В Ульяновской области немало загадочных и таинственных мест. Когда мы готовили маршрут автопробега “Симбирская засека” и спрашивали местных жителей о том, что интересного посмотреть, то нам приходило немало писем с точными координатами мест высадки инопланетян, озёр-входов в Преисподнюю и местных бермудских треугольников. Но одно место на самом деле заинтересовало меня. И оно не может не показаться интересным: одиноко стоящая посреди вскопанного поля старая, заброшенная, но очень хорошо сохранившаяся церковь. Откуда она тут и какие легенды её окружают – это мы и попытались выяснить, отправившись в те богом забытые края с ночёвкой.
Бурёнки не привыкли к гостям, поэтому все, как один, побежали к изгороди, чтобы получше рассмотреть нас. За загонами сразу же начинается речка с запрудой, на другом берегу которой живописно виднеется еделевская церковь. В этих местах есть несколько переездов через Руссалимку: самый ближний и удобный – по плотине, за излучиной. Мы же его не увидели за густой травой и проехали гораздо дальше, до следующего. В любом случае, найти переезды не сложно – нужно просто ехать вдоль реки и искать повороты дороги в её сторону. Еделево трудно назвать заброшенным селом. Села тут давно уже и нет – осталась лишь одна Петропавловская церковь, одиноко стоящая посреди вспаханного поля. Основателем села был мордовский аристократ (мурза) Еделев, которому за “государеву службу” жаловали кусок земли на берегу речки Иерусалимка в 1653 году. В 1737 году здесь построили деревянную церковь Петра и Павла и село переименовали в Петропавловское. В 1888 церковь сгорела и на ее месте построили каменную – ту, которая и пережила само село. В советский период Петропавловскую церковь едва не постигла участь многих других сооружений религиозного культа, и она лишь чудом уцелела. В 1922 году в Еделево создаётся товарищество колхозников “Совершенство”, которое просуществовало несколько десятилетий. После этого колхоз пришел в упадок, а село перешло в разряд “вымирающих” и “подлежащих оптимизации”. Еделево просуществовало до 1973 года, пока последний житель не покинул его. А всё потому, что Еделево объединили с соседним селом – Новыми Маклаушами. Хозяйство Еделево пришло в упадок, работать стало негде и семьи стали переезжать в другие места. Потом в Маклауши перевели и еделевскую школу, что и положило начало массовому и окончательному переселению жителей Еделево. Сегодня от села уже ничего не осталось, кроме этой заброшенной церкви, ставшей прибежищем для голубей, и старого кладбища неподалёку. Внутри не сохранилось ни одной росписи, ни единой фрески, будто кто-то специально вытер их до основания. Мы разбили лагерь на берегу речки Руссалимки, в 100 метрах от самой церкви, чтобы спокойно отснять закат, рассвет и поснимать её ночью, на фоне звездного неба. Наиболее подходящее место для лагеря нашлось аккурат возле водосброса плотины, поэтому пришлось засыпать под журчание сломанного смывного бачка – по другому и не назовёшь этот звук. Церковь за долгие годы обросла множеством жутких легенд, вроде той, которая гласит о похороненной под церковью маленькой девочке. Якобы её неугомонный дух приходит сюда по ночам и бродит вокруг… Если отбросить сказки и легенды, то одно остаётся верным – урочище Еделево на протяжении многих лет остаётся популярным у “чёрных” кладоискателей. Несмотря на то, что и сама церковь, и земля вокруг неё перекопана по 100 раз, всё равно кому-то удаётся найти тут что-то новое. Особенность этих мест – монеты Российской империи, переделанные в пуговицы. Местные жители просверливали две дырочки в монетках и пришивали их на одежду – эдакая сельская мода. Ходит и легенда про церковный клад – иконостас и золотые ризы от икон. Судя про вскрытым полам и фундаменту, много раз пытались проверить и легенду о таинственном подземном ходе, ведущим к речке из церкви. В 2012 году Владыка Прокл изъявил желание организовать тут мужской монастырь и попытаться возродить церковь. Однако, с тех пор так ничего и не изменилось. Только жители окресных сёл и батюшки из других церквей приходят сюда иногда отстоять служебку. Так село превратилось в урочище, и лишь старые кости, битый кирпич и известь в перепаханной земле напоминают о его существовании. Место на самом деле оказалось немного жутковатым. Особенно, когда идёшь ночью по чёрному полю, и луч фонаря внезапно выхватывает из кромешной темноты мрачную, тёмную, пустую церковь. Сразу Гоголь вспоминается :) Да, мы тоже закопали свой клад в районе церкви и речки. Совсем скоро выйдет наш небольшой фильм, в котором мы расскажем, где его искать. Клад – ценный приз от ульяновского “Ростелекома” – уже ждёт своего счастливчика. Ехать и копать всё подряд прямо сейчас нет смысла. Коробочка пластиковая, а внутри бумажная инструкция – металлоискатель не возьмёт :) Поэтому правильнее всего будет дождаться выхода фильма – а там уже кому повезёт и кто первый там окажется! :) Если хотите первым увидеть фильм, то подписывайтесь на меня в соцсетях – именно там он и будет выложен в первую очередь: *** Еще рассказы об автопробеге “Симбирская засека”: В этой поездке нас поддержали:
|
|
||||||||
|
Богдан
Очень интересная статья про неизведанное родного края! Спасибо! +++
Горожанка.
Спасибо. Интересно.
ВеликороссЪ
“мордовский аристократ”….такого я еще нигде не слышал:) слишком грубая описка.
знаток
Норм все. “Мурза́ — аристократический титул в тюркских государствах.”
“мурза”,”бай”-
это татарские слова….однако,аристократы в исторической дореволюционной россии, могли быть только русскими.
потому,что аристократия считалась оплотом великорусской политической нации и ее отечества.
Ха
Фото просто огонь! Особенно второе, где на заднем плане бык запрыгивает на телочку
Гы
Ух! Ах! Доморощенные краеведы нашли брошенную церквуху! Да, хорошая техника дает хорошие фото. Да вы бы лучше про кезьминскую школу написали, там здание не хуже по архитектуре, а не бык корову и.пет
гость
Хорошая кастрюля варит вкусный суп.
Chud
:))
Редактору портала
Второе фото с парой любящих коров можно и убрать.
После фото церкви как-то не к месту.