Наконец-то выборы завершились. Хочется отдохнуть, взять, наконец, отпуск, схватить за хвост бархатный сезон на морях. Политтехнологи и смишники запыхались, но не меньше устали и потребители всего произведённого ими в период кампании ширпотреба. Эмоциональные дни вылились в протестное голосование с надеждой на перемены к лучшему. Стабильность надоела даже самому её гаранту, поэтому он тоже обещал, что всё будет по-новому. Уже называют первых кандидатов на «вылет» из команды. Но как бы ни завершились эти выборы, придётся всем жить дальше вместе. Кто-то покается, кто-то уедет, но большинству читателей ещё пять лет жить со своим выбором. Выбирайте Улпрессу.

Подарки не отберут

Начало недели началось с ролика с аппаратного совещания в обладминистрации, в котором врио губернатора Сергей Морозов разоблачал слухи. Самый страшный слух гласит, что всё сделанное властью перед выборами, после голосования может превратиться обратно в тыкву. Глава региона назвал эти слухи отвратительной ложью, используемой нечистоплотными политиканами, рвущимися к власти. Ни построенные котельные, ни асфальт обратно не заберут, заверил врио. Как и обещанное дешёвое социальное питание.

Слухи не рождаются на пустом месте. На неделе Алексей Навальный опубликовал запись, на которой губернатор соседнего региона рассказывает о том, как 97% за «Единую Россию» помогают находить финансирование различных программ. Да и в нашей глубинке от разного рода начальников услышать такие доводы – не редкость. Кто хоть раз был на мероприятии агитационного характера, может это подтвердить.

Да ещё масла в огонь подливают оппозиционные СМИ, публикуя документы сомнительного происхождения, содержащие предложения областного минфина по сокращению различных социальных программ в поствыборный период. Из разряда «Денег нет, но вы там держитесь». Подтвердить подлинность документа никто не смог, да и вряд ли он напрямую связан с выборами: минфин постоянно предлагает что-нибудь урезать в бюджете.

Но вот ответная реакция со стороны областной власти сама по себе является доказательством наличия планов секвестра. В пресс-релизе областного правительства было заявлено об увеличении выплат «детям войны». Контрпропаганда против слухов, не опровергающая сами слухи, страшна.

Предвыборные подарки в виде асфальта, клумб и детских площадок, конечно, обратно не отберут, но по законам жанра бурная предвыборная деятельность очень резко затормозится. Если не на пять лет, то на несколько месяцев точно. Конечно, полноправный хозяин губернаторского кресла может развить бурную деятельность сразу и после победы, но поддержат ли его подчинённые – это вопрос. Эмитировать бурную деятельность гораздо проще, чем решать реальные проблемы, тем более, когда каждый новый день может оказаться последним в команде.

Рекордные тиражи СМИ

В плане имитации наш регион даст фору любому другому в России. У нас тут есть всё: от струнного транспорта и дирижаблей до Музея СССР, ветроэнергетики и беспилотных УАЗов. Есть всё это в виртуальном пространстве на территории Ульяновской области. Над созданием счастливого иллюзорного мира в районе второй силиконовой долины неустанно трудятся областные СМИ. Перед выборами они вышли гигантским тиражом, на фоне которого бледнеет даже масштаб аудитории Улпрессы.

По 500 тысяч экземпляров накануне выборов напечатали на бюджетные деньги «Народной газеты» и «Ульяновской правды», чтобы рассказать жителям региона о выборе будущего, о политических мошенниках, а также об «ошибках» действующего главы региона. Депутат Александр Кругликов потребовал уволить редактора газет Ирину Арановкскую. Материалы рекордных выпусков избирком признал-таки агитацией, но не рецидивом, и наказал за нарушение редактора «Дыхания земли» Виталия Ахмерова. Всё очень логично. В Фейсбуке Виталию уже собирают пожертвования на штраф.

