Завтра, 5 октября 2016 года – 100-летний юбилей со дня открытия железнодорожного мостового перехода через Волгу.
Предлагаем вместе вспомнить историю создания и основные вехи его истории.
Замысел
Решение о строительстве моста было принято министром П. А. Столыпиным, когда он 11 сентября 1910 года, проплывая по Волге на пароходе «Межень», остановился на несколько часов в Симбирске. Для обсуждения этого вопроса сюда же был приглашен председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги князь Долгорукий, а ускорил принятие министром решения приход симбирских купцов и почетных горожан, которые, воспользовавшись случаем, доказали важность наличия моста для экономики города.
3 марта 1913 года состоялась торжественная закладка моста.
Строительство моста Свободы. 1914 г.
В том же году мост горел. Пожар строящегося моста. 7 июля 1914 г.
Из иллюстрированного журнала “Искры Воскресенье” от 20 июля 1914 года:
Пожар моста через Волгу. 7-го июля сгорел строящийся у Симбирска мост через Волгу, сооружаемый Волго-Бугульминской ж. д. Этот мост считается величайшим в Европе. Длина его достигает двух верст, а вместе с эстакадами и более двух верст. Строится мост на четырнадцати быках. На постройке занято до 3.700 рабочих. Огонь превратил все бывшие на острове сооружения в грандиозный костер. В настоящее время не представляется возможным назвать даже приблизительную цифру убытка, так как пока — до заключения особой комиссии — цифра эта колеблется между 800.000 и 1.500.000 руб. Только едва упавшая, ещё не законченная, ферма, весившая до 70.000 пудов, оценивается в 280.000 руб. Одна перелицовка быков из екатеринбургского гранита расценивается по 200 руб. за квадратную сажень. Причиной этого колоссального пожара послужило следующее обстоятельство. На одной из ферм производились работы по склепке. Раскаленная клепка упала в мусор, щепы и другие горючие материалы на лесах. Вспыхнувшее пламя вскоре превратилось в грандиозный пожар.
Строящийся мост после пожара 7 июля 1914 г.
К осени 1916 года мост был готов, и на 5 октября назначили день его торжественного открытия.
5 октября 1916 года в присутствии почти всех жителей Симбирска состоялось открытие железнодорожного моста через Волгу, соединившего Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги.
Рваные раны
“5 июня 1983 года ульяновский мост протаранил теплоход «Александр Суворов».
В это трудно поверить, но причиной столкновения стала халатность рулевого и вахтенного штурмана, которые направили теплоход в более низкий пролет моста.. Рулевой и вахтенный штурман отвлеклись и «Александр Суворов» на полной скорости врезался в шестой пролет моста, через который не могли пройти даже суда меньших габаритов.
Дело было вечером и веселье на теплоходе «Александр Суворов» было в полном разгаре. На четвертой шлюпочной палубе уже не протолкнуться…
Удар как лезвием срезал, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, которые были до отказа забиты людьми. Верхней палубы просто не стало. Рубка сложилась и как острой заточенной лопатой стала рвать на части и сметать в воду всех, кто находился на четвертой палубе. В это время опрокидываются вагоны товарняка, идущего по мосту. На теплоход падают бревна, высыпается зерно, с рельс срывается цистерна с бензином, но чудом застревает в перекрытиях. Через секунды – ничего: ни рубки, ни кинозала и только повсюду изуродованные и покалеченные люди. Еще живые люди тонут. Из воды в сумерках раздаются ужасные крики, а музыка как будто в насмешку, все еще несется из репродукторов.
…В Ульяновска катастрофически не хватает гробов. Люди, никогда прежде не предполагавшие, что им когда-нибудь придется сколачивать гробы, берутся за эту за работу.
Хирурги работают, как в полевом госпитале. Их работу осложняет то, что у пострадавших в основном рваные раны. Очень сложно их промывать и обрабатывать. Мелкая угольная крошка попав в раны, окрашивается кровью и делается невидимой…
В той страшной катастрофе погибли 176 человек.
