Старинные песни и танцы под гармошку и балалайку, рассказы о необычном и сверхъестественном, лечебные заговоры и описания свадебной игры «В покойника» – вот тот далеко не полный перечень текстового «улова», который собрали фольклористы этим летом в нашем регионе.

Очередная фольклорно-этнографическая экспедиция была организована специалистами научно-образовательного центра
«Традиционная культура и фольклор Ульяновского Поволжья» УлГПУ и областного Центра народной культуры (руководитель поездки – Михаил Матлин). Также в полевом исследовании приняли участие представители ансамбля «Симбирск», педагоги и воспитанники ульяновской детской школы искусств No7.

В 2016 году исследователи народного творчества работали в Базарносызганском и Барышском районах. В качестве базового было выбрано село Папузы. Фольклористы побывали и в соседних поселениях – Юрловке, Вороновке, Ясачном Сызгане, Аристовке и других.

Атомная бомба и помещичьи колокольчики
Обычно за короткое экспедиционное время получается встретиться с одним (редко – двумя) выдающимся рассказчиком или
песенником. Однако поездка этого года – исключение. Исследователи не просто «зафиксировали» фольклорные тексты, удалось сделать нечто большее: почти ежедневно совершались настоящие маленькие открытия, связанные с яркими
личностями и удивительными человеческими судьбами.
p7bQ92ZXLos

– Я ведь своими глазами видел взрыв атомной бомбы! Дело было в Тоцком в 1954 году. Раньше об этом даже упоминать запрещали, а сейчас за давностью лет можно, – улыбается Георгий Ларцев, житель села Папузы.

«Дед Юра» (так его называют все односельчане) – бывший учитель, местный краевед и большой знаток истории окружных
сел. Он способен часами рассказывать и о дореволюционных событиях, и об увлекательных подробностях собственной биографии. К примеру, его описание секретных тоцких военных учений, которыми руководил сам Георгий Константинович Жуков, действительно слушается на одном дыхании.

– Бомба была среднего размера, ее взорвали метров четыреста от поверхности земли. Народу облучилось уйма, я и сам
тогда, наверное, дозу получил – неслучайно меня в 1980-е года частично парализовало.

Ларцев – уникальный человек, общение с ним оставляет удивительное послевкусие – живое ощущение истории. Устные
воспоминания, записанные им от собственных дедов-прадедов, подкрепляются бережно хранимыми «артефактами» и
выписками из архивов.

– Вот у меня есть колокольчики, которыми жена местного помещика подзывала домашнюю прислугу. Звон был разный, и
каждый в доме знал, как откликаться, допустим, на звук среднего или маленького колокольчика, – говорит дед Юра об одной из своих коллекций старинных предметов.

На основе видеоматериалов, отснятых во время встреч с Ларцевым, скорее всего, будет создан небольшой фильм.

Мышь как средство от грыжи
Несомненная удача экспедиции-2016 – встреча с Клавдией Ивановной Васиной, также жительницей села Папузы. Песенница, рассказчица, очень гостеприимная и радушная хозяйка, «баба Клава» распахнула для фольклористов не
только двери собственной избы, но и своего сердца.

– Я как будто с вами целую жизнь прожила! – признавалась она, расставаясь с собирателями.

Васина родилась в соседнем селе Приют (по-местному произносится «Приюрт»), которое сейчас уже существует только на карте. Вместе с исследователями Клавдия Ивановна посетила вымершее село, и это позволило записать множество интересных текстов.
FoeEFEDslxc
Так, баба Клава вспомнила, что в одной из изб Приюрта проживала местная знахарка, которая лечила грыжу у детей весьма оригинальным способом.

– Она ловила мышь – так, чтобы та оставалась живой, и обертывала ее марлей. На грыжу тоже накладывалась марля. Затем мышь подносилась к грыже, при этом тетя Надя (знахарка) читала особую молитву. Мышь грызла марлю, кусала до крови место грыжи – и болезнь вскоре проходила, – уверяет наша собеседница.

От Васиной записаны и интересные тексты о домовом. В Приюрте домашнего «хозяина» принято было задабривать: на
стол обязательно ставили варенье, печенье и детскую куклу.

– Ни в коем случае нельзя оставлять ножи на столе, иначе он начнет озоровать: бить посуду, мучить скотину.

Кстати, к кухонным ножам «тревожно» относятся не только здешние домовые. Например, в соседних Ясачном Сызгане и
Вороновке они применялись для того, чтобы отпугнуть колдунов.

