Уходим в зиму. На неделе уже ложился было легкий снежок. Засыпает и послевыборная повестка. Партии как ветром сдуло: вернулись к привычной межвыборной спячке, депутаты расселись по местам и корпят где-то там в высях, недосягаемых взору электората. А жизнь, интересная, вечно проблемная, но и щедрая на дары богатого и плодородного года, бъет и не только ключом. Ушли грибы – появилась на прилавках первая хурма. Чуть запоздало- но всмотримся, чего такого вкусного подарила нам актуальная повестка прошлой недели. Сначала дежурного:

135% рост собираемости бюджета и подпольные алкофабрики – скороговоркой по прошлой аппаратке
В понедельник прошло второе после переизбрания аппаратное совещание. Все не то чтобы ждали кадровых революций, но хотя бы формальных назначений – правительство до сих пор работает с приставками ИО. Даже маленькая сенсация с увольнением Манаковского на прошлой неделе состоялась как-то половинчато. Главу района преследует один из мстительных кандидатов в депутаты ГД (с небольшими, но связями) и вся суета, похоже, затеяна просто чтобы от него отмахнуться. Интереснее разговор об очередной реформе нашей штатной общественности (подробнее чуть ниже). По заявлению губернатора Общественная палата теперь сможет не только инициировать и выдвигать законы (это она может делать давно – правда законов никто не видел), но и будет контролировать депутатов. Как? Пока не очень понятно, но скорее всего, так же, как и с законами. Самой структуре 31 октября исполнится 10 лет, и грядет небольшое празднование.

Несколько интересных цифр и фактов от выступавшей позже Буцкой. Оказывается, недобираем транспортный налог (на полмиллиарда) и штрафы ГИБДД (на 45 млн). Что это? Неплатежеспособность? При этом за 9 месяцев собрано 320 млрд 370 млн (135% (!) от прошлого года). От акцизов на алкоголь 6 млрд 626 млн. Здесь Морозов жестко прошелся по факту обнаружения подпольных заводов, которые наторговывали на сотни миллионов в месяц. Суммы астрономические, некрасиво засветились силовики (причем разных ведомств), вопросов осталось много. Будем надеяться, что виновные будут найдены и наказаны, а люди будут потреблять меньше левой водки и “Баккарди”.

Что с общественностью?

Штиль в информационном пространстве несколько всколыхнула тема апгрейда штатной региональной «общественности». Отозвались сразу несколько в том числе и федеральных изданий. Однако громко прозвучавшая формулировка «реформа Общественной палаты» на поверку оказалась не более чем эхом федеральных процессов. Новые поправки в ФЗ предусматривают от 21 до 102 человек участников региональных палат, и нашей придется определиться уже с новым созывом, который начнет работать с 23 июля 2017 года. Текущий показал себя, пожалуй, самым бледным. Попытайтесь вспомнить хоть сколько-то яркую инициативу наших главных общественников. Проще: попытайтесь вспомнить участие этой палаты хотя бы в одном пункте реальной повестки прошедших лет ее деятельности. Нам не удалось. «Вещь в себе», открытая разве что в сторону кормящей ее власти.

Хороший анализ и попытку унификации всего многообразия форм нашей общественной жизни провел в выходные портал «SM-NEWS». Насчитав 4 основные группы различных структур и натолкнувшись на невозможность определить точное количество общественных советов в регионе и их финансирование даже со стороны профильной власти, коллеги все же сделали вывод о том, что эту «работу администрации Морозова придётся проделать, так как губернатор в своей инаугурационной речи заявил об активизации и реформах общественно-государственных структур в ближайшие пять лет». Не согласимся. Знаем мы эти реформы. Давайте признаемся себе: институт «общественности» окончательно стал формальностью, единственная функция которого просто «быть» и соответствовать общефедеральным формальностям.

Подытожим тему небольшим анализом. Насколько критична сложившаяся ситуация? Мертвый громоздкий институт просто отмирает. Конечно жаль, что при этом продолжает съедать так много средств, но. Функцию «голоса снизу» в регионе полностью взяли на себя медиа и интернет. Тем более, что технически машинка работает на отлично. Любая проблема снизу выстреливает через сети почти мгновенно. В комментариях и соцсетях (прежде всего, фейсбук) идет обсуждение проблем, и власть все это читает и опосредованно, но реагирует. В новых формах, но сама связка реальной низовой повестки, возникающих в обществе проблем и реакции на них власти – работает. В бытность нашего главреда руководителем совета ОП по СМИ Улпресса предлагала проект сращивания Палаты и интернета. Но как и у всего, что опережает время, тогда встретили идею молчанием. «Общественность» и общественность продолжают пребывать в разных мирах, а жаль. Прямая, а главное легитимная связь с реальной повесткой была бы и для власти хорошим бодрящим контрастным душем.