К слову сказать, для материалов «народки» были использованы хорошо выверенные факты, так что получился своего рода отчёт о работе Сергея Морозова за 11 лет. Без обещаний бессмертия и беспилотных автобусов, хотя и не без силиконовой долины.

Авторы материалов, называющие себя на первой странице «мы – народ», но тут же говорящие о народе в третьем лице, на последней обращаются к своим 10 процентам читателей не голосовать «на эмоциях» и «не делать выбор из вредности», чтобы не жить в «красном поясе».

Двоякое праздничное настроение

О благоприятном эмоциональном фоне этих недель можно было не переживать. По счастливому стечению обстоятельств именно на первую половину сентября выпали массовые праздники: День города, столетие Володарки, Дни Москвы, День семейного общения, День машиностроителя. В городе почти одновременно оказались звёзды первой величины конца прошлого тысячелетия Валерий Сюткин, Игорь Саруханов, Филипп Киркоров, Лариса Долина. Приехали и кумиры молодёжи: «Фабрика», «Авария», «Город 312», Егор Крид и другие.

В каждом дворе и в каждом сквере прошёл День соседа с музыкой и аниматорами от «Единой России». Недоумевающие девочки то и дело задавали вопрос на просторах Фейсбука «К чему всё это?» и не получали должного ответа. Но одна из них процитировала слова своей мудрой родственницы: «Они хотят создать настроение».

Кто они и какое настроение хотели создать, остаётся только гадать, так как часть мероприятий прошла под холодным осенним дождичком. Например, попытка агитации со стороны главного оппозиционера Алексея Куринного на массовом Дне города провалилась: придя на площадь Ленина после дождя, он застал только пустые стулья перед сценой.

Новинкой осеннего Дня города стало приглашение на праздничный концерт любимой экзальтированными девушками поэтессы Веры Полозковой. Публика разделилась по этому поводу. Позитивная медийщица Анастасия Подгорнова оценила опыт как неудачный. «На фоне дождя, серого неба, заунывные тексты о старости, приближающемся конце всему и вся и монотонная музыкальная подложка, напоминающая реквием… Совсем не празднично, не атмосферно выглядели», – пишет пресс-секретарь ЧМХМ-2016. Другое мнение высказала ульяновская поэтесса Екатерина Нейфельд: «Случилось невозможное: в сырости, посреди открытого пространства мне было уютно. Полозкова гипнотизировала: сочетанием сложной лексики, интонациями мантры и невероятно теплой материнской ауры».

Подсчитать стоимость настроения и выяснить его источники нам не удалось, но при желании общую сумму назвать можно.

А вот бесплатный праздник для города на площади Ленина устроить всё же удалось, но уже поствыборный. На великого певца Егора Крида собралось небывалое количество юных зрителей, выстоявших длинные очереди. С напором молодёжи, как сообщают корреспонденты Улпрессы, общественные туалеты не справлялись. Школьники забрались на окна первого этажа Дома Правительства. А из окон третьего этажа за концертом и толпой наблюдали чиновники с жёнами. Проголосовали и потанцевали.
14317625_671411723021604_2938276981739778062_n

Русско-японский союз и вертолёт для чиновников

На этих выборах помимо асфальта и детских площадок аргументом за стабильность были инвестиции. Перед выборами количество торжеств по поводу открытия новых предприятий резко возросло.

8 сентября не в первый уже раз торжественно открыли Портовую особую экономическую зону (учреждена в 2009 году). В мероприятии принял участие полпред президента в ПФО Михаил Бабич. Не прошло и недели, как в заволжской промзоне отпраздновали завершение строительства японского завода Bridgestone (объем инвестиций – 12,5 млрд. рублей, 800 рабочих мест при полной загрузке). Випы очень смешно пытались из конструктора собрать макет корпуса завода, получилось не с первого раза, но в целом торжественное мероприятие удалось. В конце недели в Засвияжском районе открыли ещё и «Хелипорт» – ангар для трёх вертолётов с площадкой для взлёта и посадки. Невиданное ранее в регионе чудо.

