кинорежиссера. Ну и придумать каждый последующий кадр фильма заодно, а потом его снять и смонтировать. Кто куда пойдет, где остановится и что скажет. С продюсером все легче — он достает деньги на фильм и тратит их по своему усмотрению, решая, сколько, кому и на что именно. Тоже, кстати, подходит очень творчески.

– Кем вы себя ощущаете в большей мере – продюсером, режиссёром, сценаристом или актёром?

Владимир Потапов и Армен Джигарханян

 

кадр из фильма Белый холст, Владимир Потапов, Армен Джигарханян

 

ВП – Режиссером я работаю давно, и это самое интересное для меня. Но профессия режиссера подразумевает наличие многих качеств и умений, связанных с другими и не только кинематографическими профессиями. Поэтому нам приходится часто «печь и есть и чужой хлеб».

– Если прочесть вашу официальную биографию, динамичность развития событий в вашей жизни вызывает удивление. Вот, например. Цитирую:

«Закончил политехнический институт. Работал мастером на заводе, конструктором, служил офицером в армии. Был сценаристом и режиссером театра и телевидения.»

Вот так всё просто? Получается, что выпускник политехнического института запросто может сменить работу по специальности и воинскую службу на профессию сценариста и режиссёра?

Как такое вышло? Расскажите, пожалуйста!

Владимир Потапов старое фото

ВП ­–  Чем бы и когда бы я не занимался, меня всегда привлекало творчество. Я пробовал себя во многих направлениях и делал это всегда помимо основной профессии, как хобби. Потом, спустя время, я понял, что проживаю жизнь как-то зря, что ли, и ничем больше не хочу заниматься, кроме кинорежиссуры. И стал им — кинорежиссером.

 

Владимир Потапов старое фото

– Если это возможно, расскажите, немного о своих родителях. Кто они, направляли ли они вас в выборе жизненного пути, как отнеслись к резкой смене курса?

ВП ­–  Мои родители были далеки от искусства. Хотя, и мама, и папа прекрасно пели. Старшая сестра отвела меня в изостудию в шесть лет, а мама в хор мальчиков и балетную студию. Дальше я уже сам менял кружки и секции все детство и юность, и уже ,когда стал взрослым, умел достаточно многое и на высоком уровне. Так что это не было резкой сменой курса, как вы говорите. Все прекрасно всё знали, видели, и чувствовали, что это именно мое.

– И всё же, вы окончили мастерскую В. Хотиненко. Как думаете, что дало вам это обучение?

Владимир Потапов На съёмках

ВП ­–  Обучение дало мне всё, поставило точку в выборе призвания, превратило меня из любителя в профессионала. Я освоил ремесло, многому научился, ответил себе на те вопросы, которые не понимал и не знал. Разложил пазлы и заполнил дыры, как говорится, во всех вопросах, касающихся кинематографии.

– Не жалеете о том, что попали в интересующую вас среду не сразу после школы, а потратив некоторое время на поиски себя?

ВП ­–  Я ни о чем не жалею. Никогда не знаешь, кем ты станешь, и чем будешь заниматься по жизни ни в двадцать лет, ни в тридцать. Это иллюзия. Когда движешься по жизни один, без поддержки, как я, всегда приходится уворачиваться от непредсказуемого объективного или субъективного сопротивления, менять тактику, скорость продвижения к цели, а часто и саму цель. И понять насколько быстро и правильно ты шел туда, где в итоге оказался, по-моему невозможно.

– Кстати, можете дать совет, как подрастающему человеку распознать в себе склонность к киноискусству? И что делать юному искателю, если таковая склонность вдруг обнаружена?

Владимир Потапов черно белое

съёмки фильма «Невеста моего жениха»

ВП ­–  Советы давать сложно. Всему нужно обязательно учиться всю свою жизнь. Многие думают, что все это легко и не понимают, почему у них потом совсем ничего не получается по жизни, или, что того хуже, уверены, что что то уже умеют достаточно хорошо, чтобы этим гордиться и успокаиваются. Тот, кто хочет достичь вершины и достаточно по хорошему «безумен», чтобы всю жизнь, шаг за шагом к ней идти, обязательно пойдет. А кто боится-остановится. Значит ему туда и не надо. А болтунов всегда было полно. Время все расставляет по своим местам. Единственное, что я понял за эти годы, что нужно уметь терпеть. Много и часто. Чтобы потом быстро прорываться и двигаться вперед. Существуют разные двери по жизни- одни тоньше, другие толще. И на открытие этих дверей требуется всегда разное время. Чем сложнее замки, тем сложнее открыть эту дверь. Но иногда нужно залезть и в окно или пробить стену, потолок или прорыть подкоп. Какая то воровская терминалогия получается, но оно так- счастье не придет к тебе в руки само. Никогда. Да и важен порою сам путь, преодоление самого себя, а не сама по себе цель. Цели, как горизонт, всегда убегают и отдаляются.

Фильмы Владимира Потапова Как снимают кино

– Вы – режиссёр-постановщик на Мосфильме. А расскажите, пожалуйста, как на Мосфильме рождается новый фильм? Если это, конечно, не является коммерческой тайной.

ВП ­–  Все фильмы на всех студиях рождаются в голове у сценариста. Потом ими заинтересовываются продюсеры или режиссеры. Именно они должны сказать, — «здорово ты придумал или придумала, класс, берем!». А уже потом начинается поиск возможности воплощения, переговоры с теми, кто дает деньги, согласования, убеждения в необходимости воплощения этого на экране. Часто все зависит от опыта и имени или от таланта того, в чьей голове родилась та или иная идея, его авторитет. Но, как правило, действительно  мощная идея бывает всегда замечена, кто бы ее не выдумал.

