В далёком 1897 году британский писатель Брэм Стокер издал нетленную историю о вампире Дракуле. Более века биография графа заставляет содрогаться человеческие сердца, вдохновляет художников, кинематографистов. В том же самом 1897 году наш знаменитый краевед Павел Любимович Мартынов написал леденящую душу фразу: «Город Симбирск изобилует кладбищами»…
Из множества кладбищ старого Симбирска до нашего времени без большого ущерба сохранились только два. А замечательный современный ульяновский краевед Вячеслав Николаевич Ильин насчитал их только в исторической части города более трёх десятков! Всё остальное теперь либо закатано в асфальт, либо обращено в парки и скверы. На месте старых кладбищ выстроены магазины и дома, а иные из них сделались дном Куйбышевского водохранилища.
Кладбища не сохранились, но и не исчезли. Под землёй, под асфальтом продолжают покоиться бренные останки тех, кто предварил нас на симбирской-ульяновской земле. В последние годы, в связи с усиленным строительством, особенно в центральной части города, давние погосты всё чаще напоминают о себе — то человеческими костями, то старинным надгробием, то глиняными горшками, ржавыми стрелами и каменными бусами, которые клали в могилы в языческие времена.
Да, мы живём «на костях», гуляем «на костях», «на костях» работаем, и от этого никуда не деться.
Могильник у Дворца книги
В самом центре Ульяновска, рядом со Дворцом книги, с бюстом писателя Ивана Гончарова и эспланадой, соединяющей центральные площади Ленина и 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, некоторое время назад появилась внушительная таблица из чёрного гранита, сама весьма напоминающая надгробие: «Памятник федерального значения. Могильник IX – XI вв. подлежит государственной охране». Как видим, людей на территории, где в 1648 году был основан город Симбирск, хоронили за много столетий до его основания.
В то время здесь кочевали различные племена. Степняки-кочевники особым почитанием окружали горы и холмы, считая их местом особой концентрации богов и духов. Поэтому над могилами особо уважаемых, обожествляемых шаманов и вождей насыпали курганы, рукотворные холмы и даже горы. Ну, а естественно возвышавшаяся над Волгой Симбирская гора была исключительным местом для похорон: и к богам поближе, и таскать землю не надо — сами боги, так сказать, о том позаботились.
Могильник Автозаводской
Закладной камень в честь строительства храма, посвященного святым апостолам Петру и Павлу фактически отмечает место ещё одного древнего могильника на территории Ульяновска, совсем рядом с Ульяновским автозаводом. На древнее кладбище наткнулись в 2001 году, когда копали фундаменты под храм, и тогда же прилежащая территория была обследована археологами. В могилах был обнаружен погребальный инвентарь, посуда, бусы, разнообразные орудия труда и оружие, а также лошадиные и овечьи кости.
В могилы, как в мужские, так и в женские, помещали головы и ноги коней, всё остальное кушалось на погребальной тризне. Головы и ног, считали расчётливые кочевники, вполне достаточно, чтобы на том свете конь «ожил» и продолжил служить своему хозяину в иной жизни. К сожалению, многие могилы без всякого почтения были разграблены ещё в далёкой древности, хотя в них покоились отнюдь не фараоны по уровню богатства. Ни боги, ни духи, увы, не способны бывают остановить алчность некоторых людей.
Братские могилы
Основатель Симбирска, боярин Богдан Матвеевич Хитрово, заложил город-крепость на вершине Симбирской горы исключительно из стратегических соображений. Но среди первых строений вновь заложенного города были православные храмы: Троицкий собор, приходские церкви и целый Спасский женский монастырь (некоторые считают, что он был построен даже до официального возникновения города). Люди старались быть похороненными поближе к церквям, и вокруг каждой из них с середины XVII столетия формировалось собственное кладбище.
