Ульяновский губернатор Сергей Морозов обещал президенту разработать проект реформы муниципального управления, но пока его политика на местном уровне ограничивается лишь заменой глав районов и городов.

a35b99df099279751e3eec390088f657

В январе этого года президент России Владимир Путин одобрил губернатору Ульяновской области Сергею Морозову проработку проекта, связанного с изменением системы управления на уровне региона. По прозвучавшим тогда словам Морозова, проект предусматривал создание «агломерации». В неё планировалось объединить муниципальные образования, расположенные между Ульяновском и Димитровградом.

Морозов обещал совместно с Агентством стратегических инициатив подготовить проект к апрелю, однако именно в этом месяце он стал исполняющим обязанности главы региона и вступил в подготовку к сентябрьским выборам. Про реформы на время забыли.

Выборы прошли, и тема муниципального самоуправления и развития городов вновь стала актуальной. Президент, встречаясь с членами ЦИК по итогам выборов, вскользь упомянул о «проблеме» муниципалитетов, «которая носит системный характер» и призвал «думать, как совершенствовать эту систему». Он посетовал, что у глав регионов не всегда достаточно рычагов влияния на местные власти.

Параллельно премьер Дмитрий Медведев провёл 19 сентября совещание о развитии городской среды и коммунального хозяйства, назвав это приоритетным проектом в рамках реформ, намечаемых федеральным правительством.

В своей программной речи на Сочинском форуме он и вовсе  заявил, что «низкая эффективность системы государственного управления – один из ключевых факторов, который сдерживает развитие страны», перечислив все уровни власти, включая городской.

На своей инаугурации Сергей Морозов повторил тезис Медведева:

«Действующая сегодня на уровне региона и муниципалитетов система управления больше не способна обеспечить эффективное движение вперед». Переизбранный глава Ульяновской области в своём выступлении пообещал: «Мы поэтапно начнём менять систему управления территориями. Реализуем проект «модельного муниципалитета». Численность чиновников будет зависеть от благосостояния территории и мнения людей».

Апробировать реформу в Ульяновской области уже сейчас возможно на втором по размерам и весьма проблемном городе Димитровграде. Он тесно связан с автопромом Тольятти, балансирует на грани признания его моногородом и переживает серьёзные экономические трудности.

Дмитрий Медведев Тольятти привёл как пример города, в котором в рамках реформ и приоритетного проекта помощи моногородам будет осуществляться опережающее экономическое развитие. И именно Димитровград является городом, к которому приковано внимание губернатора Сергея Морозова: во время предвыборной кампании он бывал там практически еженедельно.

Ситуация в Димитровграде столь накалена, что во время выборов его жители отдали свои голоса за главного соперника Сергея Морозова в губернаторской гонке – Алексея Куринного. Оппозиционер получил здесь порядка 50% голосов, что в два раза больше, чем Морозов.

Проиграла выборы в городе и «Единая Россия», что не на шутку разозлило представителей этой партии. Проигравший кандидат в депутаты Госдумы единоросс Игорь Тихонов сразу же после выборов призвал отправить главу города  Николая Горшенина в отставку.

Снятие мэра планировалось в областной администрации ещё накануне единого дня голосования, местные журналисты уже заготовили текст новости, однако Горшенин сохранил своё место. После выборов его публично выставили ответственным за поражение действующей региональной власти, и Николай Горшенин написал заявление об уходе с поста главы города.

Правда, позже заявление он благополучно забрал и вверил свою судьбу местному депутатскому корпусу. Депутаты поначалу не хотели отпускать Горшенина, чтобы не добавлять новых последствий от поражения партии власти, но тот не оставил им выбора, сложив с себя полномочия депутата, что автоматически повлекло его отставку с поста мэра.

Сейчас у переизбранного губернатора Морозова есть два пути решения проблем Димитровграда. Первый заключается в подборе такого кандидата на пост главы города, который одновременно устроит горожан и сможет заниматься развитием депрессивного муниципалитета. Однако, все предыдущие креатуры Морозова в димитровградском руководстве были неудачными. В ряде муниципальных образований по настоянию губернатора уже сменились руководители администраций. Возможно, этим и ограничатся все поствыборные морозовские преобразования.

Второй путь связан с реформированием самого муниципального управления. В предлагаемой ранее агломерации планировалось усилить роль региональной власти, которая действовала бы как технократическая команда какого-нибудь Нью-Йорка, как высказывался по этому поводу сам Сергей Морозов. После выборов губернатор ещё раз заявил, что берёт ситуацию в Димитровграде, где он был мэром до 2004 года, под личный контроль.

Вопрос о необходимости изменения муниципального управления во втором городе Ульяновской области для ИА «SM-News» прокомментировал депутат Государственной Думы по 187 одномандатному округу, в который входит Димитровград, Алексей Куринный:

«Систему управления менять надо, раз народ так отреагировал. Вопросы здравоохранения, создания новых рабочих мест, оплаты труда, инфраструктура – это вопросы, прежде всего, государства, муниципалитет не способен их решить. Шаг по смене власти (по Горшенину) – это фикция. Сигнал немного неверный: если вы не можете обеспечить необходимый результат на выборах, то мы вас поменяем».

О судьбе муниципальной реформы в Ульяновской области мы поинтересовались у исполняющего обязанности заместителя председателя Правительства Ульяновской области Олега Асмуса, автора идеи «модельного муниципалитета», о которой говорил Сергей Морозов:

«Мы работаем совместно с Алексеем Кудриным над построением модельных систем, в том числе, включая муниципальные реформы. Уже сделано много наработок, но что и как будет – сейчас об этом говорить неправильно и рано». На вопрос о возможном объединении муниципальных образований и создании агломерации Олег Асмус ответил, что «про объединение говорить пока рано».

Против идеи объединения муниципалитетов выступила в своём комментарии для ИА «SM-News» и депутат от «Единой России», представитель РФ в Конгрессе региональных и местных властей Совета Европы, Марина Беспалова:

«Если проводить объединение муниципальных образований, то только с экономической точки зрения. По территориальному принципу этого делать не стоит – как минимум добираться жителям будет неудобно». На вопрос о готовящейся в Ульяновской области муниципальной реформе Беспалова, один из ведущих специалистов по местному самоуправлению, ответила: «Делать реформу ради реформы не вижу смысла. Самое главное – создание благоприятной среды для населения».

Местное самоуправление гарантировано в России Конституцией и международными документами, подписанными нашей страной, напомнил на встрече с членами ЦИК Владимир Путин. Так что муниципальная реформа в отдельно взятом регионе не может проводиться в разрез с федеральным законодательством и европейской хартией местного самоуправления.

Какую модель повышения эффективности управления городами и районами сможет предложить Сергей Морозов помимо смены глав муниципалитетов, можно будет сказать только после появления содержательных проектов планируемых в Ульяновской области реформ.