Региону, не входящему в федеральную турпрограмму вроде “Золотого кольца” или не имеющему на своей территории уникальной достопримечательности, привлечь туристов нелегко. Путешественники предпочитают российские столицы, с которыми глубинке соперничать очень сложно. Но потенциал в провинции огромный: это показал региональный этап Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, прошедший в Ульяновске.
Участники из Уральского и Приволжского федеральных округов представили 130 проектов, из которых в финал пробились 50. Гастрономические и театральные фестивали, слеты любителей “живой истории” и спорта, необычные свадьбы – все это в плане продаж пока в зачаточном состоянии, но имеет перспективы – при грамотном подходе и поддержке туроператоров и агентств.
– Событийный туризм – важная часть внутреннего туризма, одна из его сфер. Некоторые страны зарабатывают на своих событиях столько, что могут потом полгода не работать, – это карнавалы, пивные фестивали и так далее. В России тоже проводится масса мероприятий, но мы исторически не делали на них акцент, не превращали в самостоятельный турпродукт, когда гость не думает, где будет ночевать, есть, кто его встретит, куда пойдет. Он покупает полный пакет услуг. В России событийным туризмом серьезно занимаются всего около пяти лет, и он становится все более востребованным, – говорит руководитель Агентства по туризму Ульяновской области Юлия Скоромолова.
Развивать сегодня событийный туризм российским регионам сам бог велел: традиционные направления, где можно было отдохнуть “дешево и сердито” в формате “все включено”, пока закрыты. А отдых, новые впечатления, эмоции нужны всем. Плюс к этому в России увеличился поток иностранных туристов, которые получили возможность сэкономить благодаря скачку курса доллара. Но что может предложить сегодня глубинка?
В число проектов-победителей регионального этапа вошли многочисленные фестивали: реконструкторов – “Приволжский штандарт”, проходящий в нижегородском музее-заповеднике “Щелоковский хутор”, театральный ландшафтный – “Тайны горы Крестовой”, проводящийся на горе Губах в Пермском крае, неолимпийских видов спорта, впервые состоявшийся в Ульяновской области. Форумы – ульяновский культурный и уральский деловой, литературный праздник “К Аксакову – заветной тропой”, проходящий на территории усадьбы автора “Аленького цветочка” под Ульяновском и так далее.
Много проектов было забраковано по простой причине.
– Когда вы создаете событие, спросите себя: поехали бы вы сами ради него за 1000 километров? Оцените ваш проект глазами туриста, и тогда все получится, – пояснил позицию экспертов основатель Russian Event Awards Геннадий Шаталов.
На “Свадьбу в Обломовке”, фестиваль – конкурс свадебных обрядов, который не в первый раз проходит в Ульяновске, туристы наверняка бы поехали. В этом году там было семь тысяч зрителей, 13 фольклорных коллективов, которые показали сватовство, смотрины, выкуп, гуляние по марийским, чувашским, башкирским, мордовским, русским обычаям. Но пока это просто показ, туристической ценности фестиваль не несет. Нужно его правильно “продать”.
– Как один из вариантов – во время фестиваля гости могут пожениться, участвуя (за плату) в определенном обряде по своему вкусу. В этом году авторы некоторых проектов уже начали думать, как заработать: на “Свадьбе в Обломовке” продавали оригинальные сувениры, на празднике в честь Аксакова – свой чай с травяными сборами. Но пока многих участников конкурса во время презентаций вопрос “Как вы зарабатываете на событии?” ввергал в ступор. Ответы были похожи: “Никак, у нас есть бюджет, мы его тратим”. Но туризм – не дотационная отрасль, – поясняет Скоромолова.
Хорошее поле для продаж – гастрономические фестивали. На конкурсе в Ульяновске было несколько таких мероприятий – фестиваль шашлыка в Екатеринбурге, “Свияжская уха” и “Рыба моя” из Тольятти. Последний – яркий пример хорошего креатива: запоминающееся название, собственные сувениры, стиль.