Мнения комментаторов по поводу полезности инвестиций разделились. Главный апологет и инициатор привлечения иностранных капиталов Сергей Морозов считает, что это благоприятно сказывается на экономике, уровне заработной платы и занятости населения. Он обещает на триста миллиардов рублей будущих инвестиций создать более 38 тысяч «новых высокооплачиваемых рабочих мест». Зампред Александр Смекалин утверждает, что средняя зарплата на новых предприятиях в 1,5 раза выше, чем в среднем по Ульяновску (то есть не ниже 37 тыс. рублей).

Оппоненты власти (например, Алексей Куринный на этой неделе) заявляют о том, что количество создаваемых рабочих мест на современных заводах – минимально. При этом низкие зарплаты считаются инвестиционным преимуществом области, и в их невысоком уровне, якобы, заинтересовано областное правительство. Экономист Анатолий Лапин считает, что влияние инвестиций пока мало сказывается на экономике, а элитные рабочие места составляют не более 10% от всех занятых.

Этим объясняются цифры продолжающегося снижения промпроизводства. По свежим данным наших коллег, за 8 месяцев этого года оно сократилось на 2% (а по России за это время – небольшой рост). Доходы населения области за 7 месяцев в рублях сократились на 7,6%, а реальные доходы – на 13,8% от показателя 7 месяцев 2015 года. Население области беднеет уже второй год подряд.

Аналитики отмечают и позитивные моменты. В экономике региона мы видим два разнонаправленных движения показателей. Происходит падение тех секторов, которые больше связаны с внутренним спросом: производство и распределение электроэнергии, газа и воды; оборот розничной торговли; внешнеторговый оборот; жилищное строительство и т.д. С другой стороны растут те сектора, куда пришли инвестиции: добыча полезных ископаемых; производство машин и оборудования; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство растительного масла; производство напитков.

Добавим, что август стал достаточно удачным для ульяновской экономики, что даёт надежду на небольшой её рост к концу года, но говорить о преодолении стагнации пока рано. Инвестиции ещё не вытягивают регион.

Тем более не все сторонние вложения одинаково хороши для кармана жителей и казны области и города. Коллеги очень хорошо разобрали кейс с «Хелипортом», который сулит инвесторам хорошие барыши за счёт выделенной лакомой земли под элитную застройку. Выплаты из бюджета за пользование вертолётом (1 млн. рублей в месяц) выглядят вишенкой на торте, но и к ним много претензий. «Робинсоны» нельзя использовать в медицинских целях или в случае ЧС: это легковушка с пропеллером, предназначенная для перевозок вип-персон.

Областной зампред Александр Чепухин надеется с помощью вертолётов отслеживать популяцию кабанов, ограждая регион от африканской чумы свиней. Он, кстати, уже опробовал новый транспорт, полетав над городом и пофотографировав его красоты. Хорошо ему в отпуске. Простому смертному такое развлечение обойдётся в две средних месячных зарплаты за час. Лучше в Турцию слетать.

«Я голосую за…»

В настроении успеха, вечного праздника и экономического бума сторонники стабильности начали флешмоб с рассказами о том, за кого они и почему будут голосовать. Абсолютное большинство участников акции голосовали за Сергея Морозова. У всех их были самые разные причины, но все они сходились в едином мнении по поводу главного кандидата на место главы региона.

Особой активностью в социально-сетевом пространстве отличились рестораторы Дмитрий Акулин и Игорь Иванов, которые связали успех своего бизнеса с личностью Морозова. Эпатажный Иванов агитировал как всегда в своём фирменном стиле, за что был изгнан из местного политического сообщества. Не на словах, а на деле свою приверженность курсу бессменного губернатора продемонстрировала общественник и ресторатор Марина Никитина, выложив фото своего бюллетеня с галочкой напротив нужной фамилии.