– Вот знаешь про какого-то человека, что он приколдовывает – надо, когда его увидишь, воткнуть нож снизу в столешницу (острием вверх). Тогда он мигом уйдет, вообще не сможет даже мимо твоей избы пройти: развернется и усвистит, куда глаза глядят, – уверяли нас бабушки из Ясачного.

Оборотни, НЛО и безымянный палец
Наиболее яркие и подробные тексты о колдунах и оборотнях были записаны в селе Вороновка. В свое время там жила
семья, о которой поговаривали «нехорошее».
3w27BwxlWBA
– Мама мне рассказывала: тогда только газеты на селе в моду вошли, из них делали и украшения на елку, и занавески
на окна. Так вот им было лет по двенадцать, девчонкам-то, слышат: стук в окно. Раскрыли эти газеты, а там – три лошадиных головы. Выбежали из избы – ан лошадей-то никаких и нет! Это все вот колдунья Аринья да ее отец творили, – рассказывала нам одна из местных жительниц.

Ей же пришлось в конце 1980-х годов воспользоваться одним колдовским приемом, чтобы вылечить своего сына.

– Родила я его с каким-то белым пятнышком на виске. Сначала вроде ничего, а затем оно начало расти и краснеть. И вот мне одна здешняя бабушка посоветовала: нужно побывать на похоронах у трех покойников. Улучить минутку и безымянным пальцем правой руки умершего обвести пятнышко с молитвой. Моя мать так сделала, и мы не заметили, как у сына все пропало.

Здесь же в Вороновке многие видели и другой популярный «объект» повествований о необычном – НЛО.

– Вот у нас тут церковь полуразрушенная, ее разорили еще в 1930-е годы. Однажды идем вечером с подругой, и как раз над церковью летит продолговатое «блюдце» с двумя окошками. Я не из пугливых, но тут такой страх нашел, что мы бежали без памяти до дома, а затем месяца полтора вечером боялись из избы выходить. Вот такой испуг необъяснимый находит, когда эти «тарелки» видишь!

«Спаси от крика обеденного-полуобеденного»
Еще одно незабываемое экспедиционное знакомство – встреча с местной действующей знахаркой (конкретное село и настоящее имя «знающей» не называем по известным причинам). Татьяна открыла в себе необычные способности неожиданно – после прочтения в каком-то журнале об известной целительнице Джуне.

– Вообще, в нашем роду многие лечили: к маме приносили детей, которые страдали от «крика». Тетя лечила грыжу и сглаз. Я же никогда этим особо не интересовалась. Помню вот только, что мама ходила с больным ребенком к куриному нашесту и там читала заговоры – чтобы «крик» перешел на петуха, – вспоминает наша собеседница.

Прочитав журнальную статью, она попробовала сначала полечить своих близких, затем помогла соседке, страдающей
от боли в спине.

– Понимаете, я, когда к больному месту руку подношу, чувствую, что она у меня нагревается, как от печки. И вот повожу-повожу рукой, молитву прочитаю – у людей болезнь и проходит. Я сначала думала, что так все люди могут, а оказалось, что боль снимают немногие.

Татьяна также помнит особый заговор от «крика», который читала ее мать: «Спаси, Господи, младенца (имярек) от крика ночного-полуночного, утреннего-полутреннего, обеденнего-полуобеденнего и вечернего-полувечернего».

Надо сказать, что такое сочетание традиционных знаний и сведений, почерпнутых из популярных журналов и книг,
– распространенное явление в современном селе.

Дедушка Лева
В заключение стоит упомянуть и о другом небольшом экспедиционном открытии. В селе Вороновке записаны рассказы о местночтимом святом – старце Леонтии, который жил там в конце 19-го века. Жители окрестных сел приходили к нему за советом и исцелением. Затем старец переехал в другое село – Красную Поляну Барышского района. Несмотря на то, что Леонтий (как называют его местные – «дедушка Лева») пока официально не канонизирован, в Красной Поляне он давно почитается: с его могилы берут землю для исцеления от хворей, справляют дни рождения и смерти старца, приходят в здешнюю церковь, чтобы помолиться «дедушке Леве» о здравии.
Q3jYFhb-eVw
Около десяти лет назад исследователи столкнулись с аналогичным, стихийно сложившимся культом в Инзенском районе: в селе Пятино так же почитается местный святой – отец Максим. Сейчас, кажется, официальная церковь готовится его канонизировать.

Участники экспедиции благодарят отдел культуры Базарносызганского района за содействие в организации поездки, а руководство средней школы села Папузы – за радушие и гостеприимство.

Евгений Сафронов