На днях Национальным центром общественного контроля был опубликован национальный рейтинг проблем ЖКХ  по России за третий квартал (июль, август, сентябрь) 2016 года.



На представленной диаграмме отлично видно, что в большей степени беспокоит жителей всей Страны в жилищно-коммунальной сфере, а следовательно основные болезненные направления по которым нужно активно работать. Данный рейтинг формируются на основе данных предоставленных региональными (субъектовыми) центрами общественного контроля в сфере ЖКХ, соответственно и Ульяновский региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ подготовил подобный рейтинг в срезе Ульяновской области, на основании обращений граждан в приемную центра:

– по телефонам «горячей линии»: +7 (8422) 27-23-66, +7-904-180-00-86,
– мессенджерам: Viber, WhatsApp,
– электронной почте ulgkhcontrol@ya.ru,
а так же в виртуальных приёмных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
Vkontakte: https://vk.com/ulgkhcontrol
Instagram: https://www.instagram.com/ulgkhcontrol/
Livejournal: http://ulgkhcontrol.livejournal.com
Twitter: https://twitter.com/Ulgkhcontrol
Facebook: https://www.facebook.com/groups/196486084069081/
ОК.ru: https://ok.ru/group/52960159334603
    1. Первое место рейтинга неизменно в течение года занимает обеспокоенность граждан начислением платы за жилищно-коммунальные услуги,  в 3 квартале порядка 46% обращений (в 1 кв. 32%, во 2 кв.  30%). Данный раздел включает обращения по легитимности самих начислений, перерасчеты, доначисления, корректность составления и полнота раскрытия информации в платежных документах управляющими компаниями или платежными агентами, факты отсутствия платежных документов (выставляемых счетов за ЖКУ); дополнительные платежи, проблемы с начислением платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
     2. Заслуженное второе место в 3 квартале занимает проблема качества коммунальных услуг, набрав 14% (в 1 кв.-16%, во 2 кв.- 23%).
Большинство обращений по данному пункту касались качества питьевой воды (ХВС) в населенных пунктах, в основном в муниципальных образованиях Ульяновской области. Данная проблема не нова и заключается она в следующем: в муниципальных образованиях, сети снабжающие жителей питьевой водой достаточно обветшали за столь долгий, сверх нормативный срок службы и соответственно требуют незамедлительной модернизации, а в ряде случаев полной замены. Однако вышеперечисленные процедуры очень затратные и осуществляются  частично, в соответствии с планом. Основной вал обращений по ХВС начинает поступать именно в летнее время, так как этот период считается периодом активного потребления (водозабора) и связано это с поливом жителями своих угодий, садов и огородов. В данном случае огромная нагрузка приходится на насосные станции, так как для обеспечения всех граждан необходимым количеством воды, необходимо и увеличивать давление в системе, и она порой не выдерживает – образуются прорывы, выходят из строя насосы, в связи с чем и возникают замутнение воды, вода с «ржавчиной» и перебои водоснабжения. Региональными органами власти ведется активная работа в данном направлении. К слову, модернизация сетей в муниципальных образованиях осуществляется в в том числе в рамках программы «Чистая вода». Что касается горячего водоснабжения (ГВС), то обращения чаще поступают из крупных населенных пунктов области и в основном они связаны с ненормативной температурой и давлением. Такие нарушения, как правило, являются единичны и устраняются в рабочем порядке и достаточно оперативно.
Как известно, не так давно законодательно переименовали услугу «Вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» (ТБО) в «Вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов» (ТКО) тем самым перенесли её из ранга жилищных услуг в коммунальные услуги,  соответственно обращения по вопросам качества «вывоза мусора» так же вошли в рейтинг коммунальных проблем ЖКХ.
Так же, не малое количество обращений связано с отсутствием или затянувшимся процессом газификации некоторых сельских населенных пунктов Ульяновской области.
Количество обращений по качеству электроэнергии  в 2016 г. минимальны.
    3. Бронзу, с 9% обращений в 3 квартале (6% в 1 кв., 7% во 2 кв.), занимают  вопросы реализации региональной программы капитального ремонта МКД. Эта тема в ТОПе последние два года и включает следующие вопросы: сроки проведения капитального ремонта, отсутствие актуализации, недостоверность информации в региональной программе капитального ремонта, размер взноса на проведение капитального ремонта; доступность информации о региональных программах проведения капитального ремонта, возможностях смены способа накопления, проведения работ капитального характера с использованием средств со специального счёта, качество капитального ремонта. Так как сейчас данное направление в ЖКХ всей страны является новшеством, допускается большое количество ошибок в организации и отладке процессов, в связи с чем у жителей возникает и большое количество вопросов, а порой и справедливое недовольство качеством выполненных ремонтных работ.

