Виктория Чернышева
Программы ремонта домов в регионах требуют оперативной актуализации.

Remont_zamena_okon_Artem_Geodakian_TASS_850_d_850
По нынешним правилам, принятым в Ульяновской области, просто заменить окна в подъезде нельзя – надо ремонтировать весь фасад. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Поспешность в принятии региональных программ капремонта многоквартирных домов (МКД) вызвала массу проблем. Собственники квартир в ульяновских многоэтажках столкнулись с невозможностью распорядиться накопленными средствами по своему усмотрению, а также оперативно скорректировать план проведения работ – передвинуть свой дом в очереди на более ранние сроки. Даже если для этого есть вполне веские причины.

На проблемы пожаловались жители двух ульяновских домов. Их собственники выбрали в качестве способа накопления средств на капремонт спецсчета. Так как своего юридического лица (ТСЖ или ЖСК) у них не было, владельцем спецсчетов, как это предусматривает закон, стал региональный оператор – Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса.

– В нашем доме отремонтировали крышу, сделали новые двери в подъездах. Но окна в них старые, в буквальном смысле выпадают наружу. Мы накопили на нашем счете нужную сумму, провели, как этого требует закон, собрание собственников, решили, что хотим установить пластиковые окна (тем более что они выходят на одну и центральных улиц Ульяновска). Заказали проект, нашли подрядчика, заключили с ним договор. Но фонд как формальный владелец спецсчета нам в выделении денег отказал. Аргумент прост: в утвержденном на региональном уровне перечне нет такого вида работ. Есть ремонт фасада, подразумевающий замену окон. А отдельно – нет. Получается парадоксальная ситуация – право выбора нам предоставили, но мы не можем распорядиться своими же деньгами, – рассказывают жители дома N 6 по улице Минаева.

Формально руководство фонда право: работы в документе не прописаны, а значит, оснований для этого нет. Случись проверка прокуратуры, регоператора обвинят в “нецелевом использовании средств”. По сути, руки развязаны (в плане траты накопленных средств) только у тех домов, где есть спецсчета, которыми владеет ТСЖ, ЖСК или ТСН.

Причина сложившейся ситуации лежит на поверхности – документы, регламентирующие проведение капремонта в МКД, до сих пор “сырые”. В Ульяновской области программу приняли одними из первых в стране. Многие постановления и положения пришлось дорабатывать в буквальном смысле на ходу.

Однако этого оказалось мало. Почему в списке видов работ не оказалось элементарной замены окон в подъездах (а также многих других позиций)? По словам экс-руководителя Фонда модернизации ЖКК Сергея Гигирева, изначально в программу вписали самые очевидные пункты – ремонт кровли, инженерных коммуникаций и так далее. С прицелом на то, что список будет дорабатываться и дополняться. Ведь программа – это “живой организм”, подобно главному закону, по которому она работает, – Жилищному кодексу. В него постоянно вносят изменения и дополнения.

Но с момента принятия ульяновской программы капремонта (2014 год) по сей день ее еще ни разу не актуализировали. Хотя по закону это положено делать минимум раз в год. Как уточнила нынешний директор фонда Нина Сидоранова, список изменений, которые нужно внести в документ, сейчас находится на рассмотрении в прокуратуре. В перечень новых, не предусмотренных ранее работ, на которые разрешат тратить деньги собственников, вошел, например, дорогостоящий ремонт крышных котельных, срок службы которых подходит к концу.

Но эксперты уверены: программу капремонта нужно кардинально дорабатывать и актуализировать совершенно иным способом, нежели тот, что применяется сейчас.

– Программа и все изменения, которые в нее вносятся, формируются в муниципалитете. Примерно месяц уходит на согласование с прокуратурой, затем нужно время на обсуждение в общественных организациях, комитетах гордумы. И только после этого документ утверждает глава администрации и передает в правительство региона, где программу рассматривают еще месяца два. Если идти по такому пути, это превращается в “круги ада”, – говорит руководитель городского управления ЖКХ Александр Черепан.

И даже после прохождения всех этих процедур нет гарантий, что работы по той же замене окон в подъездах, которые впишут таки в программу капремонта, можно будет провести оперативно. Скорее всего, их передвинут на будущий год.

“Сырость” программы выходит боком собственникам жилья и в других вопросах. Так, при составлении паспортов домов, от данных в которых зависело их рейтингование (то есть место в очереди на проведение работ), многие управляющие компании (УК) схалтурили. Некоторых домов в списке вообще не оказалось. Одну многоэтажку записали как “деревянный дом с шиферной крышей”, в другом многоквартирном доме, построенном 45 лет назад, износ составил 0 процентов. Эти ошибки – где опечатки, а где просто результат халатного отношения к сбору информации – в буквальном смысле влетят собственникам в копеечку. Чтобы доказать, что провести ремонт в доме нужно раньше прописанного в программе срока, жильцам придется провести за свой счет экспертизу, которая это подтвердит. Одного заявления (“крыша течет”, “трубы уже прорвало” и “фасад отваливается”) недостаточно.

А ответственности за предоставленные некорректных данных УК и муниципалитеты не несут. Этого не предусматривает закон.

Комментарии
Геннадий Антонцев, депутат Законодательного собрания Ульяновской области:
– В некоторых регионах, например Вологде, местные власти нашли возможность актуализировать краткосрочную программу капремонта. Федеральный закон дает возможность на местах определить схему “перемещения” дома в списке. Нам нужно также разработать свои правила – какие аргументы должны привести жильцы, как их подтвердить и оформить, кто и куда должен обращаться.

Александр Потапов, руководитель ульяновского ТСЖ “Луч”:
– Законодательство, мешающее нормально проводить капремонт, нужно менять. Ни фонд, ни муниципалитет, ни кто-то другой не должны препятствовать собственникам поддерживать свой дом в нормальном состоянии. Поэтому выход один – создавать ТСЖ или ЖСК и уходить на спецсчет, жить как “анклав” и ни от кого не зависеть. В конце концов это и есть цель Жилищного кодекса – пробудить в собственниках самостоятельность.