По итогам деятельности любого человека, на каком бы он посту или месте не находился – в ближайшем рассмотрении или на расстоянии, всегда возможно выделить основные постулаты, вехи и достижения, оставленные им истории.  Если таковые конечно имелись…..

Сегодняшняя  тема мотивирована событиями, связанными с отставкой правительства Ульяновской области  и назначением новых персоналий на ответственные должности в исполнительной власти. Сфера культуры для меня, как человека  отработавшего четверть века в отрасли в частном и в государственном сегменте наиболее злободневна, в связи с чем считаю необходимым высказать свою точку зрения на существующую ситуацию. Сейчас на этапе назначения нового министра, я надеюсь, что лицо, занимавшее до сего дня министерское кресло, будет отправлено в отставку, поскольку не вижу перспектив её дальнейшей работы, более того дальнейшее нахождение на этом посту крайне вредно  и губительно для отрасли культуры Ульяновской области в целом. То время пока Ившина, а именно о ней я буду говорить сегодня,  находится на этом посту, для ульяновской культуры в целом было потеряно. Далее я постараюсь максимально полно аргументировать свою позицию и видение ситуации.

Ившина – яркий представитель номенклатурной системы управления 90-х и нулевых. Человек безинициативный, строго плывущий по течению, бурно имитирующий кипучую деятельность, усердно изображающий радость и преданность, с полным отсутствием своего мнения и имеющий главной целью и задачей – максимально долго задержаться в кресле, дающем достойное материальное обеспечение в настоящем и будущем.  Сказали бежать – бежит, сказали сидеть – сидит. Крайне коньюнктурна и не самостоятельна. Никакой личной инициативы, энтузиазма и патриотизма за 10 с лишним лет нахождения её на ключевом посту не замечено.

Мы говорим за десятилетие, которое при наличии грамотного, сильного, опытного руководителя должно было ознаменоваться формированием культурных традиций, событийных моментов, направлений развития культуры в целом, формированием материально-технической базы, кадровым потенциалом. Руководитель  отрасли за десять лет работы должен оставить после себя вновь созданные музеи, коллекции, выставки, творческие коллективы, события, профессиональные кадры. Иными словами мощный культурный потенциал. В ситуации с Ившиной все грустно. Что создано ею за 10 лет – ничего!  Нарушилось не писанное правило, что руководитель будет эффективным и может считать себя профессионалом лишь тогда, когда собрал себя по винтику с нуля. Как в оскароносном фильме «Москва слезам не верит» главная героиня – от студентки-станочницы до директора комбината. Но там этот путь пройден за 28 лет! В ситуации с Ившиной карьерный путь больше напоминал сказку про Золушку. Еще вчера  заведующая библиотекой в городе Кирове она, с годовым периодом деятельности в кировском  городском управлении культуры в должности зама, удачно подведенная в нужный момент своей протеже Анной Гор к только что избранному Губернатору Ульяновской области  взлетает практически с лейтенантской на генеральскую должность. Человек, который не провел до этого самостоятельно ни одного концерта, спектакля, гастролей, а тем более форумов и фестивалей, не научил никого ни чему в культуре вдруг, в одночасье,  в 38 лет становится министром культуры целого региона (в то время начальник управления культуры Ульяновской области). Человек, который даже элементарных совещаний никогда не проводивший (кстати не научившийся этому и по сей день). Имеющей, как пишет интернет,  пару дипломов и десяток корочек курсов различных специализаций и повышений квалификаций по всевозможным направлениям, ну видимо так, на всякий случай. Но тогда в 90-е и нулевые это было крайне модно! В одном лице ты юрист, экономист, животновод, историк, библиотекарь, краевед, ну и ещё кто нибудь. Стремительный взлёт из лейтенантов в генералы всегда чреват тем, что отсутствуют этапы пути профессионального роста. Человек не понимает, чем он должен заниматься и как делать то или это. Все осваивает с нуля. А на это уходят годы и деньги. Метод проб и ошибок не самый лучший и эффективный путь развития целой отрасли.

Практически все инициативы, реализуемые под эгидой министерства культуры за эти годы были генерированы  Губернатором. Кино-фестиваль яркое творческое событие, который попал в волну и был что называется в тренде! Вспомните, каким был первый и второй фестиваль  и во что он превратился сейчас. В банальную трату денег. О его проведении не знают даже сами работники отрасли, не говоря уж о каком то международном уровне, о котором постоянно заявляет министр. Фестиваль никак не проявляется в медийном пространстве страны. Не имеет мотивации. Практически полностью утратил смысл. Нет даже оборудования для показа фильмов. Каким то удивительным образом засветившийся на последнем кино фестивале Эмир Кустурица не сумел скрасить разочарования от умирающего проекта.