Люди жили гораздо меньше нынешнего, даже в конце XIX столетия, за счёт колоссальной детской смертности, средняя продолжительность жизни в Симбирской губернии составляла всего-то 21 год. Но иногда в привычный круговорот вещей внезапно вторгались разнообразные трагические события, резко повышавшие обычную планку смертности. Одним из таких событий в симбирской истории стало нашествие отрядов атамана Стеньки Разина осенью 1670 года.
При прокладке подземных коммуникаций в ходе масштабной реконструкции центра Ульяновска в 1968 году совсем неподалёку от современного Дворца бракосочетания строители наткнулись на несколько странное захоронение. Скелеты лежали рядом, без остатков гробов, без каких-либо вещей. Спешка, сопровождавшая стройку к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, не дала возможности ни обследовать должным образом всё захоронение, ни даже изучить извлечённые останки.
Но даже то немногое, что удалось увидеть и изучить, делало совершенно очевидной картину происходившего. Это было захоронение защитников симбирской крепости, погибших или умерших во время обороны от Стеньки Разина. По ночам, когда враг отходил в собственный лагерь, осаждённые выносили своих убитых за городскую стену и хоронили в общей могиле. Со стены «похоронную команду» прикрывали товарищи.
А в конце 1980-х годов, но уже на улице Красногвардейской, строители так же случайно наткнулись на братское захоронение разинцев. Некоторые черепа и кости носили на себе отметины ударов холодного оружия, сабель и бердышей, ставших причиной гибели этих людей.
Но самой жуткой и доселе непонятной находкой стало обнаружение массового захоронения во время начатой в 1900 году реконструкции существовавшего с середины XVII века Спасо-Вознесенского собора на углу Большой Саратовской (Гончарова) и Московской (Ленина) улиц.
«На всем пространстве выемки земли существовало старое кладбище, где… целыми пластами лежала масса человеческих костей, коих отправлено было на кладбище несколько возов, заполнивших громадную яму; вероятно, когда-то трупы складывались в общую могилу во время эпидемии, или во время бунта Разина, когда близ Вознесенской церкви, тогда еще деревянной, проходило самое жестокое побоище», — сообщала одна из местных газет.
Собор был разрушен в середине 1930-х годов, теперь на этом месте – сквер и памятник писателю Ивану Гончарову.
Всесвятский погост
Устройство сквера или парка на месте не функционирующего кладбища кажется наилучшим вариантом последующего использования кладбищенской территории, из уважения к памяти тех, кто здесь упокоился однажды. Именно таким образом, ещё до революции 1917 года, Симбирская городская дума собиралась поступить с городским Всесвятским кладбищем. Это кладбище было основано после того, как в конце 1771 года был издан указ, запрещавший в пределах Российской империи хоронить покойников при церквях внутри городов и требовавший открытия новых кладбищ за городской чертой.
Городская черта в то время фактически ограничивалась Большой Саратовской, Гончаровской улицей. Но за сто лет после основания Всесвятского кладбища город основательно разросся, охватив даже кладбищенскую территорию. В 1874 году в городе стало действовать Новое городское – теперь Старое кладбище, на улице К. Маркса.
Сохранявшиеся могильные холмики на Всесвятском кладбище предлагалось разровнять, территорию засадить деревьями, устроить дорожки, какие-то площадки для игр чинной дореволюционной детворы. Не выгорело. Зато в советское время на территории бывшего Всесвятского кладбища были построены ДК имени Чкалова, школа №18. При строительстве, как рассказывают очевидцы, массово обнаруживались человеческие кости, так, что черепами чуть ли не играли в футбол.
А одно из найденных при этом гранитных надгробий, принадлежавшее семье мещан Ковшениных, было увезено на улицу Орлова и использовалось в качестве скамеечки-завалинки. Человек, таким образом фактически спасший этот камень, бывший спортсмен, неоднократно травмированный, уверял, что сидение на нагретом солнцем надгробии очень помогало и утишало суставные боли!
