Возможно, что в ближайшие годы в Ульяновске появится крупный стационарный зоопарк, который разместится на территории Черного озера. Кроме того, в нацпарке «Сенгилеевские горы» собираются установить вольеры, где будут находится дикие животные.

Эти и другие интересные темы обсуждались на недавней встрече регионального и городского руководства с местными зоозащитниками – представителями Симбирского центра спасения диких животных.

Волки и медведи в «Черном озере»
Идею создать современный и привлекательный зоопарк в экопарке «Черное озеро» предложил глава администрации Ульяновска Алексей Гаев.
– Дело в том, что еще в советское время там собирались сделать нечто подобное. Соответственно, существует хорошо составленный проект, который нужно просто доработать. Имеются в виду те зоны Черного озера, где можно вести определенную хозяйственную деятельность, – отмечает руководитель администрации.
По его словам, зоопарк не будет нацелен на каких-то экзотических животных – речь идет о представителях местной фауны: например, волках, кабанах, медведях.
– 10-15 гектар для такого сооружения вполне достаточно. Животные в стационарных условиях и больших пространствах выглядят и содержатся совершенно иначе, чем в передвижных зоопарках. Думаю, это создаст новую «точку притяжения» и для горожан, и для иногородних туристов, – поясняет Гаев.
Предложение было поддержано главой региона и зоозащитниками – с тем условием, чтобы соблюдались все экологические требования.
– В соседних городах – к примеру, в Ижевске, – давно работают отличные зоопарки. Надо воспользоваться опытом соседей, – прокомментировал губернатор Сергей Морозов.

Животных спасают в «приусадебном хозяйстве»
Центральной темой встречи стало обсуждение проблем Симбирского центра спасения диких животных. Соль в том, что в настоящее время он существует, в основном, как частная инициатива неравнодушных людей.

Вдовин - к ст. Центр спасения.jpg
Владимир Вдовин напротив птичьего вольера в Ясашной Ташле – месте, где базируются питомцы Симбирского центра спасения диких животных

– В прошлом году я приобрел дом на окраине Ясашной Ташлы. Там достаточно большой участок земли, на котором мы начали сооружать вольеры для наших питомцев. У меня сейчас около 150 «поселенцев» – в основном, пернатые, – рассказывает соучредитель центра спасения, фотограф, биолог Владимир Вдовин.
Птицы попали к Владимиру разными путями – в том числе и из бывшей «юннатки». Среди спасенных питомцев есть такие, которые не могут зимовать в наших условиях, то есть им нужны специальные утепленные помещения.
– У меня вот есть большой кирпичный сарай, собираюсь этой зимой поместить туда водоплавающих, солнечных орлов и других перелетных. Тянуть туда тепловые коммуникации слишком дорого, поэтому планирую обогревать помещение инфракрасными обогревателями, – рассказывает биолог.
Мечта зоозащитника – приспособить заброшенные помещения бывшей колонии, которая когда-то располагалась в Ясашной Тушне.
– Территория колонии находится буквально у меня за забором. Там есть коровник с нормальной крышей. Если бы удалось получить разрешение от УФСИН, то можно было бы открыть там центр реабилитации птиц, – делится планами Владимир.
– На быструю передачу подобных объектов рассчитывать не стоит, – замечает в ответ губернатор Сергей Морозов. – Территория принадлежит федералам, там это может тянуться годами. Лучше пока попробовать другие варианты.

Во время операции.jpg
Во время операции

Надо сказать, что варианты есть. Например, председатель Симбирского центра спасения диких животных Ольга Данилова вместе с главным экологом области Дмитрием Федоровом предлагают разместить вольеры для спасенных птиц на территории нацпарка «Сенгилеевские горы», который должен начать работать с 2017 года.
– Вольеры могут быть двух типов. Первые – те, где содержаться питомцы, которых по различными причинам нельзя выпускать в условия дикой природы. Они могли бы посещаться гостями нацпарка. Вторые – закрытые для посещений, в которых птицы реабилитируются после травм, «разлетываются» и затем выпускаются, -предлагает Данилова.

Обещают помочь
Во время дискуссии Сергей Морозов обратил особое внимание на необходимость помощи центру со стороны области.
– Почему Вдовин за свой счет делает то, что, в принципе, должно делать государство? Охрана природы – наша прямая обязанность.
Губернатор пообещал зоозащитникам помочь со строительством новых вольеров и с кормами для их питомцев. Идея с нацпарком «Сенгилеевские горы» также была одобрена.
Любопытно, что о «приусадебном хозяйстве» Владимира Вдовина знают уже не только в Ульяновской области, но и в Самаре.
– Приезжают посмотреть на птиц, покормить орлов. Интересуются и школьники, и учителя биологии – особенно когда проходят на уроках соответствующие темы, – уверяет зоозащитник.

птицы центра.jpg
птицы центра2.jpg
птицы центра4.jpg
птицы центра5.jpg
Спасенные птицы

Кстати, «заглянуть» к Вдовину можно по пути в другое достопримечательное место нашего региона – Скрипинские Кучуры. Это означает, что Симбирский центр спасения мог бы одновременно и привлекать туристов, и на вырученные средства содержать птиц, проводить дорогостоящие операции.
Добавим, что от сотрудников педуниверситета прозвучало и другое предложение: в вузе есть факультеты, где обучаются будущие экологи и биотехнологи. Студенты и преподаватели готовы помогать центру и консультациями, и научными разработками.
– Спасение диких животных должно обязательно сопровождаться экологическим образованием. Дети, которые знакомятся с работой зоозащитников, непосредственно видят и заботятся о спасенных животных, вырастают с другим мировоззрением и отношением к экологии и природе, – заключает глава региона.
Евгений Нувитов