В Ульяновском госуниверситете успешно реализуется программа педагогической подготовки студентов.

На протяжении многих лет в вузе действует дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки “Преподаватель”. В 2014 году управлением довузовского образования УлГУ была создана базовая кафедра педагогики физико-математического и информационно-технологического довузовского образования при лицее физики, математики и информатики №40. Студенты факультета математики, информационных и авиационных технологий и инженерно-физического факультета высоких технологий по желанию зачисляются на курсы переподготовки. В учебный план занятий входят курсы педагогики и психологии, а также специальные программы методики преподавания школьных предметов. Курсы предусматривают пятинедельную педагогическую практику в школах, работающих с УлГУ по договору. Практикой руководят высококвалифицированные преподаватели университета, доценты и профессора профильных кафедр.

В этом году комплексный междисциплинарный экзамен по педагогике и методике преподавания на “хорошо” и “отлично” сдали 18 дипломированных математиков и программистов, девять физиков и 12 выпускников специальности “Техносферная безопасность”.

Выпускники программы, получившие вместе с дипломом УлГУ свидетельство о педагогическом образовании по соответствующему профилю, имеют возможность работать в профильных классах и классах углубленного изучения предметов в школах, лицеях, гимназиях. Часто они сами являются выпускниками таких спецклассов.

Программы педагогической подготовки студентов бакалавриата в университете непедагогического профиля лишены многих недостатков профильного педагогического образования. В частности, речь идет о “двойном положительном отборе”, когда на математические, физические и информационные специальности университета поступают самые “лучшие” (в академическом смысле) школьники, а на программы переподготовки “Преподаватель” – исключительно мотивированные студенты, как правило, имеющие высокую успеваемость.

Положительную роль играет и отказ от линейной траектории обучения педагогов, когда студент вуза непедагогического профиля параллельно получает базовую университетскую подготовку высокого уровня, а педагогическую специализацию – исключительно по желанию.

Конечно, подготовка педагогов в “непедагогическом” вузе имеет и свои минусы. Существуют обстоятельства, препятствующие трудоустройству новоиспеченных педагогов сразу после завершения обучения. Как правило, даже при высокой мотивации выпускники не хотят работать в “обычных” классах. Получить назначение в профильный класс им сложно, так как руководство школы не хочет идти на риск, предпочитая поручить учебный процесс учителям более высокой квалификации с большим стажем работы. Кроме того, молодые люди имеют все возможности сделать карьеру по основной профессии и, как правило, так и происходит.

Однако, как показывают опросы мнений выпускников и многолетний опыт, все они рассматривают свою подготовленность к работе в школе как одну из дополнительных возможностей построения жизненной траектории. Примеров успешной адаптации выпускников программы к работе в сфере образования немало.

Решению вышеозначенных проблем, повышению эффективности программы педагогической подготовки студентов будут способствовать организация Ассоциации профильных классов, заключение со школами договоров, предусматривающих педагогическую практику студентов, возможность трудоустройства выпускников.

Слово – выпускникам программы

Мария НАДЕЖИНА:
– Я выпускница факультета математики, информационных и авиационных технологий, математика – мое призвание. Когда училась в профильном физико-математическом классе, твердо решила связать свою жизнь с наукой. Передо мною был пример прекрасных педагогов, профессионалов своего дела, которые не только привили любовь к математике, но и стали в какой-то степени эталоном, на который хотелось равняться.

Поэтому, когда представилась возможность получить дополнительное педагогическое образование по основному предмету, раздумий не возникло. Для меня это еще одна ступень к основной цели – развиваться в науке. Кроме того, я не исключаю возможности непосредственной педагогической деятельности. В школах не хватает компетентных педагогов, которые бы знали свой предмет “изнутри”, любили свое дело и могли заинтересовать каждого, дать знания, обширнее необходимых. Возможно, именно нам – выпускникам ФМИАТа, имеющим дополнительное педагогическое образование, и предстоит решить эту задачу.

Любовь ФЁДОРОВА:
– Педагогическое образование дало мне добротное знание предмета, умение работать с разными источниками информации и легкость в освоении любого нового содержания. Во время обучения по программе профессиональной переподготовки, я прослушала курсы “Основ психолого-педагогического исследования”, “Основ законодательства РФ в области образования”, “Методики преподавания математики”, “Психологии и педагогики” и другие. Полученные знания пригодятся мне не только в любой профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Я окончила Лицей физики, математики, информатики №40 при УлГУ, и в этом году мне представилась возможность вернуться в свой родной лицей в качестве учителя. Очень понравилось работать со школьниками! Во время педагогической практики я проводила уроки и внеклассные мероприятия для старшеклассников.

В будущем мне хотелось бы продолжить обучение в магистатуре и аспирантуре, а затем – преподавать в университете и школе.

Кристина ШАРИПОВА:
– Я обучаюсь в магистратуре инженерно-физического факультета высоких технологий, планирую поступать в аспирантуру по физике, быть ученым. На мой взгляд, настоящий ученый – обязательно педагог, передающий свои знания студентам и школьникам. Поэтому я осознанно пошла на программу “Преподаватель” и не ошиблась: полученные педагогические знания помогут реализовать мою мечту.

Пётр ИВАНОВ