Отставка Скопцовой

Уход главной защитницы нашего малого бизнеса поставил и вопрос о функциях, возможно, наиболее активного (наверное, из-за четкой привязки к конкретному направлению) подинститута «уполномоченных». Скопцова была все же заметна. В своем мини-отчете «по итогам» она подытожила свою работу так:

«Мы палочка-выручалочка для самого малого бизнеса, который может получить помощь в суде. Также мы мониторили судебную практику, чтобы выявить проблемы в нарушении прав предпринимателей. Добились, что чиновники начали оглядываться на принятые ими решения: после каждого выявленного случая нарушения прав предпринимателя назначали служебную проверку. Ещё наконец-то заработала система размещения нестационарных торговых объектов».

Понятное дело, что в последней фразе главное: войну за интересы ларечников уполномоченная вела честно и достойно. Однако эти итоги показали и означенную выше проблему. Уполномоченный («общественник» на зарплате) единодушно с профильной муниципальной властью приняли весной новую «схему размещения», по которой по городу как грибы после дождя (обычно на месте зеленых насаждений) начинают появляться новые павильоны. А вот для реальной общественности это оказывается не просто сюрпризом (список обсуждался только в обозначенном выше кругу), но и проблемой. И именно подобный «кулуар» власти и «своих» общественников в итоге, как видим, сеет напряженность.

Как мы уже сообщали, место Скопцовой займет адвокат Екатерина Толчина. Председатель корпорации по развитию предпринимательства Гайнетдинов и сама Скопцова сделали акцент на единодушное одобрение кандидатуры Толчиной всеми местными общественными организациями. Аргументы: многолетняя практика защиты предпринимателей от уголовных преследований, давняя работа бок о бок со Скопцовой, и, следовательно, плавный переход от одного уполномоченного к другому, чтобы “самый малый бизнес” не остался беззащитным.

2

Битва за капремонт

Громкие заголовки последних недель – капремонт в Ульяновской области находится под угрозой срыва. Уже который месяц аноним Владимир Ильич Ленин и непрофильной организации “Симбирский дом” буквально бомбят УФАС жалобами на проведение торгов фонда модернизации ЖКК. Жалобы из раза в раз стандартны по содержанию: объединение лотов и отсутствие смет. По этой схеме отменили уже 4 отбора фонда. На прошлой неделе несколько СМИ дали расклад: мол, капремонт – это дележка большого пирога местными “элитами”. Якобы отборы проводятся под интересы одной компании, которая сможет и крыши покрыть, и канализацию починить. В конце прошлой недели (параллелльно с критическими публикациями) на фонд снова поступили жалобы – аж 7 штук от того же “Симбирского дома”.

1
Что происходит? С одной стороны председатель профильного комитета ЗСО Антонцев говорит, что адекватные сметы по каждому дому составить почти нереально: нет специалистов, которые проведут объективную оценку и составят ПСД, да и работ по факту может оказаться больше-меньше, так что сразу всё и не рассчитаешь. С другой – укрупнение лотов, при котором, например, в квартире предлагается поставить по два унитаза (частный пример по публикациям в прессе). В итоге Фонд бился за право провести торги до принятия изменений в ФЗ, теперь же придется прописывать все сметы.

В теме решили разобраться экспертно: в ближайшее время пригласим саму Сидоранову и Климова (экс-руководитель фонда), Антонцева и разбирающихся в теме журналистов.

Дело Балакишиевой

Экс-зампреду ЗСО Алсу Балакишиевой переквалифицировали обвинение на более тяжкое. Бывший депутат обвиняется в получении взятки в особо крупном размере (ч.6 ст. 290 УК РФ), ранее ей вменялась аналогичная статья, но по ч.5 – «получение взятки в крупном размере». Следователи уверены, что Балакишиева взяла больше полмиллиона в том числе за обещание подрядчику обеспечить выигрыш тендера на получение госзаказа. Также адвокаты экс-замреда доказали, что последние пять месяцев домашнего ареста на Балакишиевой сказались ухудшением здоровья, и теперь следователям предстоит расследовать уголовное дело до конца месяца.  Сомневаемся, что больную женщину заточат под решетку на максимальные по статье 15 лет. Из альтернативных наказаний: штраф от 3 до 5 миллионов или в размере восьмидесяти-стократной взятки (от 40 млн рублей).

