Системные проблемы обязательного автострахования отразились в частном конфликте клиента и менеджера «Росгосстраха», который грозит вылиться в разбирательство федерального уровня.

7

В четверг 10 августа в центральном офисе компании «Росгосстрах» в Ульяновске произошёл конфликт между клиентом Сергеем Ерёминым, пришедшим заключить договор «автогражданки», и менеджером компании, который включил в договор помимо ОСАГО ещё и ряд дополнительных услуг, включая техосмотр автомобиля.
Сотрудник компании пригрозил клиенту, возмущённому навязыванием «допов», выдворением и вызвал охрану, в ответ на что Ерёмин позвонил в полицию.

В конфликт помимо частного охранного предприятия и полиции были вовлечены два десятка клиентов, ожидавших своей очереди на заключение договора, а также журналистка, «случайно» оказавшаяся на месте событий и, собственно, рассказавшая о них на одном из местных порталов и в социальных сетях. После отключения в офисе электричества всех присутствующих попросили покинуть здание.

Руководители отделения страховой компании находились в день конфликта в отпусках, а менеджеры с самого начала словесной перебранки прекратили приём клиентов и покинули рабочие места. Офис на улице Ленина, где происходили события, был закрыт по техническим причинам на два дня и откроется только после выходных в понедельник. Комментарии для прессы местные представители компании дают лишь неофициально.

Разъяснить суть и причины конфликта для издания «Кремлёвская пресса» смог юрист Константин Толкачёв, который давно занимается проблемами ОСАГО:

«То, что произошло в офисе «Росгосстраха» в Ульяновске – это частный пример того, что происходит в этой сфере, – считает эксперт, – Финансовое неблагополучие, а также реформа регулирования сферы ОСАГО (с 2013 года главным регулятором является Центральный Банк, который «занят» тысячей других не менее важных вопросов) привели к тому, что страховщики просто не продают полисы без дополнительных услуг, хотя договор ОСАГО является публичным, то есть должен быть заключен с любым желающим. Возросшие в последние годы штрафы за отказы в заключении договоров ОСАГО не приводят к положительным результатам: рентабельность продажи с «допами» все равно кратно превышает любые штрафные санкции».

Действительно, за последнее время со страхового рынка Ульяновска ушли почти все компании, которые предлагали договоры ОСАГО. Оставшиеся навязывают при их заключении дополнительные платные «опции». В тех компаниях, где дополнительные затраты для клиентов ниже, стоят огромные очереди, где допуслуги дороже – очередей нет.

8 - копия

В «Росгосстархе», крупнейшем страховщике региона, ценник средний, но очередь растягивается на несколько суток, так как в день менеджеры компании заключают только по три договора без «допов», а сама процедура для каждого автовладельца затягивается на час и более. Заключить договор онлайн через Интернет на практике также невозможно, хотя такая услуга номинально и фигурирует на сайтах некоторых компаний.

Люди вынуждены мириться со всеми трудностями ОСАГО.

«Обязательное страхование – это фактическое условие управления автомобилем. Хочешь ездить на машине – обязан иметь полис», – поясняет Константин Толкачёв.

Автовладельцы либо выстаивают очереди, либо идут на приобретение дополнительных услуг. Некоторые и вовсе предпочитают нарушать закон и обходятся без полиса ОСАГО, «откупаясь» от государства невысокими пока штрафами за отсутствие страховки.

Ульяновцы, обсуждающие в социальных сетях инцидент, сходятся в оценке действий страховых компаний, обозначая их глаголом «наглеют». Руководитель УГОО Центр по защите прав потребителей Денис Литвинов считает, что причина неэтичного и незаконного навязывания дополнительных услуг при выдаче полиса ОСАГО заключается в отсутствии конкуренции:
«Это не инцидент, это система, – считает правозащитник – Я уверен, что проблема не в недобросовестности «Росгосстраха», а в отсутствии условий, обеспечивающих поддержание и рост конкуренции. За конкуренцию отвечает ФАС. Она не работает, поэтому возникают такие ситуации. ФАС и ЦБ РФ дорегулировались до дефицита страховых услуг».

