18 октября прошло рабочее заседание комитета Законодательного Собрания по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике под председательством Геннадия Антонцева. В работе приняли участие заместитель председателя комитета Владимир Камеко, депутат Айрат Гибатдинов, представители областного министерства строительства, ЖКК и транспорта, администрации города Ульяновска, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, общественности. Основными вопросами, вынесенными на рассмотрение, стали обсуждение проекта регионального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (по разделу ЖКХ и ТЭК) и ход реализации на территории области федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Заместитель и.о. министра строительства, ЖКК и транспорта Дмитрий Вавилин представил депутатам основные параметры областного бюджета. Региональное правительство предусмотрело в расходной части казны следующего года почти 453 миллиона рублей на ЖКХ. В частности, на реализацию государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» закладывается 172,5 миллиона рублей. Средства позволят отремонтировать 29 объектов водоснабжения и водоотведения, провести мероприятия по снижению количества аварийных ситуаций. Запланированные в областном бюджете деньги будут также направлены на строительство объектов газоснабжения в населенных пунктах – планируется в следующем году построить более тридцати километров газораспределительных сетей. У депутатов возникли вопросы по объемам мазута, который планируется закупить для муниципальных теплоснабжающих организаций, а также по реализуемым в регионе программам энергосбережения. По итогам рассмотрения основных параметров бюджета профильный парламентский комитет принял решение поддержать предложенные министерством данные, но с обязательным детальным обсуждением при дальнейшем рассмотрении законопроекта.

На рассмотрение комитета был вынесен ход реализации в нашем регионе федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ). По словам Геннадия Антонцева, изначально нормативный документ, принятый Госдумой в июле 2014 года, преследовал благую цель – обеспечить россиян достоверной «коммунальной» информацией. Органам власти, представителям бизнеса, председателям советов домов и самим собственникам предоставлялась возможность получить сведения о своем жилье из открытого и доступного источника – специально созданной системы ГИС ЖКХ. Информация (41 пункт) касалась тарифов, нормативов, действующего законодательства. Для исполнения федерального закона в Ульяновской области было издано распоряжение губернатора, разработана дорожная карта, а реализация самой системы доверена компании «АИС Город». С 1 июля нынешнего года ГИС ЖКХ начала эксплуатироваться в нашем регионе. Предоставлять необходимую информацию в систему должны органы местного самоуправления, управляющие компании, ресурсоснабжающих предприятия. С 2017 года наступает административная ответственность за невнесение информации либо ее неполное раскрытие.

Как отметили представители областного министерства строительства, ЖКК и транспорта, при реализации закона они столкнулись с большим количеством проблем. В частности, в ГИС ЖКХ зарегистрировались все органы власти и только около 30% ТСЖ и ЖСК. Частные домовладельцы проигнорировали регистрацию в системе. Сведения о многоквартирных домах и собственниках внесены управляющими компаниями не в полном объеме.

Специалисты Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области также высказали свои замечания. Они отметили сложность загрузки информации в ГИС ЖКХ, необходимость расширения штатов для сопровождения ГИС, неэффективность административного наказания за невнесение данных (или неполные данные).

Председатель президиума Координационного областного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве Александр Потапов указал на отсутствие в штате ТСЖ и ЖСК специалистов, которые займутся сопровождением ГИС ЖКХ, а также связанные с этим нововведением новые расходы жильцов. Также он отметил отсутствие консультативной помощи со стороны разработчиков программного продукта и необходимость ежегодного приобретения электронного ключа для доступа в систему, что ляжет дополнительным финансовым бременем на граждан.

Единую позицию высказали и представители ресурсоснабжающих предприятий региона – поставщики электроэнергии, тепла и воды. По их общему мнению, ГИС ЖКХ требует доработки и информационного взаимодействия со всеми коммунальными структурами, которое сегодня отсутствует.

– Надо объективно признать, система не работает, – подчеркнул Владимир Камеко. – Изначально была допущена ошибка, ГИС ЖКХ не проработали на пилотном проекте.

Депутат предложил внедрить информационную систему на шаблонных вариантах и конкретных примерах, и только после этого приступать к ее реализации.

По итогам высказанных мнений Геннадий Антонцев сообщил о намерении комитета направить в Минсвязи и Минстрой РФ, в профильный комитет Государственной Думы как минимум предложение перенести на год окончательное вступление закона в силу.

– Реализация ГИС ЖКХ показала, что изначально заявленная цель закона – информирование потребителя, повышение прозрачности коммуналки – на практике превратилась в создание единой платежной системы страны. Монополизация платежей – опасный и ненужный процесс. Предварительные расчеты показали, что для собственников ГИС выльется в дополнительные 15-20 рублей в месяц с лицевого счета. Это – дискредитация идеи повышения «прозрачности» отрасли. Нельзя давать зеленый свет закону, который не будет исполняться, – резюмировал депутат.