– Мы познакомились с вами на кастинге агентства Ералаш. Какое отношение вы имеете к Ералашу?

Владимир Потапов режиссёр съёмки тележурнала Ералаш

на съёмках Ералаша

ВП – Люблю юмор, детей, свое призвание. Поэтому между фильмами иногда работаю и там.

– Владимир,  насколько мне известно, ваш сын, ваша дочь, супруг дочери и даже ваш внук  – активисты киноиндустрии. На мой взгляд, это просто удивительно! Как вышло, что ваши родные и близкие люди пошли по вашим стопам? Вы их как-то наставляли на такой путь, или ваш пример стал для них столь ярким, что они и не раздумывали об альтернативах?

Владимир Потапов с дочерью Евгенией

Владимир Потапов с дочерью Евгенией Муравьевой-Потаповой

ВП – Дочь закончила ВГИК, кинорежиссуру, внук Даня стал профессиональным актером. Но я никогда не заставлял детей обязательно делать что-то конкретное, выбирать или идти по моим стопам, это лично их выбор. Даже не знал по началу, что дочь поступает именно в этот институт. Она, вообще, была тогда на 4 курсе совершенно другого института и потом, после своего неожиданного поступления, училась год в двух институтах сразу. Альтернативы у всех были, но все случилось, как должно было случится. И я горжусь своими детьми, кем бы они ни были или кем бы не стали потом.

– Ваш внук Даниил Изотов очень талантливый актёр. В фильме «Ёлки 1914» он сыграл сына швеи Гришу. Роль, как мне кажется, очень сложную. Столько эмоций, столько чувств и переживаний,  слёзы, боль, сопереживание. И всё это надо было сыграть маленькому мальчику. На мой взгляд, Даниил справился с этой ролью великолепно. При этом, по моим подсчётам, на момент съёмок ему было лет пять. Откуда у Даниила такой талант актёра? Где он обучался актёрскому мастерству?

Даниил Изотов Мария Порошина Константин Хабенский

Даниил Изотов в фильме «Ёлки 1914″

ВП – Я думаю это гены). Ну, и среда, в которой он рос. Дочь Евгения опять же с самого раннего возраста занималась и занимается с ним до сих  пор индивидуально. Она его личный режиссер, агент и продюсер.

– Судя по вашему новому фильму «Эмергены», недавно по достоинству оценённому зрителями и жюри на фестивале в Орлёнке, у вас уже образовалась целая семейная труппа и семейное кино. Каково же это – работать над фильмом со своей семьёй?

Эмергены фильм Владимира Потапова

ВП —  Так получилось. Они меня просто поддержали все, а мне была тогда необходима их помощь. Кино одному сделать тяжело. А без денег невозможно. Мы сделали невозможное! :)

– Вопрос как к сценаристу: как к вам приходят сценарии? Вы встречаете их в жизни или полностью выдумываете?

ВП — И так и так. Всегда индивидуально.

– Год назад вы провели три месяца в Китае. Над чем, если не секрет, вы там работали?

Китай съёмки фильма Застывший ангелКитай 2015 г. — Съёмки фильма «Застывший ангел»

ВП – Три с половиной, если быть точным. Это была военная драма про девочку-переводчицу и ее судьбу в августе 1945 года на границе с Китаем в конце войны с фашизмом.  «Застывший ангел», как я ее потом назвал. Там я работал сорежиссером-постановщиком фильма, хотя и пришлось потом весь фильм переснимать самому. Очень серьезный и удивительный опыт, по своему уникальный и непредсказуемый. Фильм можно найти в интернете, он вышел только в Китае, к нашему сожалению.

— Какой кинофильм, над которым вы работали, вызывает у вас особую гордость?

ВП – Я горжусь всеми своими фильмами. Каждым по своему- они все самобытны и интересны на мой взгляд.

Предпочтений нет, хотя со временем многое забывается и становится не таким уже злободневным и актуальным.

– Подскажите, пожалуйста, как вашим поклонникам  можно узнавать свежие новости о вашем творчестве?

ВП – Добавляйтесь в группу ВКонтакте «Фильмы Владимира Потапова»!

– Какие ваши новые работы и в каком качестве ожидаются в ближайшее время, и, может быть поделитесь, — над чем вы работаете сейчас?

ВП – Пишу синопсисы, как сценарист, продолжаю работу над продвижением «Эмергенов» на экранах, теперь уже как продюсер. Даю мастер- классы актерского мастерства, жду новых предложений по режиссуре. Все как обычно между картинами.

— Обычно человек для того, чтобы прочно стоять на ногах,  верит во что-то. В то,  что  несмотря ни на какие трудности,  побуждает его к жизни. И к жизни достойной. Во что, если не секрет, верите вы?

ВП — Я верю в то, о чём снимаю свои картины — в то что люди могут и должны быть всегда по настоящему счастливы. Именно это я говорю каждым своим фильмом.

Актёр Владимир Потапов

– Спасибо вам, Владимир, за столь интересную беседу! Думаю, вашим примером, вдохновятся многие наши читателя!  Чтобы вы хотели пожелать в заключение нашим читателям?

ВП – Я желаю всем и всегда заниматься только тем, что нравится и к чему лежит твоя душа. Чтобы оставаться потом в этой жизни профессиональным, свободным и независимым ни от кого человеком! Пробовать, ошибаться, вставать и идти дальше, только вперед. И не стоять никогда на месте. Это трудно, но по-другому не получается. Верить, ждать, гореть, пытаться учиться всему и везде. И тогда все обязательно когда-нибудь получится!