Так же в ТОП 10 области вошли обращения по следующим направлениям жилищно-коммунального комплекса:
  4. Жалобы на качество управления МКД. Это направление  включает следующие вопросы: управление многоквартирными домами; проблема двойных платежных документов; законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций, вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, раскрытие информации управляющими организациями, в частности, через ГИС ЖКХ, а так же проведение общих собраний собственников и проблемы исполнения принятых совместных решений.
В сравнении с прошлыми годами количество жалоб уменьшается, но в связи с наличием на рынке недобросовестных управляющих компаний, нежеланием жильцов многоквартирных домов ответственно относиться к своей собственности, управляющие компании продолжают пользоваться беспомощностью, жилищной неграмотностью и безответственностью жильцов в своих коммерческих интересах.

   5. Придомовое благоустройство с 6% обращений в 3 квартале  (1кв.-31%, 2кв.-10%). Данная тенденция объясняется тем, что первый квартал попадает на зимний период – время обильных осадков, от которых придомовые территории должны своевременно и качественно очищаться управляющими организациями, что далеко не всегда исполняется должным образом. В целом, по состоянию придомовых территорий  в городе Ульяновске можно сказать, что ситуация меняется в лучшую сторону «на глазах». Основное количество детских площадок модернизированы или заменены на современные, в сельских населенных пунктах так же установлены современные детские площадки, в результате реализации программы поддержки ТОС на территории области, проведения на придомовых территориях добрососедских мероприятий, в том числе «Дня соседей», в рамках проекта «Школа грамотного потребителя». Граждане, знакомятся, сплачиваются и более заботливо относятся к придомовой территории, что безусловно улучшает ситуацию в данной сфере.

   6. Не мало поступает и обращений связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей органами исполнительной власти. В основном это касается органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, управлений по ЖКХ, ну и конечно, жалобы на не устраивающие жителей ответы и отсутствие ожидаемых реакций на обращения в отдел жилищного надзора регионального Главрегионнадзора.

   7. Проблемы, связанные с индивидуальными и коллективными (общедомовыми) приборами учета, включают следующие вопросы: приобретение, установка, легитимность установки, поверка, снятие показаний, вмешательство в работу приборов, подача показаний, эксплуатация.

   8. Традиционно вошло в ТОП лидеров обращений неудовлетворительное состояние МКД (3% от общего количества обращений): ненадлежащее оказание жилищных услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, оказываемых управляющими организациями (УК,ТСЖ,ЖСК). Так как во втором квартале от общего количества обращений по данной категории составляло 14% от общего количества обращений, а в первом квартале 2%, конечно же состояние МКД не меняется от квартала к кварталу, но однозначно, в разное время года данная проблема волнует жителей по разному.

Основное количество МКД в стране построено в далёкие времена СССР, и в большинстве и случаев, и на сегодняшний день, возраст домов превышает 40-60 лет эксплуатации.  Конечно конструктивные элементы зданий не вечны, и граждане сами вольны выбирать в каком состоянии должен быть дом, когда его ремонтировать, нужен ли текущий ремонт конкретных конструктивных элементов в конкретном году или можно закрыть на это глаза и запустить проблему до полного разрушения конструктивного элемента здания, понадеявшись на программу капитального ремонта, вот только эта программа предусматривает только использование взносов, поступивших от жильцов и никого больше. Не так давно данная проблема стояла очень остро, наряду с проблемой качества начислений. Изменение ситуации в лучшую сторону связано с более ответственным (по сравнению с предыдущими годами) отношением граждан к своей собственности.  Жители начинают понимать, что квартира это составляющая дома и без него она не сможет существовать, и все вложения в свой дом  капитализируются в стоимость недвижимости, да бы не было  стыдно оставлять квартиру в таком доме потомкам.

  9. Переселение из аварийного и ветхого жилья включает следующие проблемы:  признание  многоквартирных домов аварийными, смещение сроков переселения,  качество вновь возводимых многоквартирных домов и качество внутренней отделки предоставляемых квартир.

  10. Иные темы включают обращения по проблемам не набравшим 1% от общего количества обращений, в том числе общее имущество: состав, использование, возврат из чужого незаконного владения; социальный найм; коррупционная составляющая и другие.

С Уважением, Хайров Руслан Ирфатович
Общественный уполномоченный по защите прав в сфере ЖКХ Ульяновской области;
Руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ульяновской области.