В ходе избирательной кампании всё чаще звучат жалобы её участников на применение против них «чёрных» или «грязных» технологий. В ход идёт самый широкий спектр технологий: от разного рода «вбросов» в СМИ до личных перепалок в ходе встреч с избирателями. Кампания часто принимает форму жалоб одних кандидатов на других, что, по мнению некоторых местных экспертов, совсем не красит претендентов на высокие посты депутатов и губернатора области.

Соцопросы

Самарский политолог Дмитрий Савчук рассказал в комментарии прессе о «формирующих» социологических опросах, которые всё чаще применяются в этой кампании. Одним из главных выводов в частности стало заявление социологов о сенсационном изменении среди партий-лидеров: якобы одна партия, которая всегда была второй, уступает своё место другой партии. Лидер партийного списка на фоне острой конкуренции оппозиционных организаций не ставится под сомнение. Таким образом, в сознании у избирателей формируется определённая математическая модель, которая «подсказывает» тем, кто недоволен правящей партией, за кого именно нужно голосовать, «топя» основного конкурента и создавая предпосылки для двухпартийного парламента. На самом деле настоящие опросы показывают совершенно иную картину, не всегда и не везде благоприятную для лидеров и спойлеров.

Агитационно-пропагандисткие материалы

На рынке АПМ начинается борьба за массы. Важна доля плакатов и газет за того или иного кандидата, которые попадутся на глаза избирателю. Сейчас заметен серьёзный перекос в пользу некоторых кандидатов. Оппоненты задаются вопросом, оплачен ли такой объём АПМ из избирательного фонда или прошёл через левую кассу. Выясняется, например, что некоторые газеты напечатаны большим тиражом ещё до начала избирательной кампании и посвящены освещению деятельности отдельных людей, ставших кандидатами. Но напечатать АПМ не достаточно, главное, чтобы он попал в почтовые ящики избирателей и здесь уже важно, кто контролирует подъезды, то есть жилищно-коммунальные службы, активизирующиеся в период выборов. Также традиционны жалобы кандидатов на препятствия в размещении наружной рекламы из-за того, что отдельные группировки контролируют этот рынок в определённых пропорциях.

Грязное бельё

В период выборов на свет появляются всякого рода информационные материалы, которыми всячески стремятся опорочить конкурентов по избирательной гонке. У кого-то есть любовница и долги. Кто-то курит «травку». Кто-то вышел из бандитов. Кто-то врёт. Чья-то жена получает лакомые куски для бизнеса от государства и зарабатывает хорошие деньги. И так далее. Сведения такого рода не приносят пользы для общества, но сильно влияют на общественное мнение.

Горловое пение

Фишкой недели стало посещение мероприятий одного кандидата другими кандидатами и представителями конкурентов. Метод этот был придуман задолго до официального старта кампании одним из кандидатов в губернаторы и апробирован им на действующем губернаторе. Теперь эта зарекомендовавшая себя методика успешно применяется против него самого. Встречи с избирателями превращаются в балаган. Одни комментаторы поддерживают решение применять конспирацию при встречах, чтобы на них не попадали случайные люди и провокаторы. Другие предлагают устраивать дебаты в случаях, если на встречах вдруг появляются соперники или представители власти. В целом же получается очень смешно, когда кампания из соревнования идей превращается в перепалку взрослых мужчин и в поток их жалоб и доносов друг на друга.

Как сделать кампанию полезной и продуктивной?

Позиция первая по этому поводу заключается в отстранении от такой кампании и пиар на реальных делах. Опасность такой позиции – приписывание чужих дел партией или кандидатом. Появились уже анонимные плакаты, в которых перечисляются результаты работы государственной и муниципальной власти за последние пять лет с бюджетным финансированием. Часто кандидаты приписывают себе дела сторонних благотворителей или используют админресурс, чтобы в своём округе и по личной инициативе заасфальтировать затянутый вековой грязью тротуар или остановочный пункт.

Вторая позиция заключается в отказе от грязных технологий и выход на общественно значимые и полезные дискуссии. Например, подписывается соглашение о честной избирательной кампании, проводятся дебаты по определённым вопросам, критикуются программы партий. Ульяновская политика доросла пока только до критики лозунгов с уличных билбордов, которые по определению должны быть короткими и незатейливыми.