В Ульяновской области губернатором объявлено о реформировании общественных структур. Количество советов и палат трудно поддаётся подсчёту, но на этой прошлой неделе начали работу ещё два ключевых совета.

Губернатор Сергей Морозов известен своей открытостью к общественным инициативам и стремлением создавать разного рода общественные советы, палаты, ассоциации и движения. За неполные двенадцать лет его руководства регионом количество структур общественно-государственного партнёрства значительно выросло. Беглый анализ даёт возможность разделить их на несколько условных групп.

Во-первых, есть большое количество общественных движений, которые никак организационно не оформлены. Это движения «Начни с себя», «За советскую школу», «За гордость и славу родного края», «За сохранение лучших традиций отечественного здравоохранения», «Карамзинское движение» и ряд других. Все они либо лично инициированы главой Ульяновской области, либо поддержаны областным руководством и существуют за счёт энтузиазма участников и ведомственных ресурсов.

Ко второй группе можно отнести общественные организации, которые обладают высоким статусом из-за поддержки со стороны областной власти и претендуют на роль голоса общественности. Это «Совет родителей», советы отцов, женсоветы, а также разного рода ветеранские организации, объединения инвалидов и отраслевые союзы, получающие от государства гранты и субсидии. Их руководители нередко являются советниками губернатора.

В-третьих, создано большое количество советов при органах власти, либо тематических межведомственных советов. Только при областных министерствах и департаментах насчитывается 16 совещательных структур. К числу межотраслевых относятся Совет ветеранов войны и труда, Совет по демографической и семейной политике, национальным проектам, Совет по продвижению чтения и поддержке книгоиздания, Совет по развитию моногородов, Совет по развитию гражданского общества и правам человека, Совет по внедрению проектного управления, Экспертный совет по развитию ИТ и так далее. Все эти структуры включают в свой состав чиновников, экспертов и активных общественников, проводятся за счёт ресурсов ведомств и правительства.

Четвёртую группу составляют структуры, которые носят общеобластной характер и претендуют на высшую строчку в условной иерархии общественности. Это Экспертный совет при правительстве области, Совет региональных и местных властей, Общественная палата Ульяновской области, а также Палата справедливости и народного контроля, которая включает пять уполномоченных по разным вопросам.

Последние две палаты получают отдельное финансирование на содержание аппарата и оплату работы ответственных лиц: в 2017 году на них запланировано 5,1 и 23,7 млн. рублей соответственно. Работа палат регламентирована не подзаконными актами, как у отраслевых советов, а законами области.

К последней группе примыкают Медицинская и Педагогическая палаты Ульяновской области, которые также имеют свои аппараты и финансируются из бюджетов соответствующих региональных министерств.

В Управлении внутренней политики администрации Губернатора Ульяновской области ИА «SM-News» обещали предоставить информацию о точном количестве общественных советов в регионе и их финансировании, но к моменту публикации мы её так и не получили. Сотрудник управления Павел Щербаков сообщил:

«Руководство не согласовало сейчас комментарий по Общественной палате и советам. Всю информацию сможем предоставить чуть позже».

В открытом доступе полного реестра общественных советов Ульяновской области не оказалось. Информация по финансированию открыта только относительно Палаты справедливости и Общественной палаты. Вероятно, анализ всей системы взаимодействия органов власти с общественностью в Ульяновской области – это весьма трудоёмкая работа, которая требует много времени.

Но такую работу администрации Морозова придётся проделать, так как губернатор в своей инаугурационной речи заявил об активизации и реформах общественно-государственных структур в ближайшие пять лет:

«Продолжим широкое внедрение принципов саморегулирования общества, привлекая к вопросам управления институты гражданского общества, используя механизм народного бюджета, через реформы Общественной Палаты и советов».

На этой неделе Сергей Морозов конкретизировал задачи реформы палаты:

«Новый региональный закон должен наделить Общественную палату правом жесткого народного контроля и за деятельностью депутатов всех уровней: от поселенческого до Государственной Думы».

