Первые шаги в любой профессии – самые сложные. Когда речь идет о работе педагога, эта сложность умножается, ведь ко всему прочему добавляется ответственность за учеников.
Подобные философские наблюдения и размышления – в тех или иных вариациях – не раз звучали на прошлой неделе из уст молодых учителей Ульяновска. Они делились своим пока небольшим опытом на городском этапе конкурса «Педагогический дебют-2016».

Больше мужчин и учителей ИЗО
– Меня радует сразу несколько новых тенденций. Во-первых, в этом году число участников увеличилось – до 39. Во-вторых, среди них стало больше представителей мужской половины и учителей, так скажем, не основных предметов – ИЗО и мировой художественной культуры. Наконец, посмотрите, как много новых идей появляется у молодежи: уверена, что они не только говорят о них во время «Дебюта», но и реализуют эти принципы в жизни, в школе, – комментирует председатель жюри конкурса, начальник городского отдела общего образования Наталья Макарова.

Наш корреспондент присутствовал на нескольких этапах многодневного состязания участников – в номинации «Визитка. Я и мои дети» и открытых уроках конкурсантов. Муниципальный этап проходил на азе Лингвистической гимназии, поскольку именно здесь преподает победитель прошлогоднего «Педагогического дебюта» – учитель английского Кристина Маркина.

«Я – счастливый человек»
В том, что учить детей – подлинное счастье, признавались многие конкурсанты.

– Первые дни работы, конечно, очень непросты: детям и более старшим коллегам приходится ежедневно доказывать свою компетентность. Также учишься одновременно делать многое – и проверять тетради, и готовиться к очередному уроку. Однако эти трудности окупаются сторицей, – считает молодой преподаватель из 8-й школы Нина Егорушкина.

По ее словам, учитель – настоящий волшебник, благодаря которому любой ребенок может хотя бы ненадолго почувствовать себя артистом, художником и даже поэтом.

Отличительная особенность «визиток» 2016 года – оригинальность формы. К примеру, педагог из школы №52 Наталья Селезнева презентовала уникальный «Музей молодого учителя», посвященный ее личному «вхождению» в профессию.

– Мой путь был усеян множеством знаков и событий, которые вели меня в объятия самой благородной профессии – учитель, – говорит участница.

Другая конкурсантка – учитель математики из авторского лицея №90 Вилена Бедаш – поразила жюри своим неожиданным танцем в цыганской юбке, а также имитацией видеосвязи с учениками ее школы.

– Мне часто задают вопрос:
«Почему я стала учителем?». Все очень просто: в детстве меня часто просили дать списать, я старалась объяснить одноклассникам то, что поняла сама на уроке. Это вошло в привычку и превратилось в профессию, – признается Вилена.

Любопытна и история, рассказанная молодым преподавателем из 35-й школы Анной Романенко: всю жизнь она увлекается фотографией. По ее мнению, создание хорошего снимка отчасти напоминает педагогический процесс. Так хобби помогло ей определиться с выбором профессии.

Полезно для молодых

Открытые уроки конкурсанты проводили с незнакомыми им учениками Лингвистической гимназии. Такой подход осложнял задачу, но зато делал результаты конкурса более объективными.

– Я участвую в «Дебюте» первый раз, очень долго готовилась к конкурсу и особенно – к открытым урокам. Вложила в сегодняшнее занятие всю свою любовь к ученикам и предмету. Надеюсь, у меня получилось хорошо, – рассказывает преподаватель английского языка из 49-й школы Ильмира Лапшина.

Мы с ней общаемся уже после проведенного конкурсного урока, который был посвящен сравнительным степеням прилагательных. Ильмира принадлежит к педагогической династии, общий стаж работы которых превышает двести лет.

– Понятно, что я с самого детства хотела стать учителем, – улыбается наша собеседница.

Вышло так, что у детей, с которыми Лапшина проводила открытый урок, английский язык ведет победитель «Педагогического дебюта-2015» Кристина Маркина. Кстати, Кристина выиграла не только городской и областной этапы, но и стала лучшей на общероссийском уровне.

– В этом году меня пригласили в жюри «Педагогического дебюта», за что я очень благодарна организаторам: ведь это дополнительный опыт. Вообще, участие в конкурсе дало мне очень много, точнее – не столько участие, сколько подготовка к «Дебюту». Я чувствую, что за прошлый год мне удалось вырасти в профессиональном и личном плане – прежде всего благодаря помощи моих старших коллег. Считаю, что участие в «Педагогическом дебюте» очень полезно для любого молодого педагога, так как учитель может сразу получить оценку своего труда, ему укажут на лучшие стороны его работы и поправят ошибки, – делится своим мнением Маркина.

Очень интересным был также урок географии, проведенный учительницей лицея №45 Кристиной Лужковой (кстати, в итоге она заняла второе место в «Пед-дебюте-2016»). Она преподает всего год, но уже овладела профессией настолько, что способна держать внимание детской аудитории длительное время. Во время ее урока дети смогли самостоятельно определить тип горных пород и минералов – благодаря специально поставленным опытам.

Итоги
Результаты муниципального этапа «Педагогического дебюта-2016» таковы: первое место в номинации «Молодые учителя» завоевала Виктория Тихонова, второе место поделили Кристина Лужкова и Екатерина Шумаева, «бронзу» получили Мария Сад-кова и Екатерина Крюкова.