Та же участь у международного культурного форума. Именно под него был создан фонд «Ульяновск – культурная столица», который снова же возглавила Ившина в 2011 году, и который единственным своим предназначением нёс функцию проведения Международного культурного форума. Первый форум делал Журавлев, тогдашний министр культуры. Участники форума – Авдеев (министр культуры РФ), Нарышкин (Спикер Государственной Думы РФ), Пиотровский (Директор Эрмитажа), Антонова (Директор Пушкинского музея), Швыдкой (Советник Президента РФ по культуре), огромное количество медийных лиц. Невероятный энергетический фон. Полные залы на «пленарке»  и круглых столах. В 2012 году на форуме, при министре Мурдасовой, среди участников- Мединский (Министр культуры РФ), Матвиенко (Спикер Совета Федерации), Пиотровский, Церетели, снова же Швыдкой, такое же количество медийных лиц и снова аншлаги от открытия, до закрытия! С 2013 года форумом занималась Ившина лично во всех ипостасях одновременно. Кто может вспомнить последние 3-4 форума? Медийных лиц?  Ну разве что спящего Разлогова на пленарном заседании в 2015, над которым потешались все областные СМИ (другие  то просто не догадываются о его существовании). Полная тишина. Пустые залы. Насильно сгоняемые работники областных учреждений. Никакого промоушна и пиара. В общем бездарная трата денег. Жалко совершенно уникальную идею, которую сегодня при  полном отсутствии конкуренции перехватил Санкт Петербург и государственный Эрмитаж и вот уже четыре года собирает у себя ведущие творческие кадры страны. Всхлипы Ившиной о том, что мол куда нам до Питера с его культурным наследием звучат из уст министра нелепо, поскольку международный форум, прежде всего, это дискуссионная площадка и место встречи единомышленников, а не соревнование у кого больше музеев или картин! Провален был сам организационный процесс, медийное сопровождение, неправильная расстановка приоритетов и многое другое.

Еще один, когда то активно раскручиваемый, проект «Пластовская осень», презентованный даже в Лондоне в 2013 году с выездной выставкой имеет  точно такой же финал. Кто слышал о нем последние пару лет? Хотя денег на него Ившина продолжает тратить изрядно. Вот так вот все культурные инициативы Губернатора, являвшегося мозговым центром, хотя этот мозговой центр должен был быть в первую очередь в лице министра культуры, а уже потом поддерживаемые губернатором, плавно сходят на нет.

То же самое случилось с «Креативным Кварталом» имевшим своей задачей развитие нетрадиционного творческого потенциала молодёжи, который не охватывается понятиями о классической культуре, который должен выдавать новые проекты, идеи, направления развития.  Пиариться, в конце концов, хотя бы на уровне города. А в итоге – тусовки неформальной молодежи, междусобойчики, «чаепития». Никаких творческих  проектов, результатов. Одним словом-холостой выстрел.  В творческом порыве создания этого проекта, возникшем снова же с подачи Губернатора, Ившина объехала пол мира. И если кто-то думает, что этот культурный  плод местного разлива, тот ошибается. Это неудачный плагиат креативных проектов списанный Ившиной во Франции, Германии, Бельгии, Великобритании. Почему не удачный? Да потому что этот проект скорее мертв, чем жив. Чего нельзя сказать о его собратьях за рубежом. Прокричав три года назад и затратив кучу бюджетных средств на свои многочисленные командировки по миру и реализацию проекта в Ульяновске, министр культуры благополучно забыла о нем. Проект иссяк.

Один из главных «мыльных пузырей» Ившиной – это «Красный туризм». Наверное не все еще успели забыть этот пафосный проект, о котором громогласно заявляла Ившина с 2010 года, а в последующем со своим замом по туризму Казаковым. Вспоминается пресс конференция в апреле 2014, где они вдвоем обещали принимать в Ульяновске до миллиона китайских туристов в год? Причем уже в 2015 году. Что это? Обещания ориентированные на идиотов? И это говорили совершенно официально люди наделенные властью и претендующие на адекватность. Простая арифметика разрушает все эти громкие заявления в пыль. 1 000 000 китайских туристов в год, это почти три тысячи человек в день. С точки зрения транспортной доставки в город на выбор: шесть пассажирских поездов уровня «Ульяновск-Москва»,  либо 8 четырехпалубных теплоходов, либо 15 авиа лайнеров Боинг 757! А откуда они приедут, ведь у нас нет прямого сообщения с Китаем! Они не задумывались, что этим трем тысячам китайских туристов негде жить, не на чем ездить по городу, негде питаться, а самое главное смотреть нечего, поскольку единственный музей, интересный китайцам и имевший глубоко специфическую ленинскую и революционную тематику, эту самую тематику практически потерял, будучи размытым самой Ившиной различными не имеющими отношения к Ленину темами. А этнографией, краеведением, национальными традициями и местными талантами не то что миллион китайцев, никого не заманишь. Что это? Коньюнктурные прогибы с целью показать кипучую деятельность? Или возможность отсрочить свой бесславный конец как министра, затмевая сознание жителей области утопией и профанацией? Ведь главное прокукарекать, а там глядишь и забудут помаленьку. Или может ублажить Губернатора? Помните сказку «Голый король»?  По итогам 2015 – 16 годов посещаемость китайскими туристами Ульяновской области не превысила одной тысячи человек за год. И то исключительно благодаря официальным китайским делегациям прибывающим в область по вопросам связанным с инвестиционным потенциалом области. Добавить больше нечего!