Но именно на государственные органы и Центробанк надеются все недовольные сложившейся системой обязательного страхования. Конфликтом в ульяновском «Росгосстрахе» занялась прокуратура. В Центробанке России также будут рассматривать действия сотрудников компании и ждут жалоб от граждан. Уже более двадцати таких обращений по проблемам с ОСАГО переданы регулятору из регионального управления Роспотребнадзора.

8

К скандалу также подключился и президентский Народный фронт. ОНФ опубликовал рекомендации для граждан с советами добиться от страховщиков письменного отказа в заключении договора ОСАГО, обратиться в регулирующие органы и в суд.

Денис Литвинов также советует ульяновцам активнее использовать правовые механизмы для давления на стразовые компании:
«Пару решений судов о взыскании со страховой компании за навязывание «допов» компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей и все закончится. В рамках реализации своих гражданских прав можно и нужно добиваться уважения своих интересов».

Свои юридические советы есть и у Константина Толкачёва:

«Центральный Банк попытался защитить потребителей, введя в конце весны 2016 года так называемый «период охлаждения» – срок в 5 дней, в течение которого можно отказаться от навязанного (как бы добровольного) страхования. Об этом мало кто знает, кроме того, и из этого ограничения страховщики нашли выход: «допы» продают, оформляя задним числом». Толкачёв выступает в этой связи за необходимость массового правового и финансового просвещения населения как одного из вариантов выхода из ситуации.

«Второе – еще в 2014 году ЦБ разработал форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности, которой может воспользоваться любой автовладелец. Она достаточно простая. Заполнив ее, надо приложить пакет документов. Он подается представителю страховой компании лично (обязательна отметка с датой приемки), либо направляется ценным письмом с описью вложения (важно сохранить второй экземпляр заявления, почтовую квитанцию и саму опись). В случае отказа нужно обращаться в ФАС и Роспотребнадзор», – советует Толкачёв.

Представители автомобильной общественности считают, что все подобные рекомендации носят «теоретический» характер и на практике не работают. Общественники предлагают что-то менять в законодательстве, чтобы изменить саму «архитектуру» системы ОСАГО.

Законодатели уже ищут некоторые решения. В начале июля принят закон, по которому страховую компанию можно оштрафовать на сумму до 300 тыс. рублей за попытку навязать дополнительные услуги или за необоснованный отказ оформить обязательное страхование.

«Полагаю, что в ближайшее время еще больше ужесточится контроль за возможностью приобретения полисов ОСАГО онлайн через интернет», – считает Константин Толкачёв.

Одновременно сейчас предлагается увеличить в 10 раз и штраф за отсутствие полиса у автовладельцев. Без системных решений это может усугубить ситуацию на рынке автострахования, так как обойти систему будет уже невозможно и гражданам придётся мириться с условиями страховщиков.

Сейчас экономика страхования находится в весьма противоречивом состоянии. С одной стороны «Росгосстрах» заявляет об убыточности работы с ОСАГО, но с другой стороны – не уходит с этого рынка. Более того, некоторые наблюдатели, знакомые с ситуацией, считают конфликт в ульяновском офисе пиар-инсценировкой со стороны конкурентов, желающих выбить крупнейшую компанию с рынка при помощи регулятора.

После массированной информационной кампании в СМИ во всех мелких страховых организациях города исчезли предложения допуслуг. Правда, последнее эксперты объяснят обычным страхом бизнесменов внимания со стороны госорганов к рынку финансовых услуг города, не конспирологической версией заговора против «Росгосстраха».
«У Центрального Банка есть вполне эффективное средство воздействия на страховые организации – приостановление или отзыв лицензии на осуществление того или иного вида страхования, в том числе на страхование гражданской ответственности автовладельцев», – напоминает о возможном варианте развития событий Константин Толкачёв. В мае 2015 года ЦБ уже приостанавливал действие лицензии «Росгосстраха».

В головном офисе компании в курсе инцидента в Ульяновске, проводится служебное расследование. Откроется ли офис на Ленина для клиентов, можно будет проверить уже в понедельник.