Актер Владимир Зельдин скончался в больнице в возрасте 101 года. Актер умер в институте скорой помощи имени Склифосовского, где проходил обследование и лечение. Ранее сообщалось, что актер был госпитализирован в тяжелом состоянии в одну из столичных клиник. Его супруга Иветта Зельдина рассказала, что он три недели проходил обследование и лечение в военном госпитале, откуда его перевели в НИИ имени Склифосовского, передает агентство “РИА новости”. История семьи великого актера была связана и с Ульяновской областью. Отец Владимира Зельдина учил игре на музыкальных инструментах рабочих села Языково. Здесь на суконном производстве был создан оркестр, которому аплодировали Петербург и Лондон. Суконное царство К началу XX века Симбирская губерния являлась лидером по производству сукна в России. На нашей территории имелось восемнадцать фабрик, которые все вместе давали второй результат в стране по объемам выпущенной продукции, третий – по количеству ткацких станков. Лишь в Московской губернии в этой отрасли ткачества было занято больше рабочих, чем в Симбирской. Все восемнадцать местных производств размещались в сельской местности. Языковская суконная фабрика обеспечивала работой более полутысячи человек. Здесь изготавливались самые популярные и модные виды сукна – бобрик, урс, трико, шевиот, драп. Вся продукция сбывалась на Нижегородской и Ирбитской ярмарках через собственные склады в Москве, Самаре, Харькове, Саратове. …Исторические документы свидетельствуют, что вотчинная суконная мануфактура появилась в Языкове в 1853 году, основателем ее был сын известного ученого-геолога Петра Языкова и племянник поэта Николая Языкова, отставной артиллерийский подпоручик Василий Языков. На мануфактуре работали крепостные крестьяне Языковых, вырабатывавшие на сорока ткацких ручных станках от 70 до 150 тысяч аршин армейского сукна по заказу военного интендантства. К 1861 году мануфактура имела уже 30 прядильных «колес» по 40 и 60 веретен, 70 ручных ткацких станков и пять аппаратов, подключенных к водяному приводу. После того как на фабрике был установлен локомобиль, часть оборудования была переведена на паровую тягу. Бумаги даже сохранили имена первых ткачей – крепостных Емельяна Крайнова, Степана Лобова, Никиты Федорина и других. В 1884-м имение и фабрика были проданы купцу Фёдору Степанову. К 1901 году его сын Михаил Фёдорович выстроил новое здание фабрики с большим количеством ткацких станков, прядильных машин и чесальных аппаратов, провел электричество. Оркестр – в подарок супруге Но в историю края фабрика вошла и благодаря поддерживаемым здесь культурным традициям. При производстве было создано два известных на все Поволжье духовых оркестра – для рабочих и их детей. Вышеупомянутый владелец Языковской суконной фабрики Михаил Степанов был не только крупным фабрикантом, но и знаменитым меценатом. Он материально поддерживал деятелей культуры, брал детей-сирот в свою семью на воспитание. Степанов построил в Языкове театр, где ставились оперные спектакли с участием столичных артистов. По приглашению благотворителя в Языкове побывали композитор Сергей Прокофьев, музыкальные деятели Михаил Багриновский и Юрий Сахновский, актер и режиссер Иосиф Самарин-Эльский. В 1903 году в Языкове открылась фабричная начальная школа на шестьдесят человек для детей трудящихся, а позже – «родильный приют». В год первой русской революции Михаил Федорович женился на Наталье Степановой-Шевченко, оперной певице. Рассказывали, что голосом Натальи Осиповны восхищался сам Шаляпин. Молодая супруга попросила мужа создать при фабрике детский духовой оркестр. Эта идея отвечала стремлениям мецената, и он согласился – приобрел комплект духовых инструментов, нанял профессиональных музыкантов для обучения детей, набрал коллектив из 65 подростков. Из столицы прибыл постоянный капельмейстер – профессор Московской консерватории Михаил Евгеньевич Зельдин, отец покойного народного артиста СССР Владимира Зельдина. Фабрика звезд Творческие занятия проходили ежедневно, причем время музыкальных уроков считалось как рабочее, и за пропуск занятий могли оштрафовать. Увы, несмотря на успехи оркестра, Михаил Евгеньевич все равно не был удовлетворен своей деятельностью и вернулся в Москву. Вместо Зельдина на должность руководителя коллектива был приглашен питерец Логинов, который организовал еще и оркестр балалаечников. Вскоре оба ансамбля выступили в Симбирске и имели большой успех. Однако Логинов был отозван в оркестр Петербургского императорского театра, и без него оркестр в Языкове едва не распался. Обеспокоенный этим фабрикант Степанов уговорил Михаила Зельдина вернуться в оркестр. 1910–1914 годы – время настоящего расцвета коллектива. В его составе насчитывалось 70 музыкантов, игравших сложные классические музыкальные произведения. Степанов не жалел денежных средств для оркестра, он организовывал и финансировал гастроли по городам Поволжья, в Петербурге, Варшаве и Лондоне. Михаил Федорович приобрел комплект инструментов фабрики музыкального мастера Червенаго в Киеве, стоивший огромных денег. Обеспечить музыкантов инструментами одного производителя было весьма важно – от этого выигрывали звучность, тембр и правильный строй оркестра. Таким образом, оркестровая капелла Степанова достигла звучания, которого ведущие оркестры Европы добивались годами упорных репетиций. Критики причисляли языковский оркестр «к учреждениям, задающимся серьезными целями, у которых на первом плане искусство, а не любительская забава». Так что симбирская суконная промышленность была знаменита на всю Россию не только качеством продукции, но еще и своими талантливыми рабочими, оставившими заметный след в музыкальной жизни начала XX века.
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Культурная столица
Вот оказывается кому аплодировал Лондон, рабочим ткачам с Языковской фабрики! А не учредителям премии в 25 миллионов рублей Мурдасовой и Морозову!Здорово!
Авиатор
Ну так, сиюминутное быстро забывается, а мастера остаются в веках. Я не знаток искусства и не могу дать адекватную оценку творчеству Зельдина… Но то, что Премия Пластова – чистый воды пиар, – было понятно сразу
Ндааа…
Счастливый человек! Он прошел долгий славный путь и всю свою жизнь посвятил любимому делу – мало кому Господь дает такую возможность. Вечная память и браво!
Гость
Земля пухом…