Совсем свежий пример 2016 года. Громко объявили о начале работы проекта «Летний венец». Напечатали большой красивый баннер. Поставили на площади. Пригласили Губернатора. Отрапортовали, в ладоши похлопали, в газетах прописались. И что….. Прихожу на площадь как то в субботу в обед. Читаю план-схему! Десяток всевозможных площадок от филармонии до «Колизея». Работают вот прямо сейчас. Сфотографировал на планшет, чтобы не забыть что-где.  Наивно пошел посмотреть! Ни одной площадки! Ну просто никого! Ну так ведь ничего страшного. Зато баннер красивый. Губернатор похвалил снова же!

Еще один показатель  болезни отрасли культуры – это ее финансирование. Любого министра можно оценить по росту финансирования отрасли за время его деятельности. Министерство культуры имеет самый низкий уровень финансирования из всех отраслей Правительства области на 2017 год. Уверенно стоит на последнем месте. Для сравнения можно также взять соседние регионы, в которых отрасли  культуры имеют финансирование из бюджетов субъектов от 3 до 5%. В Ульяновской области при почти 40-миллиардном консолидированном бюджете объем финансирования отрасли культуры на 2017 год составляет всего 640 миллионов рублей, что составляет 1,5 процента. Очень яркий показатель деятельности профильного министра, говорящий об его отношении к вверенному ему хозяйству, не способности отстаивать финансовые интересы ведомства, безразличии,  ну и в целом  об отношении к самой личности  министра культуры в стенах Правительства и Законодательного собрания области.

Кадровый вопрос. На скамейке запасных Ившина после себя не оставила никого. Выжженое поле. Начинаешь думать – а кто? Кто может стать у руля отрасли? Никого! Никто даже не приходит на ум. И это после 10 лет правления. Практически два полных вузовских срока. Можно было вырастить целую плеяду сильных управленцев. Не только в министерство, но и во все подведомственные учреждения культуры, вплоть до начальников отделов. Помните такое понятие – преемственность кадров.  Невероятно! Но данная тема также оказалась безразлична действующему министру. Средний возраст работников культуры стремительно приближается к 60-ти годам, о чем я уже неоднократно говорил, в том числе и в СМИ. Роль временщика-непрофессионала и в этом вопросе ярко проявилась в деятельности Ившиной.

Можно долго говорить о «дутых» отчетах областных учреждений культуры, которые ежегодно культивировала Ившина. Совершенно нелепые цифры, которые рисовались в этих отчетах обеспечивали успешность ее деятельности в глазах Губернатора. И никого не смущала посещаемость например областного художественного или краеведческого музея в количестве 130-140 тысяч человек в год, или «Ленинского мемориала» в пол миллиона человек. Никто из вышестоящих руководителей даже не задумывался над правдоподобностью этих цифр. Ведь при таком раскладе ежедневное посещение того же краеведческого музея должно было быть не менее 450 человек. А «Ленинского мемориала» – 1 600! Но для Ившиной отчеты превыше всего. И аргумент о том, что количество тех же проданных билетов, которые являются объективным критерием посещаемости, говорящие о 25-30 тысячах посетителей, в расчет ею не брались. А руководители под страхом снятия надбавок с и без того нищей заработной платы покорно шли на обман.