Чиновники, как отметила журналист Ирина Калёнова, активно агитировавшие за своего шефа накануне выборов, не спешили демонстрировать публично свои галочки в день голосования. Это навело её на подозрения в измене. Но на самом деле чиновники и официальные лица не стали рисковать публичной агитацией в день выборов, чтобы не подставить своего кандидата.

А вот сама Ирина Калёнова заявила об эмоциональном личном выборе в пользу Алексея Куринного, рассчитывая на то, что Ульяновск станет «эмоциональной столицей». Но таких храбрецов, как Ирина, оказалось не много. В основном – анонимы. Так господин N проголосовал за Алексея Владимировича, проставив вместо галочек пиктограммы неприличного содержания.

Рациональное обоснование голосования за Куринного предложил за день до выборов политтехнолог Евгений Карманов, признавшийся в своей работе на Партию роста. Евгений посчитал принцип сменяемости власти очень важным для эффективности управления: хороший руководитель способен за 8-10 лет работы отдать всего себя на благо государства и ничего не попросить взамен, работа сверх срока чревата выгоранием и коррупцией.

Были в Ульяновской области и свои сторонники бойкота выборов, который объявили некоторые российские оппозиционеры. Блогер и музыкант Михаил Павлов посчитал участие в выборах недостойным своего аполитичного альтер-эго.

Психологическая ситуация в информационном пространстве была такой, что люди боялись публично говорить о своей поддержке кого-либо другого кроме Сергея Морозова и его партии. Сложилось впечатление, что его победа неотвратима. Даже во время экзит-поллов треть респондентов отказывалась анонимно отвечать на вопрос о своём выборе. Политолог Константин Калачёв считает, что это связано с общественно не одобряемым выбором. На самом деле речь идет об административно порицаемом выборе. Это явление хорошо известно в социологии. Да и генетическая память советского народа очень хорошо работает в новой политической ситуации.

По ком звонят учителя?

В эту избирательную кампанию очень много вопросов вызвало участие работников системы образования в агитационной работе. Во всех школах прошли собрания, на которых так или иначе родителей призывали проголосовать. Иногда называли конкретные фамилии и партии, иногда не называли. Особо отличилась директриса одной из «советских» школ, учителя которой ходили на встречи с Алексеем Куринным и занимались контрпропагандой, а сама директриса, активный член «Единой России», встречала родителей с напоминаниями о правильном выборе на входе в школу, где по традиции располагались избирательные участки. Очень удобно.

Ничего незаконного в активности педагогов известный политтехнолог Эрнест Старателев не заметил, но по каналу «Россия 24» весь день крутили ролики о том, что за принуждение голосовать должностным лицам светит до 5 лет лишения свободы. Кому верить, не знаем, тем более, что никаких фактов незаконной агитации никто и никуда так и не представил. Есть лишь фото одинокого волонтёра в рубашке с символикой «Единой России», который собирал в день голосования подписи против «фанфуриков». Ничего незаконного глава исполкома ЕР Константин Долгов в одежде волонтёра не заметил.

Учителя в день голосования обзванивали родителей и приглашали на участки. Звонили прямо с избирательных участков. Разве можно отказать людям, которые учат добру?

Была также и информация о том, что на выборы мобилизовали даже мёртвых. Некоторым гражданам, умершим много лет назад, до сих пор приходят приглашения на выборы, что говорит об очень внимательном отношении избиркома к памяти ушедших. Очень трогательно.

Роль учителей и мертвецов на выборах в соседних регионах обычно одинакова – голосовать за живых. В некоторых регионах камеры наблюдения зафиксировали, как педагоги участвуют во «вбросах». У нас ничего подобного быть не могло!

Дело в том, что на избирательных участках камер не было, как и автоматизированных электронных урн для голосования (КОИБов). Всё считали вручную.

Явка и экзит-поллы

Никаких данных соцопросов до выборов в Ульяновской области не было. Потом появились правительственные «эксперты» из числа блогеров и проштрафившихся журналистов, которые предсказали уверенную победу Сергея Морозова в первом туре. Великие провидцы.

