4 августа нашему земляку -герою-летчику Николаю Шутову – исполнилось бы 95 лет. В Ульяновском областном краеведческом музее им. И.А. Гончарова работает выставка «Великая Победа», посвященная вкладу ульяновцев в разгром фашистской Германии. Среди ее экспонатов – волнующий комплекс материалов, рассказывающий о летчике-истребителе Николае Федоровиче Шутове. Здесь можно увидеть остов кресла немецкого пилота – бомбардировщика «Юнкерс-88», сбитого Шутовым над селом Баклуши Павловского района Ульяновской области в 1942 году. Во время Великой Отечественной войны Ульяновская область входила в состав Приволжского военного округа, была глубоким тылом, находилась за тысячи километров от боевых действий. Вместе с тем разведывательные немецкие самолеты неоднократно долетали до нее и соседних областей. На его перехват и уничтожение с Сызранского аэродрома вылетел в составе звена МиГ-3 пилот 2-й авиаэскадрильи 802-го истребительного авиационного полка сержант Николай Шутов. Вступив в бой с «Юнкерсом-88», он вел его до полного израсходования боеприпасов. Понимая, что бомбардировщик уходит, пошел на таран. Всем весом своего истребителя врезался во вражеский фюзеляж, уничтожив противника, но погиб и сам. Сбитый тараном «Юнкерс-88» упал в районе села Баклуши Павловского района Ульяновской области. Взрослые с вилами и граблями бежали в сторону спускающихся немецких парашютистов. Летчик и стрелок-радист немецкого самолета были взяты ими в плен и доставлены в село Павловку, а затем в Куйбышев. Немецкий летчик показал, что они имели задание, кроме ведения разведки, разрушить Сызранский железнодорожный мост через Волгу. Открытый в 1880 году в районе Сызранского пригорода станции Батраки, мост в то время являлся крупнейшим в Европе и первым железнодорожным переходом через Волгу в ее среднем и нижнем течении. В годы Великой Отечественной войны он имел стратегическое значение, являясь главным связующим звеном между европейской частью страны, Уралом, Сибирью, Средней Азией и Казахстаном. Каждые 4-5 минут через него на Запад проходили составы с горючим, боеприпасами, танками и орудиями для действующей армии, а обратно – поезда с ранеными, оборудованием и техникой, требующей ремонта. …Николай Шутов родился 4 августа 1921 года в селе Новая Майна, ныне Мелекесский район Ульяновской области. Окончил семилетку в селе, среднюю школу в Мелекессе. Занимался в Куйбышевском аэроклубе, в 1940 году был призван в армию. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. По окончании учебы сержант Шутов получил назначение в 802-й истребительный авиаполк 141-й истребительной авиадивизии Куйбышевского дивизионного района ПВО, прикрывавшей с воздуха Сызранский железнодорожный мост. После воздушного боя, ставшего для Шутова последним, полеты фашистов над Куйбышевским районом ПВО резко пошли на убыль. Если в сентябре их было 20, то после тарана Шутова в октябре – уже 7, а в декабре 1942 года – 2. Похоронен Николай Шутов на старом кладбище города Сызрани. За героизм, смелость, самопожертвование Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1943 года он посмертно награжден орденом Ленина. В 1972 году учащиеся Баклушинской средней школы Павловского района Ульяновкой области обратились с призывом ко всем пионерам и комсомольцам района начать сбор средств в фонд строительства памятника Николаю Шутову. Инициатива нашла повсеместную поддержку, и 9 мая 1975 года на открытой площадке между Баклушами и Муратовкой вознесся семиметровый памятник в виде факела, олицетворяя бессмертие подвига отважного летчика. Обелиск Николаю Шутову воздвигнут и в городе Октябрьске Самарской области. В Сызрани на территории комплекса «Вечный огонь» к 70-летию его подвига была открыта мемориальная доска. Светлана Никифорова, заведующая передвижными выставками Ульяновского областного краеведческого музея Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Аноним
за предыдущий не сбитый “вставили”, вот и решил “искупить”. огорчает отсутствие в истории имен напарников Шутова по звеньям. Которые видимо тоже долбили юнкерс до последней железки и всё бес толку. И сослуживцев Шутова, которые из 20 фрицев в прикрываемом районе не сбили ни одного. Получается как всегда. Героизм одного – это раздолбайство другого
Истории не бывает замолченной или приукрашенной
К сожалению,те немцы что под Баклушами остались в живых, сбили и остальные 2 самолёта из звена Шутова.У Шутова либо закончились боеприпасы либо заклинило вооружение. Он как свидетель гибели всех своих напарников принял решение таранить врага своей машиной. Настоящий герой в 19 лет! Здесь не убавить не прибавить. Не “по разнарядке”! По горькой, но правдивой статистике, из 54 зафиксированных нашими постами ВНОС пролётов немецких самолётов в Приволжском районе, это единственный сбитый Шутовым самолёт.Что было то Было. Фамилии двух других погибших лётчиков в том воздушном бою конечно же есть, давно установлены и их родственники.Как их поминают на родине, и не забыли ли вообще, информации пока под рукой нет. Хотя найти можно.Как впрочем и о судьбе пленённых немцев лётчиков.