Проблема инвалидов 

Скандальная ситуация, в которой оказалась семья ульяновца Александра Кастолина, получила широкую огласку в СМИ. На прошлой неделе мужчину, который перевозил своего четырехлетнего сына-инвалида без автокресла (тяжелая форма ДЦП), прямо возле детской больницы на 2 тыс рублей оштрафовал сотрудник Госавтоинспекции. Кастолину так и не удалось доказать, что мальчик может перемещаться только лежа. В итоге дело дошло до Совета Федерации: глава комитета по соцполитике СФ Валерий Рязанский пообещал лично разобраться в ситуации.

Неделю назад Кастолин записал видеообращение президенту и депутата ГД: “Ребенка мы возим в больницу практически каждый день, и штрафовать нас могут каждый день .Закон на стороне госавтоинспектора. Я обращался во все структуры Ульяновской области, записывался на личный прием к губернатору, но дважды в приеме мне отказывали без объяснения причин. Владимир Владимирович, я к вам также обращался с вопросом перевозки два раза, но так и не получил ответа.  Признаю, что не обеспечиваю полную безопасность при перевозка ребенка в данном автомобиле, но других вариантов у меня нет”.

Роза Люксембург из соседнего двора

КПРФ выдвинули своего кандидата на освободившееся после Куринного кресло в ЗСО. С вышедшим на пенсию, но возглавившим “Облкомзхоз” Букиным от “красных” поборется юрист Елена Филиппова. Последние восемь лет она работала помощницей депутата Куринного, неудачно баллотировалась, но, по утверждению сайта регячейки, «набрала солидный опыт политической борьбы». Филиппова по Ленинскому округу почти неизвестна, шансов набрать большинство голосов мало. Но несколько репутационных предновогодних процентов может подарить общее воодушевление после победы Куринного над Тихоновым на выборах в Думу.

1

Скороговоркой по другим значимым процессам и новостям:

Димитровградские рыбаки продолжают бороться за Большой Черемшан и проводят рейды по сетям браконьеров. «Китайки» хоть и посрезали, но работа, как говорят, на показ: сменить систему сможет только роспуск нынешнего состава Рыбназора, который «крышует» тех же браконьеров и буквально сидит у них на крючке. Проблему Димитровграда можно смело проецировать на всё водное хозяйство области: теми же хищническими сетями заполонена, в частности, Свияга. Вокруг инициаторов плетутся интриги, но нам ребята нравятся: вопрос острейший. При этом ранее мы не замечали чтобы его поднимали сам Рыбнадзор или профильные чиновники. Будем смотреть, а по весне бы и пересадить опыт на нашу почву воду. Ну а пока некоторые комментаторы заявляют, что вся торгуемая на рынках рыба браконьерского “производства”. Не знаем, на вкус не различаем, но деньги в теневом обороте там крутятся серьезные. И “Степан Разин” (не говоря о более мелкой рыболовной шпане) давно уже не голодный разбойник, а респектабельный монопольный бизнесмен.

Правительство станет «компактнее» на треть

На тренинге политической школы Сергей Морозов сообщил, что ульяновское правительство «станет более компактным». Глава региона уточнил, что численность чиновников сократится на 20-30%.

«У меня появится больше времени на решение стратегических и политических задач. Также я оставляю за собой контроль над эффективностью работы муниципальных властей», – губернатор.

Также глава региона поручил создать рабочую группу, которая проанализирует эффективность расходования бюджетных средств и предложит меры по сокращению затрат на содержание госаппарата.

Несмотря на заявление Морозова, в проект бюджета области на 2017 год на функционирование правительства заложен 1,67 млрд рублей, что на 400 тыс рублей больше по сравнению с аналогичной статьей расходов на 2016 год.  В частности, на финансирование деятельности председателя правительства и его заместителей планируется выделить 25,7 млн рублей (плюс 10 млн рублей), на работу губернатора – 3,3 млн рублей – это на 100 тыс рублей больше по сравнению с расходами на текущий год.

18 задач Кошаева

В начале прошлой недели новый глава Димитровграда Алексей Кошаев представил Морозову план по развитию моногорода, состоящий из 18 задач. По мнению градоначальника, свои силы надо направить на упорядочивание тарифов ЖКХ и «пятилетку благоустройства», развитие малого и среднего бизнеса, а также получение Димитровградом статуса территории опережающего развития. При этом ранее, складывая полномочия первого зама, Кошаев утверждал, что его уход “принесет больше пользы и городу, и депутатам”.