Успехи школьного образования Ульяновской области становятся всё скромнее на общероссийском фоне. Вступая в новый губернаторский срок, Сергей Морозов заявил в качестве одного из направления прорывных реформ проект «Умной школы».

К своему профессиональному празднику ульяновские учителя получили подарки из Москвы в виде хороших новостей относительно уровня развития образовательной системы в этом приволжском регионе.

Вице-премьер Ольга Голодец и министр образования и науки России Ольга Васильева презентовали перечень 500 лучших школ страны, которые продемонстрировали высокие результаты в 2015-2016 учебном году. В рейтинг вошли две общеобразовательные организации из Ульяновской области: Гимназия №1 имени В.И.Ленина из областной столицы и Городская гимназия из Димитровграда.

Эти школы уже третий год подряд занимают место в столь почётном списке, что говорит о высоком качестве образования и их безусловном лидерстве среди других учебных заведений области.

Второй новостью стало попадание в число пятнадцати лауреатов конкурса Учитель года преподавателя истории и обществознания Новомалыклинской школы Ришата Калимуллина. Он в числе победителей профессионального состязания получил возможность встретиться с президентом России Владимиром Путиным и даже обсудить с ним вопросы, волнующие учителей региона.

Президент согласился с предложениями ульяновского педагога и, в частности, поручил подчинённым подумать об организации общероссийского конкурса для молодых учителей и студентов педвузов.

В Ульяновской области уже существует такой специальный конкурс – «Педагогический дебют» – и к начинающим педагогам здесь относятся с большим вниманием. Регион является также признанным лидером в организации клубного учительского движения. Об этом Ришат Калимуллин также рассказал Владимиру Путину.

Заместитель Министра образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова отметила, что региональная власть поощряет талантливых учителей.

«Калимуллин как победитель конкурса получит региональный грант – денежное вознаграждение в размере 200 тыс. рублей, – она также добавила, что успехи ульяновских школ не ограничиваются списком ТОП-500.- Есть еще рейтинг ТОП-200 сельских школ, в который вошла Новомалыклинская школа имени Чернова, и рейтинг физико-математических учреждений, в который попал ульяновский физико-математический лицей №38».

Однако во время презентации рейтинга Ольга Васильева не упомянула Ульяновскую область в числе регионов, «которые продемонстрировали большую положительную динамику».

«Москва, плюс 11 школ; Санкт-Петербург – плюс 10 школ, Татарстан – плюс 4 школы. В число активно развивающихся регионов вошли: Нижний Новгород (плюс 5 школ), Челябинск (плюс 3 школы), Краснодарский край – плюс 2 школы», – рассказала Васильева.

В динамике успехи ульяновского школьного образования, действительно, не выглядят впечатляющими. В 2013-2014 учебном году регион в списке ТОП-500 представляли 6 школ, в 2014-2015 – 3 школы, в этом году – всего 2. Да и относительно доли жителей области в населении России всего два лучших учреждения – это очень мало.

Конечно, это вовсе не означает, что ульяновские школы стали учить хуже, просто другие регионы развивают школьное образование гораздо эффективнее, чем Ульяновская область.

Депутат ЗСО Ульяновской области, директор гимназии №44 Лидия Жуковская-Латышева прокомментировала причины отставания региона в рейтинге лучших школ:

«За основу рейтинга брались результаты ЕГЭ и олимпиад. За Первой гимназией многим не угнаться – у них много репетиторов для занятий, рядом находятся университеты. Другим школам подтянуться невозможно: талантливых детей – 1-2-3 человека. Обычная школа столько иметь не может, их нужно готовить по разным направлениям. Те школы, которые находятся в спальных районах, такой возможности не имеют».

Депутат от партии «Единая Россия» озвучила очень болезненную проблему фактической платности общего образования из-за трат на услуги репетиторов при подготовке к ЕГЭ. Финансовые возможности родителей учеников гораздо сильнее, чем учёба в муниципальной школе, влияют на результаты тестов.

Понимая это, новый министр образования Ольга Васильева также выступила против ЕГЭ как критерия оценки деятельности школ: в рейтинге этого года средний балл не учитывался. И, видимо, по этой причине своё место в ТОП-500 потерял Многопрофильный лицей №20 города Ульяновска, который традиционно славится хорошими результатами единого экзамена.

«Обидно, что не берут воспитательную работу, а это важно. В рекомендациях школам нет ребенка, одни галочки да цифры. Нужно всё самое положительное взять из старой школы. Где личность ребенка?» – посетовала журналистам ИА «SM-News» Лидия Жуковская-Латышева, являющаяся активным участником регионального движения «За советскую школу».

Руководитель центра непрерывного математического образования Иван Ященко с такой позицией педагогического сообщества отчасти согласен, он предположил, что со временем воспитательная работа также будет оцениваться в подобных рейтингах.

Напомним, что ещё в 2014 году пункт о региональных результатах ЕГЭ был исключен из перечня показателей оценки эффективности деятельности губернаторов. Косвенно работу региональной власти по развитию общего образования можно оценивать по удовлетворённости населения условиями получения образования в школе.

Традиционно этот показатель выше 60% и мало влияет на общую оценку эффективности губернаторов. Однако, во время сентябрьских выборов в Госдуму кандидат от «Единой России», который шёл под лозунгом «Школа должна учить добру», получил чуть более 30% голосов и проиграл оппозиционеру, что также можно рассматривать как оценку текущей деятельности власти в сфере образования.

После выборов губернатор Ульяновской области Сергей Морозов назвал основные приоритеты для реформирования на ближайшие 5 лет его нового срока. Среди них – создание «Умной школы».

«Свободная образовательная траектория, ресурсное мышление, сквозное развитие сложных компетенций, обучение ключевым технологиям, проектный подход, – всё это найдёт отражение в проекте», – заявил на инаугурации Сергей Морозов, говоря об «Умной школе».

По словам замминистра образования области Натальи Семёновой её ведомство на стадии строительства не будет заниматься этим проектом. Начинал его глава ульяновского «Наноцентра» Андрей Редькин, а сейчас курирует замминистра экономики области Вадим Павлов.

Строительство школы пока не началось. Аналогичный проект «Умной школы» в Иркутской области оценивается в 3,5 млрд. рублей. Однако средств в ульяновском бюджете на будущий год для этих целей не заложено.

Пока же ульяновским учителям придётся работать в существующих школах с присущими им структурными проблемами. Ришат Калимуллин в разговоре с Владимиром Путиным подверг критике существующую систему подготовки учителей (бакалавриат) и отсутствие налаженной работы с молодыми учителями в школе:

«Когда я молодым учителем пришёл в школу, одной из проблем было то, что было сложно вообще интегрироваться в эту среду, то есть очень мало было практики в период обучения в педагогическом вузе».

Президент поручил увеличить часы школьной практики студентов. Есть и ещё одна проблема, которую обсуждали учителя на встрече с Путиным, – уровень заработной платы. В Ульяновской области она гораздо ниже, прозвучавших на приёме цифр, изрядно удививших главу государства. По словам Наталии Семёновой, ульяновские учителя получают в среднем 23 тыс. рублей в месяц.

Это стимулирует молодых педагогов переезжать в более благополучные регионы с более высокой заработной платой. Решить эту проблему строительством одной необычной школы не получится.

Какие шаги по развитию школьного образования будут предприняты на региональном уровне, чтобы успехи ульяновских учителей конвертировались в высокие результаты школ и их учеников, пока остаётся вопросом.