Семейное гнездо Карамзиных в нашем городе, увы, не сохранилось до наших дней.
О том каким был этот дом,рассказывает старший научный сотрудник Литературного музея «Дом Языковых» Дарья Козловская:

– Двухэтажный каменный особняк, сооруженный в XVIII веке на пересечении улиц Большой Саратовской (ныне здесь располагается бульвар Пластова) и Верхней Набережной (в настоящее время – ул. Пролетарская), принадлежал отцу Николая Карамзина – М.Е. Карамзину. После его смерти дом, а точнее усадьбу с домом, хозяйственными постройками, двором и садом, наследовал старший брат писателя и историографа – коллежский асессор В.М. Карамзин.

В 1803 году губернский архитектор М.М. Рушко составил планы этажей и фасадов карамзинского особняка со стороны Волги. «Оштукатуренный кирпичный дом имел по семь окон в каждом этаже на главном фасаде. Средняя часть. завершалась треугольным фронтоном с трехчастным арочным окном.».

По сложившейся традиции на первом этаже находились сени, прихожая, коридор посредине и семь комнат. Второй этаж предназначался для приема гостей, и здесь размещались парадные комнаты: две гостиные и зал, а также спальня, лакейская и буфет. Именно таким сначала отцовский, а потом и дом брата, мог видеть Н.М. Карамзин.

Интересно то, что, работая в Москве в 90-е годы XVIII века, писатель был в курсе новых тенденций в декорировании жилых интерьеров. Вот какие советы по этому поводу он давал старшему брату в письме от 6 февраля 1796 года: «…всего лучше, кажется мне, обить комнаты хорошими бумажками, которые делают здесь наподобие французских; по крайней мере, гостиные; а прочие можно и расписать или также обить.».

В начале XIX столетия В.М. Карамзин решил продать семейный особняк казне.

декабре 1804 года, очевидно, когда брат уже принял решение о продаже дома, Карамзин интересовался у него: «Где вы проводите зиму? Думаете ли строить дом в Симбирске?..». Но лишь полутора годами позже в письмах братьев вновь стало актуально обсуждение столь значимого дела. «Мне приятно было слышать, что вы думаете заняться строением дома в Симбирске. Скажите, братец, где? На какой улице? Я еще помню тамошние места.», – любопытствовал Николай Михайлович.

Василий Карамзин действительно построил собственный деревянный дом на волжском склоне близ Петропавловского спуска, в районе ныне снесенного кинотеатра «Рассвет». И в очередном письме брату историограф писал: «Воображаю живо моего любезнейшего брата, сидящего под окном прекрасного домика и смотрящего на величественную Волгу, столь знакомую мне с детства!.. Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе».

До 1840 года в бывшем доме Карамзиных располагалась резиденция вице-губернатора Симбирской губернии. Именно к этому периоду истории дома Карамзиных относится уникальный рисунок А.С. Пушкина. Осенью 1833 года великий русский поэт отправился в путешествие из Петербурга в Оренбургский край с целью сбора материалов для написания «Истории Пугачева». В ходе поездки он побывал и в Симбирской губернии. В последний день пребывания в нашем городе, 15 сентября, Пушкин зарисовал в своей дорожной тетради Симбирск, а под рисунком сделал подпись: «Смоленская гора. Церковь Смоленская и дом Карамзина (или Карамзиных).».

В 1840 году в бывшем доме Карамзиных разместили «рабочий и смирительный дома, а по уничтожении их – отделение срочных арестантов и, наконец, в 1896 году – женскую центральную тюрьму».

Снесен был дом Карамзиных уже в 60-е годы прошлого века при реконструкции центральной исторической части Ульяновска. В последующие десятилетия не раз высказывалась идея восстановления этого памятника на основе сохранившихся чертежей здания.