Главное после выборов политическое событие этой осени – давно ожидаемая в административных кругах отставка патриарха ульяновской власти А.В. Букина, снова заставила вернуться к вопросам управления в области строительства и ЖКХ в регионе. Плановая люстрация правительства и анонсируемая главой региона административная реформа позволяет в этой связи сделать несколько предположений.

Главный регулятор отрасли – многострадальное Министерство промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса и транспорта – пожалуй, одно из самых часто реформируемых ведомств в региональном правительстве. В последней, так сказать, «действующей редакции» было решено собрать под одним крылом максимально широкий диапазон отраслей, сколько-нибудь относящихся к «реальному сектору». Относительно недолгий срок существования Министерства в его нынешнем виде не позволяет сделать однозначных выводов об эффективности такого объединения. Что совершенно ясно – для удержания и управления такой махиной требуется личность управленца политического масштаба, сопоставимая с Букиным. Даже для широкого круга наблюдателей очевидно, что таких людей в регионе – по пальцам одной руки, и все они уже довольно плотно привязаны к своим отраслям. В этой связи вновь видится вероятным реформирование, или, как выражается Губернатор, «тонкая настройка» управления в этой сфере. Вполне возможно, в том или ином виде может быть воссоздано Министерство транспорта итак представляющее собой вполне самостоятельную структуру со своим фронтом работ и бессменным руководителем, пережившим не одну реформу. Дорожная сфера в этом году вообще очень актуальна – впереди завершение работ по восстановлению «грузовой восьмёрки» – серьезный экзамен на эффективность работы всей отрасли. И хотя формально бОльшая часть работ организуется городом, отвечать за результат будет не только его глава.

Также вероятным и целесообразным представляется возвращение в лоно родного Министерства выделенного ныне в самостоятельную единицу департамента архитектуры и градостроительства. В «свободное плавание» его, как известно, вывела по-своему харизматичная и настойчивая Т.М. Тарасова, привыкшая к самостоятельной работе. С её переходом на другую работу смысл принятого решения теряет свою остроту. В пользу возврата говорит и тот факт, что на федеральном уровне аналогичный по функционалу департамент входит в состав единого Министерства, и его деятельность от этого ничего не теряет. Кстати, возврат самой Татьяны Михайловны в региональное правительство, с учетом традиционного дефицита у нас управленческих кадров, а также доверия к ней со стороны первого лица, в той или иной роли также вполне вероятен.

Скорее всего, под единым руководством останутся сфера строительства и жилищно-коммунального комплекса. Уж очень много переплетений и мало времени на «раскачку». Отопительный сезон начался, зима – время традиционно «горячее», да и итоги года не за горами. Ввод жилья, планы, цифры, показатели. На федеральном уровне эти функции также сосредоточены в рамках единого Министерства. В ближайшее время, видимо, мы узнаем и имя нового руководителя. Сразу отметим, после доверия, которое отрасль испытывала к предшественнику, работать ему будет непросто, свою профессиональную состоятельность и умение отстаивать интересы отрасли придётся, скорее всего, доказывать в борьбе.

Из того, что сделать пока не удалось – создание единого, мощного института развития отрасли. Строительство и ЖКХ, пожалуй, единственная отрасль, у которой такого инструмента по-прежнему нет. Ипотечная корпорация, отчасти выполнив свои функции по запуску в регионе системы ипотечного кредитования, отчасти будучи загнанной в безвыходное положение необходимостью выполнения несвойственных ей функций без обеспечения достаточными ресурсами и лишенной грамотного управления фактически мертва. Фонд модернизации ЖКХ, избегая вопросов стратегии и развития, целиком и полностью сосредоточился на капитальном ремонте. Региональному агентству по энергосбережению и повышению энергоэффективности после отмены нормы закона о проведении обязательного аудита энергоэффективности пока не найдено достойного применения. Наиболее действенная и рабочая единица в семье строительных госкомпаний – «Ульяновскоблстройзаказчик» – эффективный, но всё же прикладной институт. Попытка создать на его базе Фонд содействия развитию жилищного строительства по разным причинам не была доведена до конца. В первоначально планируемом Губернатором виде Фонд так и не был создан. Несколько человек, занимающихся вопросами развития, не могут решить всех задач, хотя, надо отдать им должное, работают и стараются это делать. Не появилось и единого проектного института, планы создания которого неоднократно утверждались и обсуждались в региональном правительстве. Необходимость его появления формулировалась в выводах проверяющих о низком качестве проектной документации по зданиям и сооружениям, строящимся в муниципальных образованиях области. Всем этим предстоит заниматься уже новому Министру и его команде. Пожелаем им успехов.