Ровно год назад ульяновские власти объявили, что регион станет первым в России, где опробуют риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Главная ее цель – сделать так, чтобы бизнесу легче дышалось. В числе мер, которые решили опробовать в Ульяновской области, были надзорные каникулы (освобождение от плановых проверок) и введение в качестве наказания предупреждения – для того, чтобы переориентировать систему контроля в сторону профилактики.

С 1 января нынешнего года малых предпринимателей, работающих на территории региона, на три года освободили от плановых проверок. Но стало ли бизнесменам от этого легче?

– От надзорных каникул мы ожидали большего. Изначально ульяновские предприниматели предлагали более широкий спектр и больший охват контрольно-надзорных мероприятий, – пояснила ульяновский бизнес-омбудсмен Татьяна Скопцова. – Но в итоге исключили лишь плановые проверки. Действительно, в нынешнем году жалоб на их проведение от малого бизнеса мне не поступало. Есть заметное движение вперед: например, МЧС прорабатывает исключение проверок не только малых, но и средних предпринимателей.

Но есть и ложка дегтя. В прошлом году эксперты предполагали, что надзорные каникулы могут обернуться обратной стороной: вне зависимости от плана контрольно-надзорных мероприятий наличие заявлений, в том числе анонимных, не позволит предпринимателю защититься от новых проверок. Так, по сути, и случилось. Из 11 тысяч визитов контролеров из самых разных органов и учреждений, которые были совершены в прошлом году, лишь 30 процентов оказались плановыми.

– Это по сути, лукавство: так быть не должно. По тяжести и сложности для предпринимателя внеплановые проверки перевешивают плановые. Конечно, есть и те, кто оппонирует, заявляя: чего вы боитесь, ведь у честного бизнеса априори должно быть все в порядке. Но законодательство меняется так быстро, что уследить за вносимыми изменениями порой не успевают сами проверяющие. Для многих бизнесменов это, по сути, приговор: им проще работать нелегально, чем нанимать и платить немалые деньги специалисту, который будет все отслеживать, – говорит председатель ульяновского отделения “ОПОРЫ России” Руслан Гайнетдинов.

Получается замкнутый круг: на словах бизнес вроде бы должен был вздохнуть свободнее. Ульяновская область заняла 11-е место среди 81 субъекта РФ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, составленном Агентством стратегических инициатив (АСИ) в этом году. Но желающих поставить подножку бизнесу меньше не стало.

– С начала 2016 года надзорные каникулы сократили количество плановых визитов проверяющих на 26 процентов. Мы согласовали 3,5 тысячи проверок, в проведении 1253 было отказано из-за несоответствия требований законодательства. В первом полугодии прокуратура предотвратила необоснованное вмешательство в работу 50 компаний. В целом количество внеплановых проверок сократилось на 15 процентов. Наверное, нужно стремиться к большему, но ситуации разные – иногда проводить их вынуждают резонансные ЧП, которые произошли в других регионах, – пояснил начальник отдела по надзору за исполнением законов о госконтроле и защите интересов государства и общества региональной прокуратуры Денис Кравченко.

Впрочем, ограничением в проведении проверок довольны не все.

– В нашем бизнесе – строительстве – важна оперативность. Без проверок дома не сдашь, но на то, чтобы их провести, инспекторы Госстройнадзора теперь должны соблюсти длительную процедуру – согласовать проверку в прокуратуре, уведомить нас и так далее. Время уходит, а для нас это ценно. Мы теряем деньги, – говорит представитель одной из ульяновских компаний-застройщиков.

К надзорным каникулам и смягчению наказания для бизнесменов-нарушителей в регионе относятся по-разному. Есть и те, кто считает, что предпринимателей нужно держать в жесткой узде, иначе трагедий, подобных пожарам в рыночных павильонах или обрушений аквапарков не избежать.

– Ни один предприниматель сам себе не враг. Он не будет специально делать то, что навредит его бизнесу – какой в этом смысл? Другое дело, что многие нарушения делаются из-за незнания каких-то нюансов. Для этого и введена такая мера наказания, как предупреждения, – продолжает Руслан Гайнетдинов. – Сужу из личного опыта: в 2002 году в моем административном помещении была проверка. Инспектор пришел, выписал предписание, в которое вошли 18 пунктов, дал два месяца на их устранение. Все остались довольны. У нас же не редкость, когда бизнесмена штрафуют на приличную сумму уже после того, как он ликвидировал нарушение. Это как на грядке: растет редиска, вокруг нее сорняки. Можно выдернуть сорняки вместе с редиской, а можно постараться и аккуратно проредить ее, сохранив урожай. Такой “мягкий” подход вознаградится сторицей.

Кстати

Инициативу ульяновцев по включению в Кодекс об административных правонарушениях предупреждения для бизнесменов поддержали на федеральном уровне. Госдума приняла законопроект, предусматривающий замену штрафных санкций предупреждением за административные нарушения, свершенные впервые для малого и среднего бизнеса.