Сложно объяснить и нескрываемую любовь культурного министра к иногородним фирмам. Постепенно все государственные контракты под эгидой министерства культуры стали заключаться исключительно с фирмами из других регионов. Техническое обеспечение мероприятий обеспечивали организации из Самары и Йошкар-Олы, концертной деятельностью и привозом артистов на все государственные праздники занимается фирма «К-Концерт» из Йошкар-Олы, при том, что снова же с подачи Ившиной они имеют в монополии все электронные кассы в городе. Эта же организация имеет исключительное право на организацию концертов в «Ленинском мемориале». Режиссурой и постановкой всех мероприятий занимается режиссерская группа из Самары. Дошло до смешного. Главную елку губернии в 2015 году проводила фирма из Йошкар-олы, техническое обеспечение выполняли  люди из Самары, а на сцене работала театральная труппа из Кирова. Вот такие вот странные предпочтения у министра культуры Ульяновской области. Кстати этот творческий проект Ившиной закончился грандиозным скандалом в областном масштабе, в результате которого ей пришлось пожертвовать своим ставленником-протеже, директором «Ленинского мемориала» Евгением Казаковым. Казаков, по удачному для себя стечению обстоятельств, оказался родным племянником скандально известного деятеля от культуры Николая Сафронова, в простонародье – Никаса. В связи с чем долго без работы не сидел и практически на следующий день после скандального увольнения пошел на повышение на специально созданную под него, никогда не существовавшую ранее должность заместителя министра по туризму со всеми вытекающими благотворными для себя дорогого обстоятельствами. В период своей молниеносной (менее года) деятельности на посту директора «Ленинского мемориала» Казаков прославился тем, что сдал своему родному дяде Никасу половину музея «Ленинского мемориала» для организации его коммерческой выставки на полтора месяца за 27 тысяч рублей (600 руб. в день), при том, что по прейскуранту должен был получить не менее миллиона. Кстати точно такая же выставка Никаса в «Ленинском мемориале» в 2009 году принесла в кассу учреждения 1 100 000 рублей чистого дохода. Ну и уж совершенно необъяснимую благосклонность в отношении Йошкар-Олинской фирмы «К-Концерт», которым предоставлял большой зал мемориала для проведения концертов по цене 40-50 тысяч. И это при том, что до его прихода подобные мероприятия приносили мемориалу не менее 200-250 тысяч. Я надеюсь вы понимаете, что подобное творчество без участия культурного министра Ившиной не обходилось.

Чем запомнится нам, ульяновцам, варяг-кировчанка Ившина? Новыми музеями, концертными залами, собранными коллекциями и возрожденным культурным наследием региона? Часто критикуемая в последнее время и близкая по смыслу и задачам отрасль спорта вместе с министром Кузьминым, с подачи Губернатора создала за последние 12 лет совместными усилиями пол сотни новых объектов спорта, таких как: крытые катки «Лидер» в Ульяновске и дворец спорта «Олимп» в Новоспасском, десяток больших современных ФОКов (тот же «Новое поколение»), Дворец спорта «Волга-спорт-арена», новые бассейны, футбольные поля, огромное количество новых рабочих мест. Громадные инвестиции в отрасль. Массовый приток на объекты спорта жителей региона. Практически трехкратный рост бюджетного финансирования министерства за последние годы. А в активе Ившиной так и не построенный за 12 лет архив, рассыпающийся «Ленинский мемориал», разваливающееся здание филармонии, закрывающиеся библиотеки, кружки и секции, стареющий кадровый состав, необъяснимая «любовь» к иногородним фирмам, режиссерам и артистам, проектные «мыльные пузыри», не состоявшиеся надежды, потерянное время. Как говорится – большое видится на расстоянии. Сделанное за 10 лет министром Ившиной не разглядеть даже при абсолютном приближении.

Вообще это хроническая болезнь нашего министерства культуры последних двенадцати лет. Мы не можем самореализоваться. Мы не можем себя преподнести. Мы не можем себя показать. Мы не правильно расставляем приоритеты в своей деятельности. Мы, каким то фантастическим образом, не понимаем элементарных вещей. Мы делаем кадровые ошибки и не можем просчитать даже три шага вперед. Мы не умеем считать и экономить, не говоря уж о зарабатывать, деньги. Мы не можем сохранить то, что имеем. Мы не выдерживаем конкурентной борьбы.  Нам все время что то мешает. Нам все время чего то не хватает. Возникает вопрос – почему? Да потому, что нас (Ившину) никто всему этому не учил. Никогда. Просто не бывает все это по мановению волшебной палочки, или чьему то волевому решению! Не бывает!

На сегодняшний день в околоправительственных кругах обсуждаются кандидатуры Жданова, Лариной, Хаутиева и даже Мидленко на должность министра культуры Ульяновской области. Кандидатуры спорны и прежде всего тем, что не имеют достаточного административного опыта, масштаба, авторитета и ресурса в сфере культуры, хотя каждый из них абсолютно адекватный и деятельный человек. Хотя все это, конечно, дело наживное. Было бы желание, патриотизм, правильные понятия и менталитет, а также (хочется надеяться) глубокая степень ответственности не только перед некоей неодушевленной субстанцией, под названием отрасль культуры, но и перед живыми людьми, эту самую отрасль наполняющими. Да и просто уж очень нужны перемены! Отрасль нуждается в переменах, как болото в свежей воде. А люди в надежде, перспективе, нормальных условиях для работы и творчества.

Шабалин Э.С.