Николай Шутов – Герой России однозначно!
Ни в одном официальном документе по этому вопросу, просмотренным мною, ни один из составителей документа и авторов (не путать с комментаторами на Улпрессе) не указал правильно название населённого пункта ни разу! Правильно с. Баклауши! Но пишут как,говорят Баклуши для примера заголовок правильный- а вот ниже – (читайте сами внимательно) – в тексте снова Баклуши,наверное от русского – бить Баклуши.Но теперь пять копеек свои, о том случае 4 октября 1942 года. Вот пишут о 54 случаях обнаружения самолётов противника.Официальная статистика. Да, верно – только нужно дописать, эти 54 случая обнаружения,это не за весь период войны, а только за время с июля до декабря 1942 года т.е. за 6 месяцев. А что было тогда в 1941-м ? Самолёт разведчик Ю -88 имел радиус действия 2000 км, потолок высоты до 9-10 тыс. метров,скорость 390 км-час. Без основного вооружения до 480 км час.Оснащался двумя видами специальной фотоаппаратуры позволяющей вести съемку от 10 до 2 тыс.метров с высокой разрешающей способностью. В носовой части самолёта,ниже уровня основного экипажа располагался бортстрелок в пуленепробиваемом стеклянном корпусе, именно он, в том бою 4 октября 1942 года под БАКЛАУШАМИ и завалил два наших “ястребка”.Поэтому Николай Шутов рассчитал в секунды на высочайшей скорости удар в корпус вражеского самолёта сбоку, именно в центр между экипажем и нижевисящей выступающей вперёд “соплёй” с бортстрелком. Это установлено по обломкам обоих самолётов.В публикациях СМИ пишется, бортстрелок и два пилота были пленены колхозниками работающими на полях.Судьба остальных(?) членов экипажа неизвестна.Тогда получается,что был не штатный авиационный экипаж, а специальный, со специалистами фототехники? Кстати, в рассекреченных материалах Куйбышевского УНКГБ, упоминается о задействованных в радиоиграх с немцами, которые велись вплоть до апреля 1945 года, не только пленённых и сдавшихся самих в плен членах разведдеверсионных немецких групп, а и о спецах с того самолёта,в бое под Сызранью “судьба которых неизвестна”.
В частности, уже в октябре 1941 года самолёты разведчики поднимавшиеся с аэродромов под Курском, Воронежом, Брянском производили детальную съёмку не только волжских городов Горького, Чебоксар, Саратова, Казани,Куйбышева, Ульяновска, само собой что Сталинграда….но и Перми, Свердловска, Челябинска…и даже Томска в Сибири. Уже в октябре 1941 года жители Ульяновска увидели самолёт с крестами,а в ноябре немецкие самолёты сбросили 9 штук 50-ти кг бомб на Чебоксары,второй самолёт отбомбился по берегу Волги на окраине Чебоксар возле деревни Юрино. Как потом оказалось там развел костры остановившийся на ночёвку бродячий цыганский табор.Но особенно доставалось городу Горькому.В отдельные ночи на промышленные предприятия этого города вплоть до осени 1943 года совершались налёты бомбардировочной авиации противника до 40-60 самолётов за ночь в три потока. Шли как обычно, после часа ночи из Курска (после Курской битвы уже с более западных аэродромов) выходили в район г.Коломна и по блестящей в ночи реке Оке до Павлова ,затем разделялись на две группы одна заходила со стороны г.Арзамаса, вторая со стороны г.Павлова. Оргапнизованные приказом Наркомата обороны посты ВНОС (внутреннего обнаружения оповещения и связи) разбитые по квадратам и полосам по всему прифронтовому тылу( полосы всего 5 в 80 км друг от друга,сами посты, организационно входящие соответственно в взводы, роты и батальоны и более высшее командование ,р аспологались друг от друга в в 12-10 км друг от друга. Территорию нашей области( тогда Куйбышевской)постоянно, в течении всей войны “обслуживал” батальон ВНОС сформированный летом 1941 года в г.