Председатель Общественной палаты Ульяновской области Тамара Девяткина сообщила корреспонденту ИА «SM-News», что возглавила рабочую группу по разработке законопроекта, который приведёт региональное законодательство об общественной палате в соответствие с федеральным.

«Что касается полномочий контроля над депутатами: с такой инициативой выступил председатель Общественной Палаты РФ Александр Бречалов, он это озвучивал в СМИ. По его словам, общественная палата будет не контролировать, а отслеживать, наблюдать, каким образом вновь избранные депутаты Госдумы исполняют оглашенные во время избирательной кампании обещания. Безусловно, наш губернатор не может это не поддержать. Мы рассмотрим возможность такой же деятельности по отношению к депутатам ЗСО и местных советов», – сообщила Девяткина.

На этой неделе актуальность вопросу о качестве деятельности общественных структур в Ульяновской области придала также отставка Уполномоченного по защите прав предпринимателей Татьяны Скопцовой, которую принял Сергей Морозов. Уполномоченные и их общественные помощники в количестве двух тысяч человек объединены в систему, подчинённую Палате справедливости и общественного контроля.

Формальной причиной ухода Скопцовой стало, по её словам, состояние здоровья. Однако внезапность отставки и параллельное закрытое обсуждение кандидатуры нового уполномоченного в общественных организациях предпринимателей говорит о том, что это была инициатива, одобренная «сверху».

Некоторые общественники заявили о кулуарности смены уполномоченного и бесполезности для предпринимателей этого института, полностью зависимого от губернатора. Татьяна Скопцова, считает, что передавать роль уполномоченного в полностью общественные организации нельзя:

«Уполномоченный должен быть над объединениями. Он не имеет права руководствоваться решением партий или общественных организаций, в которых состоит. Уполномоченный защищает интересы независимо от общественных объединений. Смысл в этой должности, думаю, есть».

В ответ на упрёки в неэффективности работы экс-уполномоченный пояснила:

«Мы палочка-выручалочка для самого малого бизнеса, который может получить помощь в суде. Также мы мониторили судебную практику, чтобы выявить проблемы в нарушении прав предпринимателей. Добились, что чиновники начали оглядываться на принятые ими решения: после каждого выявленного случая нарушения прав предпринимателя назначали служебную проверку. Ещё наконец-то заработала система размещения нестационарных торговых объектов».

Также на прошедшей неделе прошли первые заседания Совета региона и Совета реформ. Это новые структуры, создание которых Сергей Морозов анонсировал во время вступления в должность 1 октября.

В Совет региона вошли представители различных политических партий, в том числе и проигравших сентябрьские выборы. На его организационном заседании Сергей Морозов сказал:

«Совет регионов будет представлять возможность всем политическим силам защищать интересы своих избирателей. На его площадке будут рассматриваться наиболее важные политические вопросы, анализ наказов избирателей, полученных в период избирательной кампаний, анализ общественного мнения, обмен информацией и формирование рекомендаций для координации работы органов региональной власти и региональных отделений политических партий».

При органе создадут экспертный совет, в который войдут специалисты разных сфер. Напомним, что подобный общественно-политический консультативный совет уже создавался в начале предыдущего губернаторского срока Морозова в 2011 году.

Что касается Совета реформ, то, по словам исполняющего обязанности заместителя председателя правительства Ульяновской области Павла Дегтяря, он займется вопросами приоритетных направлений, обозначенных Дмитрием Медведевым. На этой неделе в правительстве области прошло заседание президиума совета. Сам совет ещё не собирался, хотя положение о его работе утверждено ещё 31 мая 2016 года. В функции органа входят «вопросы выбора приоритетных направлений реформирования, обеспечения проведения реформ по данным направлениям». У региона есть обширная программа реформ, объявленная Сергеем Морозовым и получившая название «30 шагов».

Переформатирование общественных структур является частью этой программы. События прошедшей недели – это, скорее всего, начало её реализации в сфере взаимодействия власти и общества.