Автор – Анна Рачинская.
1471065024389

«Храм Святителя Николая Чудотворца в честь победы в Отечественной войне над Наполеоном был построен в нашем селе в 1834 году. Есть предположение, что возле него захоронены воины той войны.Но с 1930 года там основался колхозный продовольственный склад, и только в 1999 году мне и моим односельчанам удалось добиться, чтобы храму было присвоено звание памятника истории и культуры. Вот, с того времени и до сих пор я делаю все, чтобы восстановить эту церковь в ее первозданном виде. Времени прошло немало, да и мне уже годков немало, но я доживу до того момента, когда над куполом храма вновь зазвенят колокола!

О храмах

Раньше у нас было две церкви. Одну Кротков (в его честь и названо село) построил в 1754 году в барском саду, где ему была пожалована земля за великие заслуги перед государем. Сейчас там сохранился только сад, а здание полностью разрушено. Это была первая церковь и называлась она Молельный дом в честь Казанской Божьей матери. Если Бог даст мне сил и здоровья, будем и ее восстанавливать. Но сейчас я делаю все возможное, чтобы воссоздать в первоначальном виде храм Святителя Николая Чудотворца. Сам по себе даже после того, как почти 70 лет там был склад, он сохранился. Имею в виду стены. Дело в том, что в 1957 году в него ударила молния и сгорели все купола.

Первыми вопрос о восстановлении храма давным-давно подняли наши сельчанки – обычные доярки. Пришли к главе и сказали, что им нужна церковь. Тогда же к борьбе за нее встала в их ряды и я. В 1999 году у нас состоялся сход граждан, на который был приглашен отец Борис от Владыки Прокла. Потом долгое время мы пытались что-то делать, делать, да все бесполезно. И вдруг нам пришло письмо из Министерства культуры РФ (его сначала прислали на имя губернатора), что этому храму присвоен статус памятника истории и культуры. Был опять сход, после чего отец Борис привел нас к Владыке Проклу. Нас тогда было восемь человек. Он нас выслушал, одобрил наше решение о восстановлении, выбрал меня и еще одну женщину главными, дал свое благословление на сбор денег и на постройку храма. Вот с тех пор я этим занимаюсь.

Сделали проект, по нему и стали восстанавливать. На сегодняшний день построили само здание храма до крыши, вырыли четыре котлована под столбы центрального купола, усилили фундамент около храма, окна заменили, сделали иконостасную стену, которой не было. В алтаре была стена разобрана – собрали, отштукатурили. Но работы еще много, а так почему-то получилось, что раньше нам помогали, а сейчас мы остались без помощи. Вот и отдаю все свои деньги, всю пенсию на стройматериалы, на зарплату рабочим-строителям (они также из наших сельчан, местные). Главное, чтобы все получилось.

О добром деле

Церковь все еще не действует. Власти обещали помощь, но пока ее очень ждем, достраиваем на свои деньги. Я отдаю все, что есть. А когда народ складывается, приходят на воскресники – вот, недавно, аж 20 человек пришло, уборку в храме делали, стружки всякие вычищали, мыли.

Сама как живу? Да много ли мне надо. Пенсия у меня хорошая, как у ветерана Великой Отечественной войны – аж 15 тысяч рублей получаю. Оставляю себе, конечно, на хлеб и прочее, а потом у меня коза есть, молоко есть и огород! А когда делаешь доброе дело – святым духом «питаешься», и здоровье у тебя поправляется, и душа парит! Про болезни свои и всякие неприятности просто забываешь. Это такое непередаваемое чувство… Эх, надо вот еще стены храма в порядок приводить, семь дверей делать, алтарные двери делать, много чего.

О себе

Родилась я 27 мая в 1930 году здесь, в Кротково. Во время войны мне не удалось закончить семь классов, поскольку ходить было не в чем до школы (она была очень далеко). А в 1949 году меня направили по направлению работать на завод «Прогресс» им. Сталина в г. Куйбышев. Там я всю жизнь и проработала клепальщицей, там же окончила на вечернем авиационный техникум. Что делала? Санки клепала, для кукол коляски клепала (это я могу сказать), а вот что дальше, что еще клепала – это уже военная тайна, ну нельзя даже сейчас разглашать! В 1985 году ушла на пенсию и вернулась в свое родное село.

У меня есть сын и дочь, два внука и внучка. Все они в Самаре живут. Муж умер 16 лет назад. Много разных наград есть, грамот, последние вот получила в 2012 году – грамоту и благодарственное письмо от комитета культурного наследия, патриотического клуба из Самары, который на заводе «Прогресс», и центра патриотического воспитания из Ульяновска. В общем, воспитываю молодежь, как могу. Ведь у нас в селе есть прекрасный музей, который я постоянно обновляю и который рассказывает о всех воинах из нашего села, участвовавших в войне 1812 года, великой Отечественной войне, Афганской, Чеченской.

О мечте

Мечтаю, конечно, о восстановления храма, и чтобы наши воины, как говорится, были в нем устроены – чтобы их фамилии и имена были занесены на доски памятные в храме. Еще я мечтаю, чтобы у нас жила-была прекрасная жизнь, чтобы дети правильно воспитывались, знали свою историю. Хотела бы еще и другие церкви успеть восстановить, но мне уж 86 лет, и это трудный для меня вопрос, может, Бог меня завтра возьмет… Время уже не на меня работает. Главное, увидеть новые купола над храмом, услышать перезвон.»