Кузнецке в основном из молодых девушек уроженок Пензенской и Куйбышевской области, а в 1946 переведённый в Туркмению, и там в 1961 году расформированный окончательно. Жили девчата в землянках, отделениями по 7-8 человек, по 2 в смену для круглосуточного дежурства по окраинам населённых пунктов области.Поддерживая связь с местными администрациями и жителями.Случалось всякое – несмотря на личное оружие-подвергались они и нападениям вооружённых уголовников дезертиров, скрывающихся в лесах, и даже волков, которые тогда ордой нахлынули в тылы из областей охваченных боевыми действиями. Самолёт, который был таранен Н.Шутовым входил в авиционное командовани е ОСТ центрального сектора, аэродром подскока г.Курск, есть в архивах его бортовой номер, сохранился и немецкий журнал регистрации вылетов,с датами вылета и личными данными экипажа.Тема сама по себе интересная, и интересуюшимся и дотошным краеведам (особенно молодым) можно буквально по часам восстановить хронологию этого события СХВАТКА ПОД БАКЛАУШАМИ, с обоих сторон, как с немецкой так и с нашей. Подлинные боевые архивные документы это уже сейчас позволяют.Но даже не в этом главное…а главное в том, задай себе вопрос- нашел бы наш современник, всего в 19 лет, в себе мужество и силы, направить свой самолёт в немецкий самолёт разведчик?! Коля, не только нашёл силы, но и сумел правильно,в мгновения рассчитать удар в воздухе. Это действительно настоящий Герой России, самый настоящий, отдавший в бою самое дорогое-свою жизнь за наше сегодняшнее, за будущую победу. Очень хорошо, что уже второй год появляются материалы об этом человеке-герое.Можно и нужно гордится таким земляком.Есть музей.Но повторюсь, жизнь военного соткана именно из тех составляющих – итогом которых, ради чего и состоит вся служба – в нужный момент защитить свою Родину и выполнить свой воинский долг.19- летний парень не дожил до седин служа верой и правдой отечеству,он отдал свой долг Родине,героически уже в юности, в звании ст.сержанта. Низкий поклон ему за это от наших современников!
P.S. – Мл.лейтенант 19-ти летний Саня Малешкин из одноименного кинофильма и повести писателя фронтовика Виктора Курочкина – в офицерском звании был командиром самоходного орудия. Сейчас сержантская должность.С.Сержант Николай Шутов ровесник Сани Малешкина был был пилотом боевого самолёта. Сейчас в любом случае это офицерская должность.Видимо та обстановка 1941-45 годов требовала именно таких назначений и штатного расписания.Но какие были люди, люди долга не смотря на возраст.И это достойно уважения и преклонения перед такими людьми,не смотря кто они офицер,сержант или просто вольнонаемная пачка, прошедшая всю войну до Берлина со своей частью.Низкий поклон и уважение всем им!
не вижу причин для гордости
когда стрелок одиночного разведывательного самолета из пулемета 7.92 мм сбивает 2 специализированных высотных перехватчика Миг-3, а третий вынужден в 20 лет идти на таран и погибнуть. А “незадолго до этого” кстати ему (третьему) так и не удалось сбить аналогичный разведчик но при этом получить “значительные повреждения”. Вывод:налицо неэффективность действий частей ПВО по прикрытию района. против дальнего разведчика единственным средством был таран (и гибель летчика). хорошо, что немцы перестали летать, а то про скольких ещё 20 летних пацанов пришлось рассказывать краеведам.
ну и напоследок в качестве шутки. Поражает квалификация немецкого борт-стрелка. неудивительно, что помимо обороны своего самолета от перехватчиков, ему поручили уничтожить из пулемёта сызранский мост.
