Эти вопросы обсуждались на недавнем заседании президиума правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.
Изменить менталитет
– Губернатор Сергей Морозов объявил 2017 год «годом предпринимательства». Это вовсе не означает какие-то абстрактные праздники, совещания, «шарики-фонарики» и т.п. Нас интересуют конкретные инициативы и предложения – в первую очередь те, которые направлены на изменение самого «образа» бизнесмена в глазах обычных ульяновцев, – поясняет цель встречи председатель правления областной корпорации по развитию предпринимательства Руслан Гайнетдинов.
Также он сообщил о том, что в конце октября состоится расширенное заседание упомянутой правительственной комиссии. Соответственно, от местного бизнеса ждут указания на конкретные проблемы, которые можно было бы рассмотреть на этой встрече.
– По поводу изменения имиджа предпринимателя – мне кажется, нужно посмотреть на опыт соседей, например, Татарстана. Открываешь казанские газеты: там бизнесмен что-то полезное построил, тут – кому-то помог. А у нас? Открываешь ульяновскую прессу, и какое складывается впечатление? Бизнесмены – это те, кто торгует фанфуриками, либо просто – барыги, – делится своим мнением зампредседателя Ульяновского объединения предпринимателей Александр Данилов.
В связи с этим выступающий предлагает выделять деньги не только на субсидии определенному представителю «делового цеха», но и на общее развитие бизнеса. Соответственно, часть этих средств могла бы пойти в СМИ – для того, чтобы постепенно менять восприятие обычных людей.
На встрече комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства наградили тех, кто занимается бизнесом в сфере пассажирских перевозок. На фото – первый зампредседателя областного правительства Александр Смекалин вручает почетную грамоту руководителю ульяновского объединения диспетчеров и перевозчиков такси Михаилу Фролову
Приказ «с трудностями»
– Если говорить о конкретных сложностях, то чаще всего ко мне сейчас обращаются по поводу регионального приказа №19, – комментирует председатель городского управления по развитию предпринимательства Павел Антонов.
Речь идет о так называемом «порядке размещения нестационарных торговых объектов», принятом местным Минсельхозом в феврале этого года. Суть в том, что этот приказ установил трехмесячный срок, в течение которого владельцы киосков могут подать заявление на заключение договора по размещению НТО (сам приказ можно посмотреть здесь: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/12629).
– Многие предприниматели не успели в срок подать эти самые заявления. Бизнесмены просят продлить срок – я думаю, что здесь нужно пойти им навстречу, – предлагает руководитель управления.
Впрочем, как выяснилось из последующей дискуссии, упомянутый документ регионального Минсельхоза не устраивает бизнес и по ряду других причин. Так, руководитель общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» Наталья Абрамовская указывает на трудности, которые вызывает необходимость подачи справки об отсутствии задолженности по уплате налогов.
– Когда предприниматель подает заявление на договор о размещении «нестационарки», требуется еще и эта справка. У нас есть люди, у которых годами тянутся судебные разбирательства по налогам, в итоге они эти суды выигрывают. Но все это время они не могут подать данное заявление, – констатирует выступающая.
Почему покупают неместное?
Любопытную идею выдвинул руководитель группы по проверке эффективности исполнения поручений губернатора, предприниматель Исаак Гринберг.
– На мой взгляд, особое внимание нужно обратить на местный бизнес, который занимается производством. При реализации государственных и муниципальных заказов закупки нередко совершаются за пределами нашего региона, несмотря на то, что есть качественные и дешевые местные аналоги. Возникает закономерный вопрос: почему так происходит?
Гринберг предложил составить реестр местных производителей и выяснить, не нуждаются ли они в поддержке по продвижению продукции.
В ответ Руслан Гайнетдинов сообщил, что подобный реестр (каталог) уже составлен: он доступен по адресу – http://openbusiness73.ru/pages/katalog.
– Мы обновляем этот каталог два раза в год. Тем не менее вопрос: «Почему покупают за пределами области, когда здесь есть то же, но дешевле и качественнее?» – очень актуален. Будем разбираться с этим, вынесем данную проблему на заседание правительственной комиссии, – пообещал председатель правления корпорации развития.
Кроме того, на этой встрече вспомнили и о другой актуальной теме – наказании тех чиновников, от нерасторопности которых страдает местный бизнес. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Татьяна Скопцова напомнила о том, что конкретных примеров наказания «рублем» таких чиновников фактически нет. Собравшиеся пообещали рассмотреть эту проблему подробнее в конце октября – на очередной дискуссии представителей власти и бизнеса.
Евгений Нувитов