Сквер И.Н. Ульянова
Но одно из старинных симбирских кладбищ, аристократический некрополь Симбирского Покровского монастыря, таки стало сквером имени Ильи Николаевича Ульянова, отца вождя мирового пролетариата В.И. Ульянова-Ленина, директора народных училищ Симбирской губернии. Уважаемого педагога и влиятельного в губернии человека, скоропостижно скончавшегося в январе 1886 года, И.Н. Ульянова похоронили здесь, на лучшем в городе кладбище, среди уважаемых дворян, чиновников и духовенства, рядом с блаженным Андреем Огродниковым, симбирским юродивым, небесным покровителем нашего города.
После победы революции монастырь закрыли, а потом и вовсе снесли. От кладбища, на котором было тесно от могил «столбового» дворянства, оставили единственную могилу Ильи Николаевича, а вокруг разбили сквер. Из увезённых с кладбища мраморных памятников, говорят, делали каменные щитки, к которым крепили электросчётчики. Оставшиеся на кладбище надгробия завалили в расположенные под землёй склепы, засыпав сверху слоем почвы, на котором высадили деревья.
Недовывезенные надгробия то и дело появлялись из-под земли сквера И.Н. Ульянова, немало смущая гостей города, которых в советские времена обязательно возили на могилу отца Владимира Ильича. В 1957 году сквер украсился памятником Илье Николаевичу работы выдающегося советского скульптора Матвея Манизера – сверху бюст господина директора, а в углублении на постаменте – деревенский мальчик в лаптях и с букварём, символизирующий российскую глубинку, которой И.Н. Ульянов нёс свет просвещения.
В 1960-е годы поэт Евгений Евтушенко, оглядывая памятник, принял лапотного отрока за изображение Володи Ульянова и обратился к экскурсоводу: «А где же второй?» — «Кто, второй?» — переполошилась не ожидавшая вопроса дама. «Ну, как же, у Ульяновых было два сына!» — «Сыновей было трое! Это не Володя Ульянов, это просто мальчик», — опомнилась экскурсовод. «Но лаптями очень на Володю похож!» — говорят, подытожил поэт.
Теперь те надгробия, что уцелели, вновь стоят на земле, напоминая, что память – невероятно цепкая вещь, и лучше её хранить, чем бороться с ней, победить всё равно не получится.
Ермил ЗАДОРИН.
На фото — сохранившиеся надгробия Покровского некрополя. Фото автора.
Илья
Наши Ульяновские кладбища похожи на помойку, куда уходят деньги выделяемые из бюджета на уборку мусора непонятно?
ГНрпв
На жизнь надо выделять деньги. На уборку там, где люди ЖИВУТ.
ГНрпв
Кладбища – нелепое, абсурдное явление. Иллюстрация болезненного эго и страха забвения обывателя, который думает, что если он займет кусок земли под бестолковую могилу с надгробием, аки фараон, это будет иметь значение для людей и наделит его прошедшую жизнь смыслом. Ничего подобного. Рано или поздно любое надгробие твое станет никому не нужно, и земля, бестолково занимаемая кладбищем, пойдет в дело, чем просто пропадать. Даже фараоновы гробницы те же египтяне-потомки, не стесняясь, растащили на практические нужды, нужды для жизни, а не для смерти. А у нас буквально культ смерти. Люди на свои надгробия и ритуалы захоронения тратят средств больше, чем на свою жизнь. Потому и крематории не спешат строить, куда приятнее глупеньких людей разводить на бабки всеми этими ритуалами по прайсу, чтобы не хуже других. Тем камнем гранитом, что на кладбищах пропадает, можно роскошные набережные выложить в городе и жить в красоте.
Хотите, чтобы вас помнили – сделайте при жизни что-то нужное, оставьте что-то бОльшее, чем кусок искусственного гранита с выцарапанным портретом и пластмассовыми цветами. Создайте что-то достойное и значительное, и вас будут помнить веками без надгробий, вспомните слова нашего-всё про “нерукотворный памятник”.