Данные экзит-поллов говорили о том, что на ряде участков Ульяновска голоса за врио губернатора и его главного оппонента были равными. Однако, и эти данные официально никто не публиковал.

Затем появились данные о явке. Она оказалась выше, чем в среднем по стране – 50,53%. В районах области – выше, чем в Ульяновске. В южных районах явка зашкалила за 80%.

Похоже, что проблемное голосование Ульяновска и Димитровграда нагрузили «ульяновской чечнёй». Например, в Базарносызганском районе за Сергея Морозова проголосовали более 90%.

Первые данные по партиям показали, что за ЕР – более 40%, КПРФ набирает в районе 20% и чуть отстает ЛДПР. Радищевский и Николаевские районы дали 81-82% «Единой России» и Владиславу Третьяку, в победе которого никто не сомневался. В Базарносызганском районе более 93% отдали свои голоса за ЕР. Интересно, что южане предпочли партию Коммунистов России партии КПРФ. На втором месте в партийном рейтинге этих районов оказалась ЛДПР. Весьма показательно. Свежие данные ищите в топе Улпрессы.

По России уже есть результаты опросов социологов: ЕР, ЛДПР, КПРФ и СР проходят в Думу. По первым предварительным данным результаты точно такие же. Очень свежо. Новость в том, что после изменения избирательной системы у ЕР набирается конституционное большинство, а это уже другая Россия.

Глава облизбиркома Юрий Андриенко заявил, что никаких неожиданностей не будет. Когда он делал это заявление, на многих участках ещё даже не приступили к подсчёту голосов. В целом смишники отмечают медленную работу избирательной комиссии по выдаче информации. «Дайте явку по районам. И по времени в течение дня. Отсутствие информации может служить основанием [для мысли] о, как минимум, не достоверной цифре по явке. Ни в одном регионе такого нет», – пишет Илья Паймушкин. Как бы отвечая на претензии внешних критиков, избирком и коллеги с «Мозаики» дали прямую трансляцию с «табло», где отражаются результаты в реальном времени. Комментариями за кадром, как всегда, выделилась Улпресса.

Наши перспективы

Завершим возвращением из мира виртуальности к реальным проблемам. Окончание выборов возвращает к реальной повестке. К «грузовой восьмёрке», к маршруткам, к ежедневным ДТП, к состоянию здравоохранения, к фактически платному образованию по формуле ЕГЭ, к тарифам и монополиям ЖКХ, к несъедобному социальному питанию, к недоступности «доступной среды» для инвалидов, к недоступности льда для юных хоккеистов и футбола – для юных футболистов, к падению реальных доходов и свёртыванию бизнеса. Всех проблем одной строкой не перечислить.

Наиболее кричащей на этой неделе стала проблема «запрещённых» ранее коллекторов. Один из них даже умудрился пригрозить главврачу ЦГБ сжечь больницу за долг в 17 тысяч рублей одной из её сотрудниц. Криминал разбушевался.

Накануне даже прошла информация о том, что некие криминальные авторитеты Заволжья ждут результатов выборов, чтобы заняться кровавым переделом сфер влияния и собственности. Большинство комментаторов посчитало эту новость предвыборной «мулькой», и лишь журналист Ирина Александрова заявила, что ждать криминалу нечего – всё уже давно поделено: ЖКХ, транспорт, питание.

Как бы ни сложилась судьба кандидатов на выборах, в ближайшем будущем победителям придётся решать не виртуальные, а реальные проблемы. Бог и верховный главнокомандующий не будут смотреть на популярность в южных районах Ульяновской области, где часовой пояс и редкость населения позволяют очень быстро считать голоса.

Ближайшие пять лет будут не самыми лёгкими, можно будет сто раз устать. Кому-то придётся уехать из области, кому-то – покаяться, прочим – жить вместе дальше, пить вместе водку и слушать песни Евгения Карманова.

А читать – Улпрессу. С добрым утром, город!

Фото-Анастасия Чепухина