В прошлом году Ульяновск получил звание “Литературный флагман” по итогам конкурса “Самый читающий регион” и первым из российских городов был включен в творческую сеть ЮНЕСКО по направлению “Литература”. Но, как выяснилось на Международном культурном форуме, посвященном теме чтения, статусы эти даны городу скорее авансом, чем за заслуги.
Одним из первых мероприятий форума была дискуссия под названием “Программа поддержки и продвижения чтения: региональный и национальный формат”. О создании в Ульяновской области программы по продвижению чтения заявлялось уже давно, но, как выяснилось в ходе обсуждения, собрать качественный документ будет крайне непросто.
О сложности темы падения популярности чтения заявил председатель российского комитета программы ЮНЕСКО “Информация для всех” Евгений Кузьмин. Он отметил, что это – не российская, а общемировая проблема, которой специалисты пытаются заниматься с конца 1980-х годов.
До сих пор нет четкого понимания того, почему жители разных стран начали меньше получать информации из книг и периодики. Скорее всего, виною тому новые медиа – телевидение и интернет, вытеснившие более сложные для восприятия тексты.
Между тем с уменьшением интереса к книгам стало понятно, что чтение – это не только интимный, как выразился Кузьмин, процесс, но и важная для госуровня тема. Чтение – это приобщение к письменной культуре, благодаря которой веками шло развитие интеллекта человека. А сейчас, если немного утрировать, в интернете общение спускается до уровня картинок – как когда-то в каменном веке.
Не меньшее значение чтение имеет и в границах отдельных государств. Прочтение одного материала жителями всей страны – это способ коммуникации, связи людей на больших пространствах.
В России же удаленные от Москвы территории оказались оторваны от центра не только физически, но и интеллектуально. Столичные издания, как периодические, так и художественные, редко доходят до Дальнего Востока, южных регионов, а значит, и повестка дня там совсем другая.
В целом же, констатировал Кузьмин, объем употребления печатной информации в России снизился до уровня, недостаточного для успешного развития страны. Вероятно, зачастую виновата система образования, сильно изменившаяся за последние годы. Так, согласно международным исследованиям уровня учащихся, в 9 лет российские школьники являются одними из самых читающих в мире. Но в 14-15 лет выявляется резкий провал, российские дети оказываются на последних местах по уровню интеллектуальных способностей. Они часто не могут понять, о чем их спрашивают, не воспринимают смыслы, а также не могут сформулировать собственные мысли.
Но чтобы в целом проанализировать причины произошедшего провала, объективно оценить нынешнюю ситуацию и попытаться ее изменить, нужны серьезные исследования. В России таких не велось.
Хотя о проблеме чтения на госуровне уже заявлялось. Так, Национальная программа поддержки и развития чтения была принята еще в 2006 году. Регионам, желающим включиться в эту работу, стоит брать ее за образец, отметил Евгений Кузьмин. Правда, рассказал он, отдельные субъекты Росссии, принявшие свои программы поддержки чтения, обычно до конца даже не понимают, что и зачем по этим документам они делают.
Министр культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина, которая должна была рассказать о представлении руководства Ульяновской области о содержании региональной концепции продвижения чтения, призналась, что подготовленный ею текст выступления будет слабым ответом на поставленные Кузьминым вопросы. Татьяна Александровна отметила, что, несмотря на все статусы, с чтением в регионе ситуация не самая лучшая.
Например, согласно исследованиям Российского книжного союза, активных читателей в нашей области примерно столько же, сколько и по всей стране – 48 процентов. А вот тех, кто вообще не читает – ни художественной литературы, ни периодики, ни профессиональных или учебных изданий, – треть населения. И это больше, чем в среднем по России.
Ившина заявила о том, что для продвижения чтения традиционных государственных институтов – библиотек и учреждений образования – будет явно недостаточно. Правительство области намерено привлечь к этой работе представителей самых разных сфер и отраслей, в том числе СМИ и бизнеса. Чуть позже, на другом заседании форума, врио главы региона заявил о готовности обнулить арендные ставки для книжных магазинов и о желании предложить правительству страны установить нулевой НДС для детской литературы.
Но конкретная программа продвижения чтения в регионе еще не готова. Пока же переживающих за литературу ульяновцев Татьяна Ившина порадовала новостью о том, что Ульяновская область вошла в число 38 регионов, где вскоре должно начаться вещание нового радиоканала “Книга”. Создатели канала обещают, что в эфире будут читать литературные произведения.
Лидия Пехтерева
ррр
Точно – Подвинут литературу. Устами опечаток глаголит истина:)
читатель
Ни Кузьмин, ни Ившина не понимают главного: читателю нужны ИНТЕРЕСНЫЕ, УМНЫЕ книги, а не та русофобская дрянь, которую навязывают сейчас читателям, приглашаемые Ившиной из Москвы лже-писатели. Свои талантливые прозаики (В.Сергеев, А. Никонов, Н. Полотнянко) не издаются, хотя ими созданы интересные художественные произведения. Та же Ившина, уничтожающая культуру в нашем крае уже 13 лет, лишила их слова.
Андрон – ист.-юр.
Совет немного сведущего в этом вопросе.-1. Обратить внимание на местных авторов, которые заслуженно издаются в государственных издательствах страны, в первую очередь и местных авторов членов Союза проф. писателей после одобрения комиссии Союза.2. Обеспечить школьные и культурные библиотеки этими произведениями.3.Программно продвигать их творчество в учреждениях. Да и вообще уделять особое внимание на всех уровнях управления, особенно творчество для детей.
Букинист
Про нас не забудьте! Только букинисты реально занимаются сохранением книжных ценностей, да и людям мы их реализуем по адекватным ценам. Вся эта культур-мультур, программа юнеско и др. суть бурная имитация деятельности за бюджетное бабло…
Работяга
Тунеядцы имитируют работу