гугление
пилот унтер-офицер Вернер Шайдель (пленён)
командир экипажа штурман оберфельдфебель Хаген Пфау (погиб)
бортстрелок фельдфебель Артур Шлесс (тот самый, которому поручили уничтожить Куйбышев, пленён)
Реальная история однако…
Насчёт уничтожения запасной столицы России (эту должность делили тогда Свердловск и Куйбышев) это конечно -шутка. Обычный, плановый разведполёт. Второй таран в тылу в годы войны был в Горьковской области и тоже единичный , но там интенсивность уже не разведполётов, а бомбёжек была в разы больше.Да, боевая выучка была в то время не всегда и не везде на должной высоте, зачастую приходилось действовать вот так, лоб в лоб. Но тем не менее Шутов -настоящий герой! Из множества открывающихся со временем казусов из тех времён, есть и явно пародоксальные. Например уже в 70-х годах в устье р.Лена авиаторы обнаружили в одном из горных отрогов уходящую в гору узкоколейку. Оборудованный 200-м бетонный пирс для стоянки судов и и свыше 600 бочек емкостью 300 литров каждая с немецкой свастикой( в СССР стандарт для бочек был 200 л). Вход в тоннель куда уходила узкоколейка был завален взрывом каменной породы. В Архангельских лесах нашли признаки ( взлётка из металла,оборудование,аммуниция вермахта) законспирированного немецкого аэродрома времён войны.Расположили его скрытно между двумя равноудалёнными расположенными нашими военными аэродромами ближе к побережью Белого моряавиация которых прикрывала иностранные и наши морские военные и гражданские суда обеспечившие доставку грузов по Ленд -лизу. Поднявшиеся в воздух наши самолёты просто не долетали до караванов судов, оказывались сбитыми ещё над лесами.Ночные полёты замаскировать под наших ещё можно,но как им удавалось работать врежиме радио работать в режиме радиосвязи. Неужели там у немцев был постоянный режим радиомолчания? Аэродром был случайно обнаружен двумя местными вооружёнными дезертирами из Красной Армии, которые ушли из своей деревни подальше в леса.Одного немцы сами выследилии убили.Второй пришел в район с повинной и докладом о немцах. Повинную приняли.Осудили, отправили в лагерь, а проверочную экспедицию не снарядили. Посчитали отмазкой для смягчения вины. И если в Поволжье немцами забрасывались отдельные агентурные группы из 3-5 максимум 7 человек, то в Калмыкию и Вологодскую , Ярославскую область целые диверсионные подразделения. Например для ликвидации одной из таких групп в районе Котласа , пришлось проводить многодневную войсковую операцию…с привлечением заключённых одного из лагерей, где они добровольно выступили якобы на стороне выброшенных немцев,т.е. подыграли. Тема эта большая,обширная, историческая,и воздушный бой под БАКЛАУШАМИ одна из его героических страничек.
Отдельная тема о вооружённых дезертирах Красной армии в тыловых областях – по рассекреченным ныне данным их число привлечённых к ответственности,оказавших сопротивление, убитых при операциях по их ликвидациии за период с 1941 -года по август 1944 превышает по всем областям и республикам СССР от Курска, Душанбе,Грозного и Якутска – 1 миллион 200 тысяч человек!За это время погибли также тысячи офицеров и солдат войск НКВД и Красной Армии привлечённых к оперециям. Среди изъятого у них вооружения значится один самолёт(!) несколько танков и бронемашин, орудия о пулёмётах и автаматах нет и речи,Это все в тыловых областях. Речь идёт не о бендеровских районах,Украины или Белоруссии. А о Тамбовской,Алтайском крае, Саратовской, Ростовской областях,Куйбышевской, Казахстане,в том числе и Ульяновской области.Штаты областных отделов по борьбе с бандитизмом введёных наркоматом госбезопасности в областях был от 80-ти до 150 человек, с разбросом по сельским районам соответственно. Все было не так просто тогда, типа вот немцы враги, а вот мы Красная армия.Что касается качества прикрытия тыловых областей ПВО.Дела были очень не на высоте и в Горький выезжал лично Берия мылить шею тыловым генералам ПВО и авиации.Рабочие в городе из за регулярных бомбёжек перестали выходить на работу на военные заводы, срывался госзаказ…
А на войне, как на войне…
Речь идёт о фильме “На войне, как на войне” 1969 года. В конце комментария пропущенная буква в слове прачка, в последней строчке, правильно читать “вольнонаемной прачке”, речь о моей родственнице дошедшей со своей тыловой частью до Берлина.
А красавец парень ! Славянин!
А взгляд у парня какой чистый! Причёска красивая, волевое, доброе чисто славянское лицо – под стать своему имени и своей русской фамилии! Настоящий русский славянин. Аккуратен, вельветовая курточка застёгнутая на все пуговицы. Никакого ремня на я..цах, наколок до ушей, пилотки задом наперёд, акселбантов как у маршала Кутузова и кроссовок вместо положенной обуви..ну и т.д. Настояший герой, ему бы жить да жить, женится да творить с женой красавицей себе подобных достойных детей. Все немчура проклятая перекроила..Светлая память герою!