Виктория Чернышева
В Ульяновске открылась первая в стране портовая экономическая зона.

В Ульяновской ОЭЗ будут, в частности, выпускать бортовые кабельные и трубопроводные сети для самолетов, вертолетов и космических аппаратов. Фото: Пресс-служба правительства Ульяновской области

В Ульяновской ОЭЗ будут, в частности, выпускать бортовые кабельные и трубопроводные сети для самолетов, вертолетов и космических аппаратов. Фото: Пресс-служба правительства Ульяновской области
Под Ульяновском официально открыли первую очередь единственной в стране особой экономической зоны (ОЭЗ) авиапортового типа. Проект оказался “долгоиграющим” – решение о создании в регионе ОЭЗ было приняли более семи лет назад. За это время поменялась как концепция развития самой зоны, так и способ ее управления: все соответствующие полномочия на днях передали от федерального центра региону.

В день открытия ульяновской ОЭЗ была введена в строй первая очередь завода “Промтех-Ульяновск” – предприятия, на котором будут серийно производить бортовые кабельные и трубопроводные сети для самолетов, вертолетов, космических аппаратов. Холдинг, куда входит завод, уже работает на предприятия российского авиапрома, выпускающие самолеты МС-21 и Ил-76. Компания станет одним из “якорей”, которые руководство ОЭЗ хочет собрать у себя на территории. На начальном этапе развития выбор резидентов ульяновской экономической зоны был ограничен авиапромом и логистикой, затем эти рамки сняли.

– Эффективность работы будет зависеть от того, как мы сможем встроить недостающие звенья в технологические цепочки внутри кластеров. Наша задача – сформировать максимальный объем добавленной стоимости на территории региона, – говорит руководитель ОЭЗ “Ульяновск” Денис Барышников. – Мы не хотим развивать моноотрасли. Акцент будет сделан на привлечении технологических платформ: они более жизнеспособны, чем вертикальная цепочка бизнесов, встроенных в производство одного продукта – самолета, автомобиля или чего-то еще.

Так как зона находится около международного аэропорта “Ульяновск-Восточный”, это логично притягивает сюда резидентов, связанных с авиапромом.

– Шесть резидентов зоны уже подписали соглашения, еще шесть – в стадии подписания. Мы договорились с нашими партнерами из Объединенной авиастроительной корпорации о том, что в рамках особой экономической зоны будет расположен центр кастомизации самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Это важнейший якорь, который повлечет за собой создание новых предприятий, полноценного авиационного кластера в Ульяновской области, – отметил полпред президента в ПФО Михаил Бабич.

Первая очередь ульяновской ОЭЗ занимает 120 гектаров. В инфраструктуру этой территории вложено более трех миллиардов рублей – здесь построили свыше 65 километров автодорог, собственную рулежку категории F (способна принимать все типы воздушных судов, в том числе экспериментальные модели), а также обустроили свободную таможенную зону (третью по счету в регионе). В конце года в ОЭЗ приступят к строительству ангарного комплекса для авиационных видов деятельности. А во втором квартале 2017-го будет сдан в эксплуатацию индустриальный парк, где смогут разместиться около 20 резидентов из малого и среднего бизнеса. Вторая очередь ОЭЗ займет более 200 гектаров.

Общий объем инвестиций шести уже действующих резидентов зоны (в основном это предприятия, связанные с авиапромом и техническим обслуживанием самолетов) составит 11 миллиардов рублей. В числе компаний, которые станут резидентами в ближайшее время, – предприятие по производству мебели и предметов интерьера с шоурумом, логистический центр по складскому хранению и обработке палетизированных грузов, производство комплектов бортового аварийного кислородного оборудования и завод светодиодных изделий.

ОЭЗ планирует сотрудничать с ульяновским Центром трансфера технологий, где рождаются интересные высокотехнологичные стартапы и прорывные технологии. При этом, чтобы достойно конкурировать с другими федеральными особыми экономическими зонами, которые предлагают схожий пакет преференций, ульяновцы намерены сделать акцент на обеспечении комфортных условий для сотрудников компаний-резидентов. Рядом с зоной хотят построить городок инвесторов с недорогим жильем и всей необходимой инфраструктурой. Ульяновцам придется хорошо постараться: соглашение по передаче управления ОЭЗ на уровень региона предусматривает достижение определенных финансовых показателей. В их числе – объем вложенных инвестиций, количество рабочих мест, а также зарплата – как минимум выше средней по региону.