Но в раскрутке потенциальных “жемчужин” есть несколько проблем. Во-первых, это отсутствие инфраструктуры – турист должен не просто принять участие в событии, но и где-то поселиться, поесть, ему нужно предложить дополнительную культурную программу, чтобы он задержался в регионе на два-три (а лучше и больше) дней.
– Еще одна проблема – наши турагентства не хотят раскручивать свою же территорию. Отказываются не только компоновать, но и даже продавать готовый турпродукт. Так что все это может перейти в руки федеральных турагентств, с которыми мы уже подписали соглашения: они готовы заниматься всем, вплоть до заказов билетов в музей, и, соответственно, зарабатывать на Ульяновской области деньги, – отмечает Юлия Скоромолова.
– Нам действительно проще продать один тур в Грецию, Таиланд, Индию, чем пытаться набрать группы для поездки по области и соседним регионам. Люди пока не готовы ехать к нам – посмотреть, кроме ленинских музеев, у нас по сути нечего, а это продукт специфический. Намного лучше продаются, например, поездки в Казань – в аквапарк, с прогулкой по городу. Так что пока предлагать особо и нечего, патриотом малой родины быть сложно, – рассказала представитель одного из ульяновских турагентств.
Крупные межрегиональные турагентства между тем готовы привозить туристов в Ульяновскую область. Например, в город Сенгилей, много лет назад объявивший себя “блинной столицей”, но по сути этот статус толком не использующий. В планах – доставлять сюда на теплоходе пассажиров из соседних регионов, кормить блинами (для этого сенгилеевцам нужно создать постоянно действующие блинные), затем пересаживать в автобус и везти на Гранное ухо, достопримечательность нацпарка “Сенгилеевские горы”, откуда открывается шикарный вид. Здесь имеется и своя легенда – якобы на высоком волжском берегу Стенька Разин закопал свой клад. И событие – блинный фестиваль. Но эта идея реализуется, когда “на местах” – то есть в самом муниципалитете, подготовят все для приема туристов.
Еще один обидный “провал” – усадьба Колобка, родиной которого считается Ульяновская область. Проект, стартовавший в 2012 году с помпой, угас из-за финансовых проблем инвестора: в марте усадьбу выставили на продажу. Ее владелец Андрей Натариус рассказал, что вложил в землю 70 миллионов рублей, построил небольшую турбазу, обустроил площадку, исторический парк. Но денег на дальнейшее развитие у него нет. Если найдется желающий усадьбу выкупить, проект может получить второе дыхание – перспективы у него, по мнению экспертов, хорошие. Тем более и здесь можно привязать событие, например день рождения Колобка, которое есть смысл превратить в грандиозный фестиваль. Кстати, расписные колебятки (колобки по-симбирски) давно обогнали по популярности у туристов сувениры на ленинскую тему.
Проекты – победители Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards финансирование не получат – только признание. Они попадут в федеральный список туристических событий, о них узнают все ведущие турагентства страны. Возможно, так появится новое “Золотое кольцо”, которое проложат, например, по Поволжью. Но некоторые проекты уже получили своеобразное признание: организаторы масштабной выставки “Интурмаркет” отобрали пять презентаций, которые смогут показать себя бесплатно. Экономия приличная: павильон Ульяновской области площадью 12 тысяч квадратных метров на выставке обошелся в 500 тысяч рублей.
Сказочник
Колобка реанимируйте! 4-6 млн туристов, обещанных при открытии “Усадьбы колобка” получите. Там же не запущен обещанный проект “Лучший Дисней-Ленд” Европы!
Нуну
Все эти разговоры о потенциале на “симпозиумах” “конференциях” “слетах” несут только смысл провести этот “симпозиум” “конференцию” еще раз.
Сидеть на стульчике, пить волжаночку. Может и в командировку сподобиться – “перенимать опыт”.
CИМ
и САМОЕ главное–за бюджетный счёт!