Впоследствии тела рулевого и вахтенного штурмана подняли со дна Волги. Алкоголя в их крови не обнаружили. В результате следствие пришло к выводу, что дисциплину на судне не смог обеспечить его капитан. Суд приговорил его к десяти годам лишения свободы…
5 июня 2000 года у моста был установлен высокий железный крест в память о погибших в катастрофе
Кстати это не единственная авария теплохода «Александр Суворов». Еще одна случилась с ним 31 мая 2008 года на канале имени Москвы. Теплоход с 300 пассажирами на борту вышел из Северного речного порта рейсом в Тверь. Во время шлюзования корабль ударился о конструкцию канала. Корма судна получила повреждения. К счастью, на сей раз никто не пострадал. Всех пассажиров отправили в Москву автобусами. Причиной случившегося стал выход из строя рулевого устройства теплохода.
Корабль вскоре восстановили и он снова совершает круизы по «Волге». В связи с этим хочется верить, что знаменитая пословица о том, что «Бог троицу любит» в случае с «Суворовым» не сработает…” ( из материала с сайта otvet73.ru )
20 октября 2008 г завершилась полная реконструкция железнодорожного моста через Волгу.
Начало работ – декабрь 2003 г., окончание работ – октябрь 2008 г.
Ха-ха
А старых пролётов жаль.
Владислав
“Императорскому железнодорожному мосту в Ульяновске завтра исполнится 100 лет!”. Не совсем так. Торжественное открытие крупнейшего на тот момент в Европе моста произошло в среду 5 октября 1916 года. Так. Но по старому стилю. По новому 18 октября. Поэтому формально (и официально!) 100 лет будет 18 октября.
Владислав
Дочка удивилась комментарию и сказала, что это вряд ли так. Объясняю. В. И. Ленин родился 10 апреля. По старому стилю. Но отмечаем мы его день рождения 22 апреля. По новому стилю! )
Аноним
Это чудовище родилось в XIX веке, а мост пост построили в ХХ, поэтому в первом случае поправка 12 дней, а во втором – 13!
Хммм
14 же
Аноним
Если Вы имеете ввиду 14 дней, то столько будут прибавлять с 2 1 0 0 года!(Через 84 года!)
Васо Колбасо
За три года построили – вручную, на лошадях и баркасах, когда во всём городе было всего лишь 60,000 человек.
И пять лет (!) реконструировали – в 21 веке (тяжёлая техника, автоматизация и всё такое).
А.М.
При этом движение поездов прерывалось только на дни непосредственно установки новых пролётов
Юрий
Какие интересные фото! Никогда раньше не видел такую подборку.
rippy
https://get.google.com/albumarchive/101480511395370619742/album/AF1QipONz1tSsMymxxA4__C4MJl7MgAF_HCEl-kymwc_?authKey=CPWI-dSNwu7ywgE
Юрий
По тем временам, возможно, задача и сложность сопоставимы со стройкой крвмского моста.
ледоруб Меркадера
Ампяраторским мостом назвали наши тупые бараны, только не хотят вспоминать, что автомобильный мост был при Советах построен. тогда уже от Николашки даже тухляка не осталось.
Юрий
Сам ты тухляк после таких слов.
Нужно уважать память и ценить созидательный труд наших предков всех эпох.
Юрий:
До тех пор,пока дуралеи вроде меня,др.чат сегодня на царя и его семейку,мы и будем жить так плохо!
German
Интересная статья! а есть ли информация о погибших во время стройки?
скален!
Сто лет опорам моста, ибо его самого нетути, новоделс!!
Аноним
“Сооружение Куйбышевской ГЭС с образованием большого водохранилища, а также постройка автодорожного моста, потребовало реконструкции перехода и опор”.
Так что